Статья: Функциональное использование развивающей среды "Фиолетовый лес " В.В Воскобовича
статья (подготовительная группа)

Шахбанова Наиля Амировна

 

       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shahbanova_.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шахбанова Наиля Амировна,  воспитатель  

МБОУ Школа №57 г.о. Самара,

Российская Федерация

 

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА 

 

Аннотация: Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.

Ключевые слова: развитие речи, пособие, дошкольники. 

 

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогов детского сада, являющееся фундаментом познавательного и социально-коммуникативного развития детей. Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.  

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья, ближайшее окружение, а также педагоги. От культуры речи взрослых, от манеры общения и погружения ребенка в языковую среду, зависят успехи в речевом развитие малыша.  

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности

[3].  

Дошкольный период является самым важным в становлении личности дошкольника. Ребенок в этом возрасте начинает активно коммуницировать с ближайшим окружением, активно выражает свои мысли через речь, учиться отставать свои желания в разговоре. А так же овладевает различными видами деятельности, происходит художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое и социально-коммуникативное развитие. Таким образом, ребенок воплощает свои впечатления и идеи.  

Какую помощь могут ему оказать взрослые? Как сделать процесс обучения интересным, привлекающим внимание, удерживающим внимание ребенка на необходимой педагогу деятельности?

В настоящее время в системе дошкольного образования постоянно происходят различные изменения. Так, сейчас перед педагогами дошкольных учреждений ставятся задачи по поиску альтернативных методов, а также форм работы с детьми.

Первое место занимает игра с дошкольниками в качестве инструмента по развитию речевых и других способностей. Поэтому от грамотной организации игры зависят условия развития личностных, физических, а также интеллектуальных качеств детей, а также обеспечению успешности в социуме и формированию предпосылок к учебной деятельности дошкольника [5].

Игра для ребенка, являющаяся своеобразным способом познания предметов, людей, природы, а также развлечением и приложением фантазии идет параллельно с такими взаимосвязанными линиями развития детей, как чувствовать, познавать и творить.

Педагогическая практика говорит о том, что в случае правильно выстроенного педагогического процесса, используя научные методики – такие как игра, учитывающая в том числе особенности восприятия ребенка, позволяет без излишних перегрузок и напряжения ребенку усвоить уже в дошкольном возрасте ту программу, которая ранее изучалась лишь в школе.

Для того, чтобы ребенок не испытывал нервного напряжения в период школьного детства, важно максимально подготовить его еще до поступления в первый класс. Ведь от зрелости ума, а также готовности к мыслительной деятельности на школьных занятиях напрямую зависит уровень комфортности пребывания в образовательном учреждении ребенка.

Для развития умственных способностей детей важное значение имеют развивающие игры, а также возрастная адекватность игр и их многообразие.

В этом смысле интересным представляется игра В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Данная игра представляет собой использование ковролина, на который преподаватель в процессе игры крепит самостоятельно выполненные либо уже готовые фабричные персонажи и предметы, тем самым увлекая в игру ребенка. Для того, чтобы поделка стала обитателем фиолетового леса, достаточно всего лишь прилепить к ней липучку.

В процессе взросления ребенка персонажи в фиолетовом лесу могут трансформироваться, а само пространство из лесного может преобразиться в комнату дошкольника. В фиолетовом лесу могут использоваться как картонные, деревянные фигурки обитателей леса, деревьев и др. так и различные головоломки, часы, технические устройства, оставляя базу фиолетового леса неизменной. Оптимальным возрастом для данной игры являются дети от 2 до 7 лет. [2]

Почему «Фиолетовый лес»? Прежде всего, сам фиолетовый цвет является цветом поисков утраченного, мира, а также единения. Все элементы для фиолетового леса выполняются в ярких, радужных цветах для того, чтобы ребенок мог увидеть все разнообразие красок, а также проявлять свою фантазию при создании необычных моделей для пространства, представляя себя участником, частицей удивительного мира «Фиолетового леса»

Для того, чтобы происходило постоянное развитие интеллектуальных способностей школьников необходимо обязательное использование принципа высокого уровня трудности заданий. Все потому что, при отсутствии постоянных препятствий в учебе для их преодоления, обучение идет на недостаточном уровне, очень слабо. Также благодаря продуктивным видам деятельности развивается «ручная» умелость, происходит переход к смысловому уровню восприятия от предметного уровня.

