План самообразования на 2021-2022 учебный год
методическая разработка (средняя группа)

Какоулина Виктория Владимировна

Представляю план самообразования на тему «Развитие творческого воображения детей 5 - 6 лет посредством LEGO - коструктора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_-_kopiya.docx429.72 КБ

Предварительный просмотр:

https://pandia.ru/text/85/361/images/img1_29.jpg

ЛЕГО   это мир фантазий!

Мир идей, разнообразий.

Изучая схемы в нём,

Может получиться дом.

Или мы построим замок,

Где живёт большой дракон

Он принцессу сторожит

И огнём на всех рычит.

ЛЕГО руки развивает

И мечтать нам не мешает.

И скажу про ЛЕГО я

Это лучшая игра!

Пояснительная записка

В настоящее время ценятся такие качества человека как активность, творчество, способность к саморазвитию.  Поэтому современное общество ставит перед дошкольной образовательной организацией важную задачу, которая предполагает развитие творческого потенциала детей, что предполагает совершенствование воспитательно - образовательного процесса.

Творческое воображение – это такой психический процесс, который является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности дошкольника.  Развитие творческого воображения у дошкольников на протяжении долгого времени является актуальной темой. Данная проблема достаточна многогранна. Она включает в себя как непосредственное развитие творческого воображения, так и позволяет раскрыть особенности мышления и эмоционально-волевой сферы, развивать память, речь и мелкую моторику. Важным видом деятельности в детском саду, где педагог может развивать творческое воображение у детей, используя различные приемы и методы работы, является конструирование. Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова, Э.А. Фарапоновой и др.

Lego-конструктор является значимым средством для развития творческого воображения дошкольника, охватывая при этом все образовательные области ФГОС ДО. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Предложенные базовые наборы LEGO можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Актуальность

Детское конструирование относится к продуктивной  деятельности, поскольку направлено на получение конкретного продукта, посредством создания конструкций и моделей из различного материала. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников,  так как тесно связано с игровой деятельностью. Дети создают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их походу игры.

Дети начинают заниматься LEGO конструкторами, как правило, со средней группы.  Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (цвет, величина, форма, пространственные и размерные отношения). Детям средней группы для конструирования доступны следующие наборы конструктора:

  • конструктор LEGO DUPLO;
  • конструктор «Строитель»;
  • конструктор LEGO CLASSIK;
  • конструктор LEGO DAKTA.

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования,  детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

В работе по LEGO-конструированию необходимо применять принципы:

  • принцип последовательности;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип учѐта индивидуальных особенностей,
  • принцип интегрированного подхода.

Организация работы в разнообразных формах взаимодействия «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок», предполагающая возможность накопления и использования собственного опыта.

Обучая Lego-конструированию стоит придерживаться следующего принципа организации образовательной деятельности:

Первый этап «Соединяй» – «Постановка задачи» (актуализация знания детей; постановка учебной проблемы; открытие нового знания).

Второй этап «Строй» – «Построй модель» (применение знаний; процесс творчества детей).

Третий этап «Рассуждай» – «Рефлексия и обмен опытом» (рефлексия).

Четвертый этап «Продолжай» – «Улучшение проекта» (обыгрывание детьми своих работ).

Но для более эффективного использования LEGO-конструированию специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют воспитателям соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Так, Е.В. Фешина выделяет три таких условия.

  • Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструктивные способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках LEGO-конструирования. Именно это является одним из основных требований ФГОС ДО, в котором эта среда определяется как «развивающая образовательная среда». Подобная среда для LEGO-конструирования включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные LEGO - конструкторы; аналоги LEGO-конструкторов; дидактические материалы по LEGO-конструированию.
  • Вторым, не менее важным, условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO- конструировании является его включение в различные виды деятельности:

В образовательной деятельности.  В данном случае LEGO-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала − наглядного или практического.

В самостоятельной деятельности.  При самостоятельной деятельности детей LEGO -конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования воспитатель даёт детям задание, ставит перед ними задачи и цели.

В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми. LEGO-конструирование как средство развития мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством воспитателя, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие воспитателя, который может предложить детям дидактические игры с использованием LEGO-конструкторов.

Широкое применение LEGO-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.

  • Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что LEGO- конструирование по праву можно назвать многофункциональным средством, которое позволяет воспитателю решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что - то новое; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление.

Цель: развитие творческого воображения детей  посредством  Lego-конструктора.

