Картотека дидактических игр
картотека (подготовительная группа)

Болтис Надежда Владимировна

Дидактические игры используемые в моей работе как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_.docx22.15 КБ
Файл kartoteka_na_logiku.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад комбинированного вида № 2»

Игры и упражнения

для развития

логического мышления

               

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

   

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

 

               -Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Упражнение «Назови, одним словом».

- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля 

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

 

 

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т.д.

     

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

 

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

 

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)Хочу такой сайт

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

 

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

   

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

 

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

         Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…

·        до…

·        на…

·        че…

·        за…

·        пры…

·        ми…

·        ку…

·        му…

·        зо…

 

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Подбери признаки»

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

 

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой);

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…


Игра «Предмет-действие»

-Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).


Упражнение «Смысловые ряды»

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …


«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления

  Вопросы детям:

 Чем похожи стул и табуретка?

 Какие слова начинаются с буквы В?

 Какие вежливые слова вы знаете?

 Как вы думаете чему учат в школе?

 Какой день следует за вторником?

 На какой свет светофора надо переходить улицу?

 Чем отличается бабочка от стрекозы?

 У коровы телёнок, а у лошади…

 Назовите  детёныша у овцы?

 Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?

 Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

 Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)

 Какой день надели последний?

 Что делают из муки?

 Кто работает в магазине?

 Мышь маленькая, а муравей…

 Певец поёт, а балерина…



Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад комбинированного вида № 2»

Игры и упражнения

для развития

логического мышления

(подготовительная группа)

Упражнение: «Поможем геометрическим фигурам подготовиться к празднику осени»

(украсить дома гирляндами из цветов) Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах (цветы), абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Упражнение: «Посадим цветы на клумбах»

(Дети определяют по карточкам-символам свойств (или по карточкам-символам отрицания свойств) форму и размер цветочка, находят среди лежащих в коробке цветок, соответствующий условиям задачи).  
Цель: Развивать умение детей расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (два свойства) у предметов (цветы) по их знаковым символическим обозначениям.

Упражнение: «Построим дорожки в Фигуроляндии» (По карточке-инструкции)
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «блок-схема»).

Упражнение: «Самостоятельная работа»

(Выбрать среди предложенных карточек-символов необходимые для выполнения задания и разложить их в соответствующие пустые окошки карточки.
Цель: Развивать классификационные умения. Развивать умение выделять свойства в предметах, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Упражнение: «Поможем звездочету написать письма» (Для данного задания используются блоки, прикрепленные к магнитной доске, карточки-письма и карточки-символы свойств.
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).

Дидактическое упражнение «Поможем геометрическим фигурам найти свои вагончики в поезде».
Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

Дидактическая игра « Алгоритм» ( для индивидуальной работы с детьми)

Цель: называет геометрические фигуры, размещает блоки в определенной последовательности. Читает карточки – символы.

Материал: набор логических блоков Дьенеша; карточки – схемы; карточки с кодами геометрических фигур.

Ход игры:

Ребенку выдаются карточки – схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур.

Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте – схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.

НОЯБРЬ

Дидактическая игра «Магазин»
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

Упражнение: «Развезем пирожное по магазинам». (Дети развозят «пирожное по магазинам, ориентируясь на карточки-символы свойств установленные на развилке дорожек).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы.
Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Дидактическая игра «Цепочка».
Упражнять детей в составлении цепочки из повторения четырех фигур чередующиеся по цвету.

Упражнение: «Исправим ошибку Незнайки и заменить детали в контейнерах» (По карточкам-символам выяснить, какими признаками новая геометрическая фигура (деталь) должна отличаться от фигуры (детали), которую мы меняем. Из логических фигур выбрать ту, которая удовлетворяет заданным правилам и поменять одну на другую.). 

Цель: Развивать умение детей выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства (или свойств) предмета (не прямоугольный и не маленький и не желтый и т. п.)

Игра на внимание «Какой фигуры не достает на карточке»

Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах (цветы), абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Упражнение: «Поможем работникам почты рассортировать посылки». (Разложить посылки согласно карточкам-инструкциям. На карточке-инструкции цифра - порядковый номер полки; закрашенный кружок-ячейка, в которую необходимо положить посылку(блок); карточки-символы свойств-цвет, форму и размер посылки (блока Дьенеша).
Цель: Развивать умение выявлять свойства в
предметах и абстрагировать эти свойства от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета.
определяют форму недостающего цветка в каждой таблице).

Упражнение: «Разложим посылки по машинам». (С помощью таблицы-подсказки заполнить таблицу и узнать, какая машина посылки какой формы должна повезти. Разложить посылки по машинам с помощью цифр, стрелочек и карточек-символов свойств, записанных на доске).
Цель: Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства(форма). Способствовать освоению детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования.

Ситуация упражнение «Построим необычные автомобили».
Развивать творческое мышление, воображение.

