"Театрализованная деятельность дошкольников" доклад для коллег с обобщенным опытом работы
проект

Заболотная Надежда Александровна

В докладе представлен обобщенный опыт работы по теме "Театрализованная деятельность  дошкольников".  Применение театрализации в работе с родителями и на конкурсах чтецов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект выступления на педагогическом совете с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность»

Слайд  1

     Мое увлечение театрализованной деятельностью началось не сразу -  по мере накопления опыта работы с детьми. Описываю я свой опыт с 2012 года, поэтому прошу учитывать изменения, произошедшие с 2000х годов в обществе и в образовании, на то время опыт моей работы начинался так.

Слайд 2 - 3

     Изучая новые направления в образовании 2001-2012 годов, я сделала вывод, что школа делает запрос на развитие таких интегративных качеств будущих школьников как активность, инициатива, коммуникабельность.  Современные дети обладают лидерскими качествами. Но проявляются они тем, что дети привыкли делать то, что им хочется, добиваться выполнения своих желаний, не считаться с окружающими. Родители не всегда справляются с трудностями в воспитании.

     Передо мной встала задача перенаправить лидерские качества детей в полезное, нужное для коллектива русло. Возникла идея объединить детей каким-то общим интересным для них делом. В театрализованной деятельности очень необходимы и лидерские качества, и настойчивость детей в достижении целей и желание быть впереди.

     Я заметила, что дети очень любят брать в свои сюжетно-ролевые игры, в самостоятельной деятельности, сюжеты из мультфильмов сомнительного содержания, компьютерных игр.  

     Пришло понимание, что дети нуждаются в новом сюжете для игры –  это «Сказка», в которой можно сопереживать героям, стать на время самим сказочным героем и испытывать сильные положительные эмоции.

Слайд 4

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

     Чтобы показать детям занимательную сторону сюжетно-ролевой игры   с литературным сюжетом я организовала игру в «Театр» с драматизацией сказки «Гуси-Лебеди».  Выбор сказки обусловлен количеством ролей (участвуют все дети). Прочитали сказку, нарисовали ситуации, в которые попали герои и обсудили почему случилось именно так.

     Распределили роли (в соответствии с желаниями детей):

- родители изготовили атрибуты к спектаклю,

- художники нарисовали декорации для спектакля, изготовили билеты,  

- кассир продал билеты с доставкой в группу малышей,

- контролер проверил билеты на входе,

- актеры готовятся к выступлению.

      Перед спектаклем у детей волнение, по окончании – яркие положительные эмоции. Театральный уголок стал востребованным. Дети с воодушевлением вспоминали о том, как сообща делали доброе дело для малышей.  Цель игры достигнута.

Слайд  5

      Создание долгосрочного проекта «Театрализованные сюжеты в ролевых играх детей»

Актуальность: Новый набор детей и родителей. В следующем выпуске возникла новая проблема. Родители настороженно относятся к другим детям, к их родителям. Каждая семья имеет свой круг общения дома, своих друзей и не спешит включить в него коллектив детского сада, других родителей, других детей. Соответственно, дети в группе тоже не дружны. Нужно было сделать попытку к преодолению такого комплекса родителей.

     Таким образом, я предполагала в будущем получить результат:

- формирование детско-родительского коллектива,

- помощь родителям в воспитании,

- формирование позитивной мотивации для проявления лидерских качеств детей

     Другими словами - социализировать детей в общество.    

     С целью получения запланированного результата, совместно с детьми и родителями я разработала и реализовала долгосрочный проект: «Театрализованные сюжеты в ролевых играх детей», который включал спектакли: «Волк и козлята», «Муха-цокотуха», инсценировку «У Лукоморья дуб зелёный…» по стихотворению А.С.Пушкина.

Новизна. Театрализацию с детьми я рассматривала не как отрепетированный спектакль, а как своего рода сюжетно-ролевую игру в сказку, в которой ребенок (сказочный герой) может сам придумать себе действие, используемый атрибут, может действовать спонтанно (здесь совместные обсуждения).

     Конечно, в случаях затруднения, ход спектакля обговаривается, совместно с детьми и родителями обсуждается и выбирается нужный план действий. Но приоритет отдаётся детским замыслам. Костюмы и атрибуты, в основном, изготавливаются родителями, что является проявлением участия родителей в жизни детей в детском саду.

