Проект «Водичка, водичка»
проект (средняя группа)

Соловьева Ольга Анатольевна

Проект «Водичка, водичка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushka.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Водичка, водичка»

Тип проекта: познавательно-поисковый.

Актуальность. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей раннего возраста.

Участники проекта: дети ранней группы, их родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, младший воспитатель.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Цель проекта:

1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1. Подвести детей к пониманию:

  • вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
  • в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
  • вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
  • роли воды в жизни человека, растений, животных.

2. Закрепить представления детей:

  • вода бывает холодная, теплая, горячая;
  • вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Ожидаемые результаты:

Образовательные: 

  • формирование представлений детей о природном объекте воде;
  • формирование познавательного интереса;
  • обогащение словарного запаса;
  • сформированность некоторых обследовательских действий.

Воспитательные: 

  • воспитание бережного отношения к воде;
  • привнесение результатов работы в группе в домашние условия.

Перспектива развития проекта:

  • в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;
  • в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;
  • в старшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода».

Предварительная работа.

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.

5. Подготовка необходимого оборудования.

6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.

9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

5. Интернет ресурсы.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004 год.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.

8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.

9. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа.

Материал и оборудование:

ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.

 


Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

 Сентябрь.

1. Составление проекта.

2. Подготовка к реализации проекта.

3. Проведение диагностики детей по теме проекта.

2 этап. Основной.

 Октябрь.

1 неделя.

1 половина дня.

  • Наблюдение за дождем из окна.
  • Подвижная игра «Солнышко дождик»
  • Рисование красками с элементами аппликации «Дождик».
  • Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя

2 половина дня.

Поисковая деятельность.

Игры детей в центре «Песок - вода»

Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий.

 2 неделя

Утро.

Во время умывания чтение потешек о воде.

Вопросы:

1. Что делают дети?

2. Чем умываются?

3. Какая вода?

4. Что вода делает? (течет из крана)

5. Для чего мы умываемся?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

 Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.

Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

2 половина дня.

Поисковая деятельность.

Наблюдение за водой в фонтанчике.

Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

 3 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Вопросы:

1. Что делаю?

2. Чем поливаю?

3. Какая вода?

4. Для чего поливают комнатные растения?

Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

 2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода».

Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).

 4 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.

Вопросы:

1. Где живут рыбки?

2. Что налито в аквариум?

3. Какая вода?

Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут.

 

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Прозрачная вода».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.

Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».

 Ноябрь.

1 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет посуду.

1. Что делает Людмила Николаевна?

2. Чем моет посуду?

3. Какая вода?

4. Что делает вода? (льется из крана)

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.

 2 половина дня.

Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».

Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.

 2 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет пол после завтрака.

1. Какая вода в ведре?

2. Что делает Людмила Николаевна?

3. Чем моет пол?

4. Какая вода стала в ведре после уборки?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.

 2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Что растворяется в воде».

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.

Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

 3 неделя.

I половина дня.

Программные художественные произведения.

Чтение стихотворений: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;

рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;

рассказывание сказки «Лиса и заяц».

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».

Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:

легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

 4 неделя.

I половина дня.

Дидактическая игра «Купание куклы».

Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.

 2половина дня.

Итоговое занятий.

Тема: «Вода и ее свойства».

 Работа с родителями.

Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»».

 Декабрь.

1 неделя.

I половина дня.

Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.

 II половина дня.

Поисковая деятельность «Лед – это вода».

Цель: показать, что в тепле лед становится водой.

Развлечение: «Лесные чудеса».

 2 неделя.

1 половина дня.

Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.

 Аппликация с элементами рисования «Снежинка».

II половина дня.

Поисковая деятельность.

«Снег – это вода».

Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.

 3 неделя.

Утро.

Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».

Интегрированное занятие «Про маленькую капельку».

 II половина дня.

Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.

Досуг «Праздник мыльных пузырей».

 4 неделя.

Утро.

Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне,   ванне, под душем.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.

 2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.

 3 этап. Заключительный.

Январь

1. Диагностика детей по теме проекта.


Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами воды. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность. Вести в активный словарь детей слова: жидкость, лед, прозрачная, теплая, холодная.

Цели и задачи:

Воспитательная: прививать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде, учить беречь природные ресурсы;

Развивающая: развивать, наблюдательность, любознательность, внимание, память, мышление;

Обучающая: создать целостное представление о воде как о природном явлении, познакомить детей со свойствами воды.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера, опыты (превращение снега в воду, воды в лед), беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: мини бассейн с водой, ведерко с искусственными рыбками, лед.

