2020-2021 Родительские собрания
методическая разработка (подготовительная группа)

Деменьшина Светлана Николаевна

Подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание Леонтьева Е.В. Деменьшина С.Н.

Конспект родительского собрания

«Готовность речи ребёнка к школе»

Подготовили

воспитатели:

Леонтьева Е.В.

Деменьшина С.Н.

Детский сад «Рябинушка»

Задачи:

• Повысить уровень педагогической культуры родителей;

• Раскрыть перед родителями важные стороны речевого развития детей, познакомить с критериями речевой готовности к школьному обучению.

• Показать приёмы и методы работы по речевому развитию, раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

• Способствовать оптимизации детско -родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

• Предоставить родителям практический опыт игрового партнёрства с детьми.

 

План  собрания.

  1. Вступительное слово воспитателя по теме.
  2.  «Что волнует родителей?» (выступление родителей).

3. «Речевая готовность ребёнка к школе» (выступление учителя – логопеда).

4. Подведение итогов анкетирования «Развитие речи вашего ребёнка» (учитель – логопед, воспитатель).

5. Весёлая викторина для родителей «В стране слов».

6. Буклеты   родителям «Готовимся к школе».

7. Рефлексия «Чудесный ларец».

 Ход

     Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы рады встрече с Вами, и очень хорошо, что Вас интересуют успехи, волнуют проблемы ваших детей. Об этом говорит тот факт, что сегодня присутствуют на собрании почти все родители. Нам приятно, что Вы всегда откликаетесь на наши просьбы, и мы Вас благодарим за это.  Мы с Вами работаем в тесном единстве уже несколько лет, и убедились, что семья была и остаётся жизненно необходимой средой для развития ребёнка, формирования его личности, для передачи социальных и культурных ценностей.

А сегодня поговорим о том, что необходимо предпринять в работе по развитию речи детей. Попробуем разрешить наши проблемы по данному вопросу в форме «беседы за круглым столом». Хотелось бы узнать, что беспокоит родителей в развитии речи Ваших детей? (Родители рассказывают о том, что их волнует…). Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат. И к нашему разговору я хочу пригласить  учителя – логопеда Велижанцеву Татьяну Викторовну.

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребёнка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определённый набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

 Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: правильное произношение всех звуков.  В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Сформированность фонематических процессов. Умение различать звуки речи на слух.

Это подразумевает:

• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости - глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком.

• А также навыки анализа и синтеза звуко -слогового состава слова: уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребёнок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

Словарный запас. Словарный запас должен соответствовать возрасту.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелётных птиц, как называются детёныши животных).

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

 Сформированность грамматического строя речи: Иметь грамматически правильно оформленную речь.

• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковёр - коврик, варенье из вишни вишнёвое, сок из ананаса - ананасовый).

• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);

• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);

• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)

Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

 Слоговая структура слова. Ребёнку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

 Владение навыками звукового анализа и синтеза:

• умение выделять звук на фоне слова;

• слышать и выделять первый и последний звук в слове;

• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

• называть слова с заданным звуком;

• уметь составлять слова из звуков;

• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук»«слог»«слово»«предложение».

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры, 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

 Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь

• Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

• Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. отвечать на вопросы по тексту

• Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространённое).

При пересказе (рассказе) обращается внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,

- на лексику (полнота и точность использования слов,

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Мелкая моторика рук.  Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография,  обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т. д.).

Речевая коммуникация

- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

- уметь слушать и понимать речь,

- строить общение с учётом ситуации,

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

- ясно и последовательно выражать свои мысли,

- пользоваться формами речевого этикета.

 Психические процессы.Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом. Уважаемые родители!  Если ваш ребёнок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить», а необходимо систематически посещать детский сад, где ведётся индивидуальная работа с детьми.

Подведение итогов анкетирования «Развитие речи Вашего ребенка»

Анкета для родителей.

1. Интересует ли Вас тема опроса? а) считаю важной;б) нет:

в) не задумывались.

  1. Знаете ли Вы о проблемах в речевом развитии своего ребёнка?

а) да;

б) нет:

в) не задумывались.

3.Какую проблему развития речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка?

б) выразительное и правильное интонирование речи;

в) правильное произношение звуков родного языка;

г) владение культурой речи.

4. Если у Вашего ребёнка есть проблемы в развитии звуковой стороны речи, то что, по Вашему мнению, целесообразно делать?

а) обратиться за советом к воспитателю;

б) заниматься с ребёнком самостоятельно;

в) проконсультироваться у логопеда;

г) регулярно заниматься с логопедом;

  1. Как Вы думаете, влияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и в будущем?

а) нет;

б) затрудняет общение со сверстниками;

в) помешает полноценному общению с людьми в будущем;

г) послужит причиной будущих грамматических ошибок в школе.

  1. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над развитием речи детей?

а) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

  1. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов?

Благодарим за сотрудничество!

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребёнка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребёнку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

Ну, а сейчас, давайте поиграем. Для начала нам нужно разделиться на две команды. Для этого давайте позаимствуем приём у учителей -физкультурников. На первый - второй рассчитайся. У кого номер первый — это первая команда «Буковки», у кого номер второй - вторая команда «Словечки». За выполнение задания будет выдаваться фишка, у какой команды в конце игры будет больше фишек та команда и победила.

