Проект «Водичка, водичка»
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Водичка, водичка»
Тип проекта: познавательно-поисковый.
Актуальность. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей раннего возраста.
Участники проекта: дети ранней группы, их родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, младший воспитатель.
Сроки реализации проекта: 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).
Цель проекта:
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1. Подвести детей к пониманию:
- вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
- в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
- вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
- роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей:
- вода бывает холодная, теплая, горячая;
- вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- формирование представлений детей о природном объекте воде;
- формирование познавательного интереса;
- обогащение словарного запаса;
- сформированность некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к воде;
- привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Перспектива развития проекта:
- в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;
- в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;
- в старшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода».
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.
5. Подготовка необходимого оборудования.
6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.
9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
5. Интернет ресурсы.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004 год.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.
8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.
9. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа.
Материал и оборудование:
ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Сентябрь.
1. Составление проекта.
2. Подготовка к реализации проекта.
3. Проведение диагностики детей по теме проекта.
2 этап. Основной.
Октябрь.
1 неделя.
1 половина дня.
- Наблюдение за дождем из окна.
- Подвижная игра «Солнышко дождик»
- Рисование красками с элементами аппликации «Дождик».
- Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя
2 половина дня.
Поисковая деятельность.
Игры детей в центре «Песок - вода»
Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий.
2 неделя
Утро.
Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.
2 половина дня.
Поисковая деятельность.
Наблюдение за водой в фонтанчике.
Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
3 неделя.
Утро.
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).
4 неделя.
Утро.
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.
Вопросы:
1. Где живут рыбки?
2. Что налито в аквариум?
3. Какая вода?
Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.
Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».
Ноябрь.
1 неделя.
Утро.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет посуду.
1. Что делает Людмила Николаевна?
2. Чем моет посуду?
3. Какая вода?
4. Что делает вода? (льется из крана)
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
2 неделя.
Утро.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Николаевна моет пол после завтрака.
1. Какая вода в ведре?
2. Что делает Людмила Николаевна?
3. Чем моет пол?
4. Какая вода стала в ведре после уборки?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.
Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
3 неделя.
I половина дня.
Программные художественные произведения.
Чтение стихотворений: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;
рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;
рассказывание сказки «Лиса и заяц».
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).
4 неделя.
I половина дня.
Дидактическая игра «Купание куклы».
Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.
2половина дня.
Итоговое занятий.
Тема: «Вода и ее свойства».
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»».
Декабрь.
1 неделя.
I половина дня.
Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.
II половина дня.
Поисковая деятельность «Лед – это вода».
Цель: показать, что в тепле лед становится водой.
Развлечение: «Лесные чудеса».
2 неделя.
1 половина дня.
Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.
Аппликация с элементами рисования «Снежинка».
II половина дня.
Поисковая деятельность.
«Снег – это вода».
Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.
3 неделя.
Утро.
Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».
Интегрированное занятие «Про маленькую капельку».
II половина дня.
Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.
Досуг «Праздник мыльных пузырей».
4 неделя.
Утро.
Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.
3 этап. Заключительный.
Январь
1. Диагностика детей по теме проекта.
Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность. Вести в активный словарь детей слова: жидкость, лед, прозрачная, теплая, холодная.
Цели и задачи:
Воспитательная: прививать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде, учить беречь природные ресурсы;
Развивающая: развивать, наблюдательность, любознательность, внимание, память, мышление;
Обучающая: создать целостное представление о воде как о природном явлении, познакомить детей со свойствами воды.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера, опыты (превращение снега в воду, воды в лед), беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»
Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: мини бассейн с водой, ведерко с искусственными рыбками, лед.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте дети и уважаемые гости!
Наше солнышко проснулось и ребяткам улыбнулось,
Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
(Раздается стук в дверь заходит водяной с ведром, в ведре замороженный лед голубого цвета, а в нем ракушки, рыбки и т.д. и поет песню под музыку).