Слайд  6 - 7

Разработка проекта на тему: «Волк и козлята»

     В начале 2000-х был отмечен бум диснеевских мультфильмов, содержание которых вызывало большие дискуссии в обществе. С целью помочь родителям в воспитании, убедить их в необходимости контролировать содержание просматриваемых детьми мультфильмов и приобщение к чтению книг, мною было задумано проведение родительского собрания на тему: «Как приобщить ребенка к чтению». Показан фильм, объясняющий негативное воздействие некоторых мультфильмов на мировоззрение детей и показана наша групповая работа по привлечению детей к художественной литературе, к театрализации. В конце собрания дети показали родителям подготовленный спектакль «Волк и семеро козлят на новый лад».

     В процессе создания спектакля была проведена организованная образовательная деятельность: чтение художественной литературы, беседа по содержанию, лепка, рисование по сказке «Волк и семеро козлят»;  конструирование  масок  к спектаклю, разучивание танцевальных движений.

Слайд 8 - 9

Разработка проекта на тему: «Весёлые сказки Корнея Чуковского» и спектакль «Муха-Цокотуха».

     Началом создания любого проекта по театрализованной деятельности является создание предметно-развивающей среды в группе и развитие интереса детей к художественной литературе и театру. Происходит это как в самостоятельной деятельности детей, так и в организованной.

     Вместе с родителями посетили с экскурсией детскую библиотеку.

      Очень большое влияние на эмоциональную сферу детей оказало совместное посещение кукольного театра, драматического, центров детского творчества города Елизово и ДК «Сероглазка» Петропавловска-Камчатского.

     Организована образовательная деятельность: чтение художественной литературы, беседы по содержанию,  лепка по сказке  К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;  рисование  по сказкам К. Чуковского, конструирование - изготовление масок к спектаклю.

     Готовый спектакль использовала в разных формах работы с детьми и родителями:

- показали сказку малышам,

- родителям всего детского сада на День матери, и

- родителям группы на осеннем празднике, созданном с участием родителей, которые спели частушки, исполнили роли, провели игры с детьми, в отсутствие музыкального руководителя.

Слайд  10

Разработка проекта на тему: «Творчество А. С. Пушкина» с целью показа открытого занятия коллегам. 

     В этом проекте основной задачей стала образовательная, но и воспитательная имела большое значение для создания коллектива детей и их социализации в общество.

Слайд  11

     - Организована объемная и разнообразная совместная образовательная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, беседа по содержанию, рисование, лепка, конструирование, аппликация, заучивание стихотворения.

    - Музыкальное развитие: совместно с музыкальным руководителем проводились великолепные занятия по слушанию классической музыки, детьми исполнен вальс под музыку П.И.Чайковского.

   -  Экскурсия в драматический театр и кукольный совместно с родителями.

   -  Совместно с педагогом группы «Дельфинчик» организовали выставку детских работ, посвященную творчеству А.С.Пушкина.

Слайд  12 - 13

    В процессе совместной образовательной деятельности дети показали знание произведений А.С.Пушкина, вместе с родителями подготовили атрибуты и костюмы к спектаклю. Каждая семья получила задание обыграть строчку из стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…» посредством театрализации, с чем они успешно справились.

Слайд  14

     Опыт с показом спектаклей на родительском собрании был настолько успешен для создания детско-родительского коллектива, что захотелось и в дальнейшем использовать его на детях и родителях других выпусков. Совместно с коллегой мы показали родителям опыт работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, сняли видео занятия по развитию речи с инсценировкой сказки «Заячья избушка» и показали на родительском собрании, повторив сценарий с обучающим фильмом.

Слайд  15

     Следующий набор детей и родителей. Уже новые ФГОС, новые направления в образовании. В соответствии с ФГОС, детский сад обязан поддерживать родителей в воспитании детей, обеспечить вовлечение семьи непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей и на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

      По уже обкатанной технологии, используя сценарий с обучающим фильмом, подготовила и провела родительское собрание в новых реалиях и показала родителям опыт работы по развитию речи и интереса детей к чтению и художественной литературе.

