Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Цель. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Учить детей отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки. Развивать связную речь. Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад, а в группе на столе лежит мешочек (в котором спрятаны бобовые зернышки).

-Ребята, посмотрите?

-Кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Послушайте, как что-то шуршит в мешочке. Попробуем отгадать, что это, но не при помощи глаз, а при помощи рук.

-Это зерна. Кто знает, как называются эти зерна?

-Бобы. А вы бобы- то когда - ни будь, видели? Кто не видел? Бобовое зернышко совсем не маленькое. А почему поймете, прослушав сказку. Как вы думаете для чего нужны зерна?

Ответ детей: Можно их посадить весной в землю.

Воспитатель: Их очень любит есть петушок.

Про бобовое зернышко и петушка даже сказка есть. Она так и называется «Петушок и бобовое зернышко».

2. Чтение сказки.

3. Беседа.

Воспитатель: Я считаю, что это сказка добрая, а вы как думаете?

-Что случилось с петушком в этой сказке? (Петушок подавился бобовым зернышком)

-Почему он подавился бобовым зернышком? (Петушок торопился, когда клевал зернышки)

-А кто ему помог? Кто петушка из беды выручил? (Петушку помогла курочка)

-Какими словами можно назвать курочку? Какая она? (Добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая)

-К кому курочка обращается за помощью? (Курочка обращается за помощью к хозяюшке, коровушке, хозяину, кузнецу)

-Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.

-Как много в сказке ласково звучащих слов: не зерно, а зернышко; не хозяйка, а хозяюшка; не корова, а коровушка, и еще голубушка; не горло, а горлышко;  не масло, а маслице.

-Смогла ли курочка вылечить петушка? А почему смогла? Потому что ей помогали, а курочка знала, чем помочь петушку.

-Как вы думаете, что петушок сказал курочке? Спасибо тебе, курочка, за помощь и заботу. Я тоже хочу быть добрым, как ты, и помогать другим.

4. Физминутка.

Петушок видит, что вы немного подустали, и хочет с вами поиграть. Давайте отдохнем вместе с петушком.

Ах ты, Петя – петушок, (Вытянуться и кивать головой.)

На макушке гребешок, (Сложить ладони, приложить к макушке.)

А под клювом-то бородка, (Сложить ладони, приложить к подбородку.)

Очень гордая походка. (Ходьба с высоким подниманием бедра.)

Рано-рано поутру (Похлопать крыльями.)

 

Он кричит«Ку-ка-ре-ку!»

 

Воспитатель: Ребята мы познакомились с новой сказкой. А какие еще русские народные сказки вы можете назвать? Сейчас мы посмотрим, узнаете ли вы сказки по картинкам? А чтобы вам было проще, я буду вам загадывать загадки.

1. Задание «Угадай сказку»

***

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

 

***

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. («По щучьему веленью»)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то («Волк и семеро козлят»)

 

***

А это из какой сказки?

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. … («Маша и медведь»)

 

***

Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)

 

***

Ах ты, Петя-простота,

 

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

 

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки. Ведь наши сказки добрые, в них добро всегда побеждает зло.

- А сейчас я предлагаю немного размяться.

2. Задание «Назови по предмету»

Воспитатель: Продолжим наше испытание, сможете ли вы угадать сказку по предметам.

Дети присаживаются на пол вместе с воспитателем. В конвертах лежат изображения предметов. Дети должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор: Миска, кровать– «Три медведя»

2 набор: Петух, избушка – «Заюшкина избушка»

3 набор: Избушка на курьих ножках, печка, река – «Гуси-лебеди»

4 набор: Дом, лягушка, волк – «Теремок»

5 набор: Рыба, прорубь, тесто – «Лисичка – сестричка и серый волк»

6 набор: Лужа в форме копытца, Сестрица-Аленушка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

7 набор: Печь, щука, ведра – «По щучьему велению»

3. Задание «Продолжи имя персонажа из сказки»

Воспитатель: Молодцы. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич). Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:

Царевна (лягушка)

Гуси (лебеди)

Серый (волк)

Мишка (косолапый)

Зайка (побегай-ка)

Василиса (Прекрасная)

Сивка (Бурка)

Кощей (бессмертный)

Петушок (Золотой гребешок)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. С какой сказкой вы сегодня познакомились? Что было в этой сказке? А во время викторины какие вы сказки вспомнили?.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Цель. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Учить детей отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки. Развивать связную речь. Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад, а в группе на столе лежит мешочек (в котором спрятаны бобовые зернышки).