Водяной: «Я водяной, я водяной никто не водится со мной…!»
Воспитатель:
Ребята давайте подружимся с водяным и выясним, почему ни кто не водится с ним!
Водяной:
А зря вы меня боитесь ведь в воде так много интересного!
Я бы вам показал, но злая колдунья заморозила мою речку.
И я вот принес с собой кусочек льда.
А что с ним делать не знаю!
Водяной: поможете мне?
Воспитатель:
Ребята поможем водяному?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему вода превратилась в лед?
Дети: Потому что она замерзла.
Воспитатель: Ребята потрогайте лед! Какой он?
Дети: Холодный, гладкий, твердый.
Воспитатель: А еще он тает в тепле, превращаясь опять в воду.
Водяной: Ой, как интересно! А я этого и не знал!
Воспитатель: Дети давайте мы свами тихонечко встанем и пройдем к бассейну нальем в него теплой воды, потом мы опустим в него лед, с речки водяного.
А вы знаете, что у воды есть температура?
Водяной: Как это разве вода может заболеть?
Воспитатель: Нет, водяной ты не так все понял. Сейчас мы тебе покажем!
Дети, какого цвета вода в бассейне? (прозрачная, чистая).
Воспитатель: А лед в ведерке водяного?
Дети: Голубого!
Воспитатель: давайте опустим лед водяного и понаблюдаем что происходит?
Воспитатель: Смотрите!
Наша вода в бассейне тоже окрасилась в голубой цвет, а лед растаял!
А как вы думаете, почему вода стала голубого цвета?
Дети: Потому что мы положили цветной лед.
Воспитатель: А скажите, куда же делся лед?
Дети: Лед растаял!
Воспитатель: А почему лед растаял?
Дети: Потому что мы его опустили в теплую воду!
Воспитатель: И во что же превратился наш лед?
Дети: В воду!
Водяной: Значит лед это тоже вода?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети мы с вами лед, опустили в какую воду?
Дети: В теплую!
Воспитатель: А теперь потрогайте воду! Она какая?
Дети: Холодная!
Воспитатель: Значит, вода может быть, какой?
Дети: холодной и горячей.
Водяной: А, я теперь понял, о какой температуре вы говорили!
Ой, ну что- то я совсем устал, давайте, отдохнем!
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель:
Водяной, а мы ведь расколдовали твою речку! Вот твои ракушки и рыбки.
Давайте соберем их в ведерко!
(Дети собирают ракушки в ведерко).
Водяной: Ну, все ребятки речку вы мою расколдовали и мне пора возвращаться в свой подводный мир. Спасибо вам!
Дети: До свидания!
Играет музыка «Я водяной, ….!» водяной уходит.
Воспитатель: Какие новые свойства воды мы сегодня узнали?
Дети:
- вода это жидкость;
- вода может быть твердой, горячей и холодной;
- вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воспитатель:
Без воды невозможно жить на земле. Давайте мы будем беречь, и охранять воду. Экономно использовать воду, закрывать кран, не загрязнять водоемы, убирать мусор на берегах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
ПРОЕКТ «вода, вода кругом вода»
Тип проекта: исследовательско-творческийВид проекта: краткосрочный, групповойВозраст детей: 5-7 летУчастники проекта: воспитатели, воспитанники, родители...
проект "Вода! Вода! - кругом вода"
Исследовательский проек по экологическому воспитанию для педагогов и воспитанников....
Семейный проект «Водичка, водичка…» в номинации «Вода в доме» - конкурсная работа
Муниципальный (заочный) этап краевого конкурса «Семейные экологические проекты» участвовали совместно с дочерью КсениейСемейный проект Вода в домеPublish at Calameo...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!» подготовительная группа
Экологическое воспитание...
Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...
Перспективный план работы по проекту "Вода, вода, кругом вода".
Для воспитателей по озакомлению детей с окружающим миром....