Именно поэтому важно оснастить группу детей хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста детей и этапа работы, и подходит как для индивидуальных, так для подгрупповых занятий. В условиях ДОО все игры и пособия концентрируются в одном месте – «интеллектуально-игровом центре».  

«Фиолетовый лес» – это выдумка, виртуальное пространство, мир, который придуман и его наполненность зависит напрямую от творчества, а также фантазии взрослого. «Фиолетовый лес» выступает сенсомоторной зоной, где дети активно взаимодействуют с развивающими играми, прикрепляя персонажей или предметы к вертикальной стене, тем самым реализуя творческие замыслы и способности. Вся атрибутика «Фиолетового леса», его сказочность создает релаксирующую обстановку для ребенка и способствует его дополнительной игровой мотивации.

Одним из немаловажных аспектов использования данной среды является возможность применения её в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, конструировании.  

Большой интерес у детей вызывают герои «Фиолетового леса»: Луч Владыко, Малыш Гео, Незримка Всюсь, Лопушок, радужные гномики (Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, фи), Паук Юк, пчелка Жужа, ворон Метр и др. Эти образы вводят ребёнка в атмосферу сказки. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме.  

Формы работы в «Фиолетовом лесу» могут быть самые разнообразные: занятия, решение проблемных задач, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, рассказов, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов, свободная деятельность детей, связанная с использованием развивающих игр, предложенных В. В. Воскобовичем [5].  

Формируя познавательную, речевую активность детей, можно оформлять лес по временам года, расселять в нём животных и птиц, знакомиться с насекомыми, сажать цветы на полянке и, таким образом, моделировать пространство в соответствии с сезонными изменениями в природе.  

В осенний период пользуются популярностью такие игры, как «Разноцветный листопад», «Ветер-проказник и Крутик По», «Осень в Фиолетовом лесу», «Солнышко и тучка», «Какой листик спрятался», «Запасы на зиму», «Что изменилось» и др.  

Зимой в «Фиолетовом лесу» выпадает снег, дети конструируют снежные постройки, моделируют зимнюю прогулку на лыжах, санках, строят снежные дома из геометрических фигур для волшебных гномиков. Увлеченно дети играют в игры «Зажглись новогодние фонарики», «Украшаем ёлочку к празднику», «Подарки для жителей Фиолетового леса» и др.  

С наступлением весны у ребят проявляется интерес к развивающим играм весенней тематики: «Кораблик», «Распустились листочки на деревьях», «Помоги найти птиц», «Найди животных».  

В летний период развивать интеллектуально-творческие способности помогают такие игры, как «Собери красивые цветочки», «Найди отличия», «Кувшинки и ласточка», «Продолжи ряд», «Заборчик» и др. [4]

Все эти игры способствуют формированию не только способностей анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, но и развивают воображение, стимулируют творческую активность детей в конструировании, придумывании рассказов, сказок, событий.

Приведем примеры использования методики «Фиолетовый лес» в развитии речи дошкольников 6-7 лет.

Разработанные занятия состоят из трех блоков. Первый блок включает в себя занятия, на которых детям дается задание придумывания предложения или завершение рассказа. Особенность данного вида творческого рассказывания состоит в том, что воспитатель зачитывает начало рассказ, называет героев и придумывает завязку, а детям необходимо продолжить и закончить его. Для этого педагогом применяются занятия с развивающей средой «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича: «Знакомство с развивающей средой «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича и обучение творческому рассказыванию» (вводное), «Птичий мир», «Насекомые Фиолетового леса». На данном этапе детям предлагаются следующие задания: «Составь сюжет на коврографе», «Придумать конец рассказа», «Кто больше скажет» и др.  

На занятии «Насекомые Фиолетового леса» дети отправляются в путешествие, и, чтобы узнать кого они там встретят, они отгадывают загадки про насекомых. Далее с детьми педагог проводит беседу «Насекомые».  

Педагог предлагает детям начало рассказа «В один прекрасный солнечный день в Фиолетовом лесу наступил праздник насекомых. Красная божья коровка залезла высоко на фиолетовое дерево и начала звать всех насекомых…». А дети закрепляют фигуры на развивающей среде «Фиолетовый лес» по началу рассказа. Далее дети придумывают продолжение и завершение творческого рассказа.  

