Методы и приемы применяемые в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ТНР отягощенные дефицитом внимания, гиперактивностью.
статья

Бугакова Ольга Владимировна

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная  расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, быстрая утомляемость, импульсивность - признаками, характеризующими  СДВГ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_metod_material_-_kopiya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы применяемые в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ТНР отягощенные дефицитом внимания, гиперактивностью.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная  расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, быстрая утомляемость, импульсивность - признаками, характеризующими  СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - поведенческое расстройство детского и подросткового возраста. Клинические проявления выражаются тремя симптомокомплексами:

  1. Нарушено внимание (невнимание или патологическая отвлекаемость).
  2. Импульсивность, выражающая в неспособности затормозить ответную реакцию.
  3. Гиперактивность.

Дети с нарушением речи, с отягощенным диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с такими дошкольниками должна выстраиваться следующим образом:

 - Выявить слабые и сильные стороны ребенка. С помощью сильных сторон можно качественно строить коммуникацию с дошкольником, потому что дети с СДВГ учатся не на наказании, а на поощрении.

- Создать соответствующее учебное пространство: без лишних предметов, как можно ближе к педагогу, потому что это помогает  концертировать внимание. Ребенок не должен сидеть лицом к окну.

- Обращать внимание на состояние ребенка и реагировать на него.

- Ввести двигательную активность в план коррекционных занятий.

Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ подвержена цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют умственный контроль над умственной активностью. Далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего цикла. Именно в эти моменты, когда ребенок «отключается», перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию необходимо ввести двигательную активность. Составляя план коррекционно-развивающих занятий для детей с ТНР, включаю в них одну из форм двигательной активности - подвижные игры. Особую пользу от подвижных игр получают «нестандартные» дети. Так малыш удовлетворит свою потребность в движении, получит похвалу, будет более включен в процесс. Подбирая игры, следует учитывать особенности детей с СДВГ, в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других детей. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующими развитию внимания.

Игра «Зеваки»

Цель: Развитие произвольности внимания, быстроты реакции, формировать умение управлять своим телом.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются и хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.

Игра «Удочка»

Цель: Развитие произвольности внимания, быстроты реакции, формировать умение управлять своим телом.

Дети образуют круг на расстоянии разведенных в стороны рук. Взрослый встает в центр круга. У него в руках «удочка» - шнур с привязанным к концу мешочком с песком. Он вращает шнур по кругу. Играющие внимательно наблюдают за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте.

Игра «Передай мяч»

Цель: Снять излишнюю двигательную активность, развитие произвольности внимания.

Сидя на стульях или стоя в кругу играющие стараются, как можно быстрее передать мяч, не уронив его, передав его соседу. Усложнить упражнение можно, попросив играть с закрытыми глазами или использовать несколько мячей разных по величине.

Игра «Замри»

Цель: Развитие внимания, памяти.

Дети прыгают в такт музыки (ноги в стороны-вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и бедрам), Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то не удалось, он выбывает из игры.

Игра «Слушай хлопки»

Цель: Развитие внимания, контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети становятся в позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу «лягушки» (сесть, пятки вместе, руки между ступнями на полу). Три хлопка, играющие возобновляют игру.

Игра «Запрещенное движение»

Цель: Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движение, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение выходит из игры. Вместо показа движений можно называть вслух цифры, кроме одной запрещенной, когда дети ее услышат должны хлопнуть в ладоши или потопать.

Игра «Кричалки - шепталки -молчалки»

Цель: Развивать наблюдательность умение действовать по правилам, развитие волевой регуляции.

Из разноцветного картона изготовить три маркера. Это - сигналы. Когда взрослый покажет красный маркер - «кричалку», нужно бегать, кричать, шуметь. Желтый маркер - «шепталка», можно тихо передвигаться, шептаться. На сигнал «молчалка» - зеленй маркер - дети должны замереть на месте. Заканчивать игру нужно «молчалками».

Литература:

  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. - М: Издательский цент «Академия», 2004.
  2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - Школа-пресс, 2001.
  4. Кряжева Н.Л. Игра и ее роль в развитии дошкольника. - М.: Эксмо, 2010
  5. Чистякова М. Психогимнастика. - Дефектология, 2003, № 6
  6. Карпова Е.В., Монина Г.Б. Игры для детей дошкольников. - СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Презентация на ППО учителей-логопедов и педагогов-психологовКИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"

План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...

Сообщение на областной методической неделе "Использование методов и приемов нейропсихологии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ"

Последние годы педагоги компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, находятся в поиске наиболее эффективных методов и приемов работы. Это объясняется рядом фактов.Во-первых: на сегодняшни...

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черт...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....