ДЕКАБРЬ

Упражнение: «Отправляем письма деду Морозу». (Дети определяют признаки недостающей фигуры (марки) в каждой таблице. Затем выбирают из логических фигур(марок) лежащих в коробке, ту, которая удовлетворяет заданным условиям, и приклеивает её к конверту вместо соответствующей цифры). блок).
Цель: Развивать умения детей рассуждать.
Развивать логическое мышление, умение декодировать информацию о свойствах предметов.

Дидактическое упражнение «Найди недостающую фигуру».
Развивать внимание, логику.

Упражнение: «Приготовим антивирусное лекарство для гномов-помощников деда Мороза».

(Дети раскладывают блоки используя карточки-символы под номерами: 1, 2, 3. внутри красного, но вне синего круга (1). Внутри синего, но не вне красного (2). Пересечение двух кругов (3). За пределами кругов (4).
Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимание.

Дидактическая игра «Укрась ёлочку».
Закреплять умение детей действовать при помощи карточки-схемы.

Упражнение: «Поможем деду Морозу добраться, заменив указатели на пути к детскому саду».

(Дети по карточке-инструкции выбирают блок(указатель), который удовлетворяет заданному правилу, и меняет один на другой.)
Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, строго выполнять правила при выполнении действий..

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Развивать умение детей определять фигуры на ощупь. (достань толстый треугольник, не тонкий квадрат и т.д.)

Упражнение «Самостоятельная работа».
(Дети выкладывают на столе из логически, фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по правилам, записанным на страницах книги (деда Мороза), производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках.
Цель: Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов через отрицание других свойств (или другого свойства).

ЯНВАРЬ

Упражнение «Спасаем парк от мусора». (Собрать «мусор» в специальные контейнеры-утилизаторы. Разложить блоки (мусор) по отделениям таблицы (коробки), ориентируясь на указанные основания классификации.
Цель: Развивать умение классифицировать.

Упражнение «Найдём сокровища с помощью карты». (Дети выбирают какие ряды таблицы (вертикальной и горизонтальной) необходимо заполнить цифрами и фигурами черного цвета. Кладут в каждую клеточку выбранного ряда фигуру заданной условиями задачи формы и заданную условиями задачи цифру).
Цель: Развивать умение прослеживать движение двух «цветовых сигналов» (вертикального и горизонтального) одновременно, устанавливать место пересечения одновременных сигналов.

Дидактическая игра «Цепочка».
Закреплять умение выкладывать фигуры в заданном на карточке порядке повторяя  по возможности длиннее цепочку.

Упражнение «Откроем сундук с сокровищами». (Сундук закрыт на четыре замка. С помощью письма-подсказки открыть последовательно замки (карточки-символы свойства «цвет» и карточки-символы отрицания символа «цвет»). С помощью карточек-символов дети заполняют каждую ячейку таблицы).
Цель: Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства «цвет». Освоение ребенком способа выбора одного из предметов на основе варьирования.

Дидактическая игра «Найди клад».
Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства)

Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации обозначают их с помощью карточек символов свойств).
Цель: Развивать умение самостоятельно выделять у предметов снования классификации и обозначать их с помощью карточек символов-свойств.

ФЕВРАЛЬ

Дидактическая игра «Какой фигуры недостает?»
Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.

Упражнение «Поможем Элле зажечь фонарики». (По карточке-подсказке дети выбирают заданный правилом блок (лампочку) и прикрепляют его к палочке-фонарику. Все карточки двухсторонние. С одной стороны карточки приклеены картинка палочки какого-либо цвета. С ругой стороны с помощью карточек-символов отрицания свойств блоков (лампочки) указывается заданный условиями задачи блок (лампочка) для палочки).
Цель: Развивать логическое мышление, умение декодировать информацию о свойствах предметов.

Дидактическая игра «Волшебное зеркало». Выложить фигуры в обратном порядке. (карточка)
Развивать внимание.

Упражнение Игра «Рыболовы». (в ведре с водой плавают блоки (рыбки). Рыбак ловит на удочку блок (рыбку), кто первый отгадал все три свойства пойманной рыбаком фигуры, станет новым рыбаком.
Цель: Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину), обозначать словом отсутствие какого-либо свойства (или каких-либо свойств) у предметов (не красный, не синий, не толстый и т.п.).

Упражнение «Поможем работника швейной фабрики разложить пуговицы по коробкам». (Коробки обозначены символами-свойств).
Цель: Развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».

Упражнение «Построим дорожку для Мальвины». (На доске прикреплены прикреплена таблица-дорожка. У детей карточки видоизменения (цвета, величины, цвета). Дети строят дорожку из карточек согласно заданному правилу. После того как дорожка будет построена, карточки переворачивают и проверяют правильность выполнения задания. Если при строительстве дорожки были допущены ошибки, их анализируем и исправляем.
Цель: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Развивать умение видоизменять свойства предметов (словесный образ) в соответствии со схемой.

Дидактическая игра «Прятки».
(Ведущий прячет блок в коробку и дает задание угадать сразу три его свойства (например, цвет, толщину и форму).
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов( цвет, форму, размер, толщину).