-Ребята, посмотрите?

-Кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Послушайте, как что-то шуршит в мешочке. Попробуем отгадать, что это, но не при помощи глаз, а при помощи рук.

-Это зерна. Кто знает, как называются эти зерна?

-Бобы. А вы бобы- то когда - ни будь, видели? Кто не видел? Бобовое зернышко совсем не маленькое. А почему поймете, прослушав сказку. Как вы думаете для чего нужны зерна?

Ответ детей: Можно их посадить весной в землю.

Воспитатель: Их очень любит есть петушок.

Про бобовое зернышко и петушка даже сказка есть. Она так и называется «Петушок и бобовое зернышко».

2. Чтение сказки.

3. Беседа.

Воспитатель: Я считаю, что это сказка добрая, а вы как думаете?

-Что случилось с петушком в этой сказке? (Петушок подавился бобовым зернышком)

-Почему он подавился бобовым зернышком? (Петушок торопился, когда клевал зернышки)

-А кто ему помог? Кто петушка из беды выручил? (Петушку помогла курочка)

-Какими словами можно назвать курочку? Какая она? (Добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая)

-К кому курочка обращается за помощью? (Курочка обращается за помощью к хозяюшке, коровушке, хозяину, кузнецу)

-Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.

-Как много в сказке ласково звучащих слов: не зерно, а зернышко; не хозяйка, а хозяюшка; не корова, а коровушка, и еще голубушка; не горло, а горлышко;  не масло, а маслице.

-Смогла ли курочка вылечить петушка? А почему смогла? Потому что ей помогали, а курочка знала, чем помочь петушку.

-Как вы думаете, что петушок сказал курочке? Спасибо тебе, курочка, за помощь и заботу. Я тоже хочу быть добрым, как ты, и помогать другим.

4. Физминутка.

Петушок видит, что вы немного подустали, и хочет с вами поиграть. Давайте отдохнем вместе с петушком.

Ах ты, Петя – петушок, (Вытянуться и кивать головой.)

На макушке гребешок, (Сложить ладони, приложить к макушке.)

А под клювом-то бородка, (Сложить ладони, приложить к подбородку.)

Очень гордая походка. (Ходьба с высоким подниманием бедра.)

Рано-рано поутру (Похлопать крыльями.)

Он кричит«Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: Ребята мы познакомились с новой сказкой. А какие еще русские народные сказки вы можете назвать? Сейчас мы посмотрим, узнаете ли вы сказки по картинкам? А чтобы вам было проще, я буду вам загадывать загадки.

1. Задание «Угадай сказку»

***

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

***

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. («По щучьему веленью»)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то («Волк и семеро козлят»)

***

А это из какой сказки?

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. … («Маша и медведь»)

***

Надо курочке бежать

Петушка скорей спасать

Он так торопился,

Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)

***

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки. Ведь наши сказки добрые, в них добро всегда побеждает зло.

- А сейчас я предлагаю немного размяться.

2. Задание «Назови по предмету»

Воспитатель: Продолжим наше испытание, сможете ли вы угадать сказку по предметам.

Дети присаживаются на пол вместе с воспитателем. В конвертах лежат изображения предметов. Дети должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор: Миска, кровать– «Три медведя»

2 набор: Петух, избушка – «Заюшкина избушка»

3 набор: Избушка на курьих ножках, печка, река – «Гуси-лебеди»

4 набор: Дом, лягушка, волк – «Теремок»

5 набор: Рыба, прорубь, тесто – «Лисичка – сестричка и серый волк»

6 набор: Лужа в форме копытца, Сестрица-Аленушка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

7 набор: Печь, щука, ведра – «По щучьему велению»

3. Задание «Продолжи имя персонажа из сказки»

Воспитатель: Молодцы. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич). Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:

Царевна (лягушка)

Гуси (лебеди)

Серый (волк)

Мишка (косолапый)

Зайка (побегай-ка)

Василиса (Прекрасная)

Сивка (Бурка)

Кощей (бессмертный)

Петушок (Золотой гребешок)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. С какой сказкой вы сегодня познакомились? Что было в этой сказке? А во время викторины какие вы сказки вспомнили?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»...