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте дети и уважаемые гости!

Наше солнышко проснулось и ребяткам улыбнулось,

Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

(Раздается стук в дверь заходит водяной с ведром, в ведре замороженный лед голубого цвета, а в нем ракушки, рыбки и т.д. и поет песню под музыку).

Водяной: «Я водяной, я водяной никто не водится со мной…!»

Воспитатель:

Ребята давайте подружимся с водяным и выясним, почему ни кто не водится с ним!

Водяной:

А зря вы меня боитесь ведь в воде так много интересного!

Я бы вам показал, но злая колдунья заморозила мою речку.

И я вот принес с собой кусочек льда.

А что с ним делать не знаю!

Водяной: поможете мне?

Воспитатель:

Ребята поможем водяному?

Дети: Да!

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему вода превратилась в лед?

Дети: Потому что она замерзла.

Воспитатель: Ребята потрогайте лед! Какой он?

Дети: Холодный, гладкий, твердый.

Воспитатель: А еще он тает в тепле, превращаясь опять в воду.

Водяной: Ой, как интересно! А я этого и не знал!

Воспитатель: Дети давайте мы свами тихонечко встанем и пройдем к бассейну нальем в него теплой воды, потом мы опустим в него лед, с речки водяного.

А вы знаете, что у воды есть температура?

Водяной: Как это разве вода может заболеть?

Воспитатель: Нет, водяной ты не так все понял. Сейчас мы тебе покажем!

Дети, какого цвета вода в бассейне? (прозрачная, чистая).

Воспитатель: А лед в ведерке водяного?

Дети: Голубого!

Воспитатель: давайте опустим лед водяного и понаблюдаем что происходит?

Воспитатель: Смотрите!

Наша вода в бассейне тоже окрасилась в голубой цвет, а лед растаял!

А как вы думаете, почему вода стала голубого цвета?

Дети: Потому что мы положили цветной лед.

Воспитатель: А скажите, куда же делся лед?

Дети: Лед растаял!

Воспитатель: А почему лед растаял?

Дети: Потому что мы его опустили в теплую воду!

Воспитатель: И во что же превратился наш лед?

Дети: В воду!

Водяной: Значит лед это тоже вода?

Дети: Да!

Воспитатель: Дети мы с вами лед, опустили в какую воду?

Дети: В теплую!

Воспитатель: А теперь потрогайте воду! Она какая?

Дети: Холодная!

Воспитатель: Значит, вода может быть, какой?

Дети: холодной и горячей.

Водяной: А, я теперь понял, о какой температуре вы говорили!

Ой, ну что- то я совсем устал, давайте, отдохнем!

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно.

Освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель:

Водяной, а мы ведь расколдовали твою речку! Вот твои ракушки и рыбки.

Давайте соберем их в ведерко!

(Дети собирают ракушки в ведерко).

Водяной: Ну, все ребятки речку вы мою расколдовали и мне пора возвращаться в свой подводный мир. Спасибо вам!

Дети: До свидания!

Играет музыка «Я водяной, ….!» водяной уходит.

Воспитатель: Какие новые свойства воды мы сегодня узнали?

Дети:

- вода это жидкость;

- вода может быть твердой, горячей и холодной;

- вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Воспитатель: 

Без воды невозможно жить на земле. Давайте мы будем беречь, и охранять воду. Экономно использовать воду, закрывать кран, не загрязнять водоемы, убирать мусор на берегах.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

ПРОЕКТ «вода, вода кругом вода»

Тип проекта: исследовательско-творческийВид проекта: краткосрочный, групповойВозраст детей: 5-7 летУчастники проекта: воспитатели, воспитанники, родители...

проект "Вода! Вода! - кругом вода"

Исследовательский проек по экологическому воспитанию для педагогов и воспитанников....

Семейный проект «Водичка, водичка…» в номинации «Вода в доме» - конкурсная работа

Муниципальный (заочный) этап краевого конкурса «Семейные экологические проекты» участвовали совместно с дочерью КсениейСемейный проект Вода в домеPublish at Calameo...

Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...

Перспективный план работы по проекту "Вода, вода, кругом вода".

Для воспитателей по озакомлению детей с окружающим миром....