     В роли сказочниц выступили родители нашей группы. В постановках, в соответствии с принципами моей работы, участвовали все дети. Сценарий сказок многоуровневый, то есть, составлен с учетом индивидуального развития детей. Дети показали сказки «Колобок», «Теремок». Затем родители показали сказку «Репку» в форме импровизации.

     Цель родительского собрания: создание детско-родительского коллектива, помощь родителям в воспитании и развитие интегративных качеств детей как лидерство, инициатива, активность. На данный момент это было последнее родительское собрание с использованием театрализации. Новые тенденции в развитии общества и образовании, а также пандемия коронавируса внесли свои коррективы в работе с родителями, пришло понимание, что в современных условиях необходимы новые способы и методы работы.

Слайд   16  

     Набор детей и родителей в этом выпуске оказался сложным и одновременно интересным в плане активности, инициативы, помощи воспитателям. С этими родителями для достижения цели создания детско-родительского коллектива и успешной социализации детей я использовала другие средства, такие как проведение конкурсов чтецов в новом формате. 

     Воспитательная работа с родительских собраний переместилась на совместные мероприятия в часы досуга.

Слайд  17

Конкурсы чтецов в младших группах «Весна-Красна»

       Конкурсы чтецов мы проводили  и раньше ежегодно во второй половине дня с целью речевого стимулирования детей и отработки артистичности и выразительного чтения. Деятельность детей на конкурсах кроме чтения стихов, была и раньше разнообразна: пение, танцы, музыкальные игры. Мероприятие я основывала на сказочном сюжете, создана презентация, по сюжету которой дети будят творческими номерами солнце и спящий, после холодной зимы, лесной мир.

     Но родителей, несмотря на приглашение, присутствовало немного на этих конкурсах 3-4 человека, в связи с графиком рабочего времени.

Слайд  18 – 19

Конкурсы чтецов в средних группах «Новогодняя сказка»

      В ответ на активное желание каждого родителя, чтобы его ребенок рассказал стихотворение на новогоднем утреннике, при невозможности организовать это в рамках одного праздника, мною было предложено провести конкурс чтецов в новом формате.

     С этого момента каждый ребенок мог не только быть услышанным, приобрести опыт публичного выступления, но и одновременно, получить эмоциональный заряд на дальнейшую творческую деятельность.

     Этот конкурс чтецов я задумала провести в выходной день, чтобы каждый родитель имел 100% шанс прийти и принять участие.

      Исходя из этих условий, конкурс должен был стать не просто монотонным рассказыванием стихотворений, а обучающим и воспитательным и одновременно развлекательным мероприятием.

     Я написала новогодний сценарий для средней группы. Пригласила своих творческих выпускников поучаствовать в музыкальных паузах и исполнить роли. Тут же попросились выступить их знакомые ребята со своими музыкальными и танцевальными номерами. Читали стихи, играли с родителями и детьми, танцевали. Родители подготовили подарки и поздравили детей.

     Концерт юных музыкантов и танцоров из Раздольненской музыкальной школы и ДТЮ города Елизово мотивировал детей на будущее занятие пением и музыкой.

     В январе этого года мы провели успешный повтор мероприятия с новым коллективом детей и родителей, что способствовало подписанию договора и дальнейшему сотрудничеству с организациями дополнительного образования на моих конкурсах чтецов.

Слайд  20

Конкурс чтецов в старшей группе «Щелкунчик»

     Опыт совместного мероприятия настолько понравился, что я решила не останавливаться и продолжать проведение воспитательно-образовательной работы на конкурсах чтецов и в старших группах. За основу спектакля взяты постановки мюзиклов детского сада «Солнышко» г.Москва (интернет). Их сценарий я адаптировала под свои цели к конкурсу чтецов. Дети с родителями получают роль и учат её дома, также готовят костюмы к выступлению. Я создаю сценарий мероприятия, подбираю музыку, ставлю танцы или танцевальные движения для каждого героя. Участвуют все дети. В соответствии с ФГОС, сценарий многоуровневый, то есть, учитывает уровень индивидуального развития каждого ребенка. Дети читают стихи разного объёма, и играют роли разной величины. Жюри из родителей оценивает выразительность чтения и артистизм исполнения.  