Второй блок работы: придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Педагог предлагает тему и план рассказа, в котором выделена последовательность событий, а развить содержание сочинения дети должны самостоятельно [4].  

Приведем пример занятий: «Водное царство китенка Тимошка», «В гости к лебедю». В ходе занятий детям предлагаются следующие задания: составление творческого рассказа по предложенному плану, составление сюжета с помощью развивающей среды «Фиолетовый лес».  

Занятие по теме «Водное царство китенка Тимошка». Педагог вводит нового персонажа Тимошку. Проводит беседу «Водные обитатели», все фигурки закрепляются на коврографе. Далее педагог предлагает детям план, по которому они составляют творческий рассказ.  

План рассказа:  

  1. Грустный китенок Тимошка.  
  2. Встреча Тимошки с рыбкой.  
  3. Новые знакомства Китенка Тимошки.  

Пример одного рассказа: «Китенок Тимошка всегда один, у него не было друзей. И вот он плывет и на встречу ему рыбка. Увидела, что он грустит и заговорила с ним. Так они и подружились. И решила тогда рыбка познакомить его со своими друзьями. Выплыли они на берег, а там лебедь плавает, лягушки прыгают в мячик играют Китенок Тимошка стал с ними играть, сразу повеселел».  

Третий блок – придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Педагог предлагает только тему. Она должна соответствовать опыту детей, уровню их речевого развития, затрагивать чувства и будить фантазию дошкольников. На занятиях продолжается работа по закреплению полученных навыков. Занятия являются итоговыми, с различными сюжетами: «Лесные жители сказочного леса», «День рождения гусеницы Фифы», «Путешествие в порхающий мир ворона Метр». Данный этап включает следующие задания: «Подбери главных героев», «Расскажи, что зачем» и др.  

На занятии «День рождения гусеницы Фифы» педагог дает детям только тему, дальше дети придумывают творческий рассказ полностью сами. Но перед этим педагог проводит организационный момент, беседу «Друзья гусеницы», упражнение «Подбери главных героев», где дети закрепляют все фигурки на развивающей среде «Фиолетовый лес».

Итак, развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Использование персонажей народных сказок содействует появлению и развитию потребности в речевом общении. Формирует условия для восприятия на слух художественного слова. Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи, развития умения связно выражать свои мысли.

Развивающая среда – это среда, в которой ребенок находится на протяжении всего пребывания в детском саду, и она меняется в зависимости от погоды за окном, от изменений времени года. Поэтому «Фиолетовый лес» мы использовали, как календарь природы.

Используя развивающую среду, дети ближе знакомятся с сезонными изменениями природы, осадками с жизнью животных в лесу, с зимними и летними видами спорта.

Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету. [1]

При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

Ежедневные игры с использованием предметно — развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми, что очень важно для детей в период адаптации.

 

 

Список литературы 

  1. Вакуленко Л.С. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – СанктПетербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017, – 288 с.
  2. Воскобович В.В. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М.Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», 2017, – 176 с.
  3. Кожевникова Т.В. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью игрового пособия фиолетовый лес. // European Scientific Conference.

Сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции.

Пенза, 2021. С. 237-239.

  1. Малютина М.С., Савинова С.В. Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования развивающей среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича. // Вопросы педагогики. 2022. № 6-

1. С. 213-217.

        5.         Рогачева Л., Махалина Е. Сказки фиолетового леса. // Обруч. Образование:

ребенок и ученик. 2016. № 3. С. 22-24.

 

           

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В"

Сенсорное воспитание детей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в...

«Использование развивающего игрового пособия «Геоконт» В. Воскобовича при формировании элементарно математических представлений у детей»

повышение профессионального умения педагогов по развитию интеллектуальной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ КВАДРАТ В. В. ВОСКОБОВИЧА

Игры очень важны для становления и развития личности ребенка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему....

Мастер - класс на тему:«Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Мастер - класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича  Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием развивающих игр (квадрат В.В. Воскобовича)

Программное содержание:Продолжать учить строить предметы из счетных палочек 2. Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная) Учить узнавать и называть цвет...