Упражнение «Самостоятельная работа». (с помощью стрелочек и геометрических фигур записать правило строительства необычной фигур).
Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

Дидактическая игра «Найди пару другого цвета».
Закреплять свойства блоков, внимание у детей.

Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети определяют признак недостающей фигуры в каждой таблице, выбирают среди лежащих в тарелочке логических фигур те, которые обладают данным признаком, и прикладывают их к атласной ленточке. (Украшение)
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм- «Выращивание дерева.

МАРТ

Логическая игра «Домино».
Развивать логику детей, закреплять умение выделять свойства блоков.

Упражнение «Поможем доктору Айболиту разложить пилюли по отделениям коробки». (По горизонтали: в первом отделении – большие пилюли, во втором – маленькие; по вертикали; в первом отделении – пилюли треугольной формы, во втором – квадратной, в третьем – круглой и в четвертом – прямоугольной).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации, обозначать основания классификации с помощью карточек-символов.»), творческое мышление, воображение.

Упражнение «Поможем Звездочету написать письма. Самостоятельная работа». (Раздать детям тарелочки с блоками, карточки-письма, и карточки-символы свойств).
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).

Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Развивать внимание, умение анализировать, делать выводы.

Упражнение-игра «Найди и покажи». (Воспитатель показывает детям по очереди карточки-загадки. Дети находят среди блоков (камней), лежащих в тарелочке, соответствующий блок (камень)-отгадку и показывает его воспитателю. По итогам выполнения каждого задания воспитатель дает (или не дает) детям фишки. В конце игры посчитать очки и назвать победителя.
Цель: Развивать умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям

Упражнение-игра «Положи в круг». (Прикрепить к доске две атласные ленточки, так, чтобы получилось два пересекающихся круга и 16 блоков. Рассмотреть карточки, подумать на какие вопросы нужно будет ответить.) Одно очко заработает тот, кто положит камни внутрь кругов без ошибок. Два очка заработает тот, кто сможет правильно ответить на один из вопросов, который написан в карточках.
Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Развивать умение определять фигуры на ощупь, закреплять свойства блоков.

Дидактическая игра «Прятки».
Закреплять умение кодировать информацию о свойствах предметов.

Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети по карточкам-инструкциям выбирают логические фигуры (конфетки), которые удовлетворяют заданным правилам, и меняют одну фигуру (конфетку) на другую.
Цель: Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства-форма и толщина).

АПРЕЛЬ

Упражнение «Самый внимательный». (Дети выкладывают на столе из логических фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по записанным правилам, производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках).
Цель: Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимания.

Дидактическая игра «Найди клад».
Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств. (одно свойство-размер)
Закреплять умение детей работать с карточками.

Упражнение-игра «Построим дорожку из волшебных камней».(Подбросить 2 кубика (с изображениями символов-свойств на гранях кубика) и определить какими признаками должен обладать блок (камень) для строительства дорожки. Определив признаки блока (камня), найти блок (камень), соответствующий условиям задачи, среди лежащих в коробке и прикрепить его к доске. Положить кубики в коробку и передать ход другому участнику.
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм «Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение.

Дидактическая игра «Прятки».
Развивать умение обозначать словами одно свойство предмета через отрицание других свойств.

Упражнение-игра«Две дорожки» 1 вариант

Цель: выделяет и абстрагирует свойства; сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Материал: набор логических блоков Дьенеша. Ход игры. Играют двое в паре (желательно ребенок и взрослый). Каждый участник берет из набора пять разных фигур, перемешивает их и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своих фигур. Сначала первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней в стопке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит какое – то одно общее свойство между своей фигурой и фигурой соперника (цвет, форма или размер), то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.

Упражнение-игра «Две дорожки» 2 вариант

Цель: выделяет и абстрагирует свойства; сравнивает предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Игрок забирает фигуру из дорожки соперника себе в том случае, если она похожа или отличается от его фигуры двумя свойствами: такая же по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме или другая по цвету и форме, по цвету и размеру, по размеру и форме. Количество фигур у каждого игрока постепенно увеличивается до 10. При повторении игры правила меняются. Взрослый постоянно поощряет придумывание новых правил самими детьми.

Дидактическая игра «Загадки без слов»

Цель: расшифровывает (декодирует) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково  –  символическим обозначениям. Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Цель: Развивать  умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша. Ход  игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой). 1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые. 2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча.

МАЙ

Игра «Садовники»

Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания. Определение областей пересечения.

Уровень сложности:
Простой: одно пересечение - используются два обруча, и условие задают два свойства (цвет и форма, или цвет и величина и т.д.).

Игра «Садовники»

Средний: 2-3 пересечения - используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств (цвет, форма, размер, величина и т.д.).

Игра «Садовники»

Высокий: три обруча с общей областью пересечения.

Игра «Этажи»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков.
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Тепе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...