     Спектакль «Щелкунчик» оставил в памяти детей неизгладимое эмоциональное ощущение. В течение всего года дети вспоминали свои роли и танцы, когда на лепке или аппликации звучала классическая музыка из спектакля.

     Хочется отметить такую особенность этого спектакля: репетиции проводились со всей группой одновременно, и дети наизусть знали выступление друг друга. И классическое музыкальное сопровождение.

Слайд  21

Конкурс чтецов в подготовительной группе «Снежная королева»

     При постановке спектакля «Снежная королева» в подготовительной группе, я использовала другой приём: репетировала отдельно с каждой группой героев, ожидая эффекта новизны. Но, вариант совместных репетиций детям запомнился ярче, хотя и был труднее организационно.

     При постановке номеров героев, я учитывала инициативу и активность самих детей в танцевальных движениях, танцах, подборе атрибутов.

    Повторить данные постановки я планирую в ближайшем будущем, с этими детьми, так как такие мероприятия имеют сильный воспитательный эффект как для детей, так и для родителей.  

Слайд  22

Спектакли на родительские конференции и на День Матери

Слайд  23

Сказка «Легенда о Кутхе»

     Сценарий является моей методической разработкой, многоуровневый. Роли и движения танцев подобраны в соответствии с индивидуальным уровнем развития детей. Также участвуют все дети.

Слайд  24

«Строительство Паужетской гидроэлектростанции»

      Сложность данной постановки в возрасте исполняют дети младшей группы, поэтому над сценарием пришлось подумать. Сценарий также моя методическая разработка. Участвует часть детей.

Слайд  25

Сказка «Мамонтёнок» по мотивам мультфильма «Мама для мамонтёнка»

     Успешный опыт совместной разработки сценария с коллегой из группы «Русалочка» и музыкального руководителя. Сложность в условиях постановки: длительность всего 3 минуты, и показ в формате видео.

Анализ опыта работы театрализованной деятельности с детьми за длительный период работы.

     Тему «Театрализованная деятельность» я внедряю в практику своей работы более 12 лет.

     Изучая методическую литературу по теме, начала с сюжетно-ролевой игры с группой детей, с целью развить умение детей находить положительные сюжеты для своей игры.

     Длительное время я, реализуя одну цель - создание детско-родительского коллектива, помощь родителям в воспитании и социализация детей, но изменяя задачи, в зависимости от возникающих проблем, и в соответствии с использованием разных форм работы с родителями и детьми - получала эффект от театрализованной деятельности.

     В процессе приобретения опыта, я совершенствовала методы работы от

-   показа спектаклей малышам,

-  и применения театрализации на родительских собраниях, с целью показа опыта работы и привлечения родителей к жизнедеятельности детей в детском саду,  

- показа постановок для поздравления на День Матери и конференциях,  

- до конкурсов чтецов, проведенных в сотрудничестве с организациями дополнительного образования с целью организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми и родителями в часы досуга.  

       Мои методические разработки после неоднократного применения в работе показали эффективность в создании

- детско-родительского коллектива,

- социализации детей,

- становления активной, инициативной позиции у детей и их родителей, что несомненно соответствует запросам современной школы.

      В начале своей деятельности для изучения темы я использовала методическую литературу, сейчас основной источник — это интернет, материал из интернета адаптируется под нужные для решения проблем цели и задачи.  

     Часть материала является моими разработками.

      Сейчас опыт по развитию речи и приобщению детей к художественной литературе постепенно переходит в режим видео и теряет часть ценных задач, которые с успехом решались очно:

 - совместное творчество детей, родителей, воспитателей;

- а главное - эмоциональная мотивация родителей к участию в жизнедеятельности детей в детском саду. Встречаясь с выпускниками и их родителями, я вижу, что эти эмоции остались в их памяти на долгое время.

     Проанализировав свой опыт работы по театрализованной деятельности, я сделала вывод, что буду использовать его и дальше в своей деятельности, а также рекомендовать своим коллегам и молодым педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

В данной работе освещены значение,  актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада. Из опыта работы.

Опыт работы воспитателя младшей группы по проведению с детьми театрализованных игр, драматизаций с детьми младшей группы....

Интеграция образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе. (средняя группа) из опыта работы

Исходя из тогИнтеграция - одна из важнейших и перспективных  направлений становления современного образования. «Интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в о...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...