Задачи:

Обучающие: 

  • Формировать умение анализировать конструкцию объекта, её основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
  • Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора LEGO.

Развивающие: 

  • Содействовать развитию конструктивных способностей детей; развивать образное  мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел.
  • Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные: 

  • Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования;
  • Формировать желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструктивные  умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. 

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация

способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-

рецептивный

Обследование LEGO-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-

поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Перспективный план работы с детьми

Дата

Тема

Задачи

Материалы

Сентябрь 2021г.

«Сказка про  страну LEGO»

Активизировать внимание.   Развивать познавательный интерес.

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

«Путешествие по стране LEGO»

Продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов LEGO.

Развивать познавательный интерес.

Октябрь 2021г.

«Сказочная страна  LEGO»

Формировать практические умения работы с конструктором.

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

«Город LEGO»

(знакомство с видами деталей, игры с деталями)

Дать детям знания о названиях деталей

LEGO-конструктора и способы крепления,

(кирпичик, пластина, горка, покатая горка, кронштейн, куполообразный кирпичик).

Активизировать внимание, память

Ноябрь 2021г.

«Волшебные узоры»

 (игры на составление  из деталей различных симметричных узоров)

Учить составлять симметричные узоры.

Развитие логического мышления, сенсомоторики.

Листы бумаги разного цвета и разной формы,

Вырезанные геометрические фигуры.

Декабрь 2021г.

«Весёлые кирпичики» (игры на составление моделей с использованием 2-3 цветов)

Учить детей различным способом комбинирования деталей (цвет, форма). Развивать творческую инициативу. Воспитывать усидчивость.

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

«Таинственный гость» 

(составление несложной модели  под диктовку)

Формировать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес.

Январь 2022г.

«Знакомство с профессией архитектора, инженера»

Формирование представлений о труде архитектора, инженера-конструктора. Развивать познавательный интерес к труду и продуктам труда данных профессий

Презентация «Кто построил дом»

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

«Цветные кубики»

Способствовать детскому экспериментированию с различными материалами. Формировать умение работать в паре. Воспитывать желание помогать друг другу.

Февраль 2022г.

«Постройка ворот, арок»

Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление.

Воспитывать интерес детей к сооружению построек.

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

«Фигура мальчика, девочки»

Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки.

Активизировать внимание. Воспитывать целеустремлённость.

Март 2022г.

«Конструирование на   свободную тему»

Способствовать умению конструировать по собственному замыслу.

Развивать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

Апрель 2022г.

«Создание постройки любимого животного»

Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Продолжать формировать умение работать в паре. Воспитывать целеустремлённость.

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

«Конструирование заборчика, елочек»

Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. 

Воспитывать их интерес к сооружению построек.

Май 2022г.

«Дом, в котором я живу»

Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Воспитывать любовь к  малой Родине.

Наборы LEGO

конструкторов.

Иллюстрации построек и моделей из конструктора

Создание коллективной работы  «Деревенский домик»

 Учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки. Развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы.

План работы с родителями:

  1. Создание LEGO конструирующей среды для детей осуществлялось совместно с их родителями.
  2. Беседы с родителями на тему «Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»
  3. Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  4. Памятка для родителей «Играем в LEGO дома», «Что такое LEGO конструирование?»
  5. Фотовыставка «Мы играем в LEGO»
  6. Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO-конструирования.

Используемая литература:

  1. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996. – 40 с.
  2.  Комарова, Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с.
  3. Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996. - 45 с.
  4. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО / Дошкольное воспитание.- 2009 - № 2 - С. 48-50.
  5. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  6. Методическая разработка к учебным пособиям LEGO DACTA для специальных школ. М., 1995. – 250 с.
  7. Михеева, О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996. – № 6. – С. 54-56.
  8. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М. .: Академия, 2009 – 97 с.
  9. 15 Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011 – 243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2021-2022 год.

laquo;Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей»....

План самообразования на 2021-2022 уч. год.

Тема самообразования: «Популяризация шахматного образования с помощью интернет-ресурсов среди участников образовательного процесса». Цель: расширение и совершенствование компьютерных ...

План самообразования на 2021-2022 г.г. по теме "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

План самообразованияВоспитателя Лукьяновой Елены Петровны на 2021 -2022 гг.Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».Цель:  освоить технологию проектн...

План самообразования на 2021-2022 учебный год

Нетрадиционное рисование в старших группах...

План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!...

План самообразования на 2021-2022 учебный год

План самообразования на 2021-2022 учебный год...