1. «Кто больше знает слов?». - Сейчас мы узнаем, кто из вас знает больше названий. Я называю тему, а вы к ней говорите относящиеся к ней предметы по очереди до тех пор пока ваши знания не иссякнут, например: овощи - капуста, редис и так далее. Чья команда скажет последнее слово — та и выиграла и получает фишку (цветы, ягоды и т. п.).

2. «Вспомни слово». - К нам пробрался Буквоед. Он очень любит лакомиться буквами. От слов остался только первый слог. Чья команда больше назовёт слов, начинающихся на этот слог, та и выиграет. Слова также называем по очереди. КО… МА…

3. «Угадай, кто». - В этом задании нужно мимикой, жестами, движениями изобразить людей разных профессий. Одна команда показывает, другая отгадывает. Если команда правильно ответит, то получает фишку (художник, парикмахер, гармонист, гитарист).

4.«Назови, одним словом». - Каждой команде будет названо по 4 слова, которые она должна назвать другими словами, например: роза - красивый цветок с шипами. За каждый правильный ответ — фишка.

  1.  «Скажи, одним словом». - Каждой команде будет задано по четыре определения, вы должны ответить одним словом. Например, мальчик ростом с палец - Мальчик -с -пальчик. За каждый правильный ответ — фишка. Для первой команды: Девочка с голубыми волосами — Мальвина; Неизвестный зверь с большими ушами — Чебурашка; Сынок свиньи — поросёнок; Малыш, который ничего не знает – Незнайка.

Для второй команды: Мальчик с длинным носом — Буратино; Мужчина в полном расцвете сил — Карлсон; Мальчик -луковица – Чиполлино; Сынок лошади – жеребёнок.

  1.  «Три определения». Команде называется три определения какого-нибудь предмета, а вы угадайте, что это. Например, что может быть одновременно чёрным, блестящим и горячим? (уголь)

 Первой команде: - жёлтый, тёплый, маленький (цыплёнок); - северный, пронизывающий, резкий (ветер); - оранжевый, круглый, сочный (апельсин). Второй команде: - мелкий, белый, сладкий (сахар); - мокрый, холодный, осенний (дождь); - яркое, жёлтое, горячее (солнце).

7. «Однокоренные слова». - У каждого слова, как у дерева есть корень. Из него можно вырастить другие слова. Например, дом - домик, домовой, придомовой, домашний. А какие слова вырастут у вас из корней: сад, лес. Каждая команда на листочке пишет слова, затем после одной минуты раздумий, называет слова по очереди. Выигрывает та команда, у которой больше составлено слов.

  1.  «Быстро отвечай». - В этом задании нельзя называть цвета. А как же быть. А вот так. Думайте и всё получится. Например, какого цвета небо? - Как незабудка. Первая команда: Какого цвета белочка? (как апельсин); Какого цвета мел? (как снег); Какого цвета колосок? (как золото);

Вторая команда: Какого цвета губы? (как малина); Какого цвета земля? (как уголь); Какого цвета василёк? (как море).

9. «Придумай предложение». - Каждая команда придумывает предложение, начиная с последнего слова предыдущего, стараясь сохранить связь между предложениями. Чья команда не сможет придумать продолжение — проиграла. Мы ходили в лес за грибами…

  1.  «Определите последовательность». - У каждой команды карточка с текстом, но в нём перепутались предложения. Определите последовательность и прочитайте правильно.

Первая команда: Мурзик похитил у неё клубок. Бабушка вязала свитер. Котёнок запутался в нитках и жалобно мяукал.

Вторая команда: Он врезался в дерево. Но Вадик не умел кататься. Папа купил Вадику велосипед. - Ну, а теперь, подведём итоги нашей викторины «В стране слов» и определим команду - победительницу.

Рефлексия «Чудесный ларец».

Подвести итоги нашей встречи нам поможет «чудесный ларец». Я предлагаю Вам ответить на вопрос: «Что бы Вы хотели положить в этот «чудесный ларец» и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретённых на нашем родительском собрании?»

Итог. Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребёнка, препятствует успешному обучению в школе.

Большое спасибо за то, что Вы сегодня приняли участие в нашей беседе.

Памятка для родителей  

«Как помочь ребёнку легко учиться»

Внимание! Ребёнок 6-7 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Научите ребёнка пользоваться ножницами и клеем.
  • Знакомьте ребёнка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребёнка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать).
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

    Внимание! При выполнении любых письменных заданий  следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

  • Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,  умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные  соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.      

   Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть чёткими, ровными, уверенными).



Предварительный просмотр:

Родительское собрание Леонтьева Е.В.  Деменьшина С.Н.

Конспект родительского собрания

 «До свидания, детский сад!»

«Использование нетрадиционных техник рисования в семье».

Подготовили

воспитатели:

Леонтьева Е.В.

Деменьшина С.Н.

Детский сад «Рябинушка»

Задачи:

1. Подведение итогов о проделанной работе.

2.Познакомить родителей с методами и приёмами работы с детьми посредством использования нетрадиционных техник рисования.

3.Показать, что рисование нетрадиционными способами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие.

Предварительная работа:

 ♦       Приготовить приглашения, в которых обратить внимание родителей на то, что это последнее и очень важное собрание в детском саду.

  ♦       Подготовить благодарственные письма и грамоты для родителей.

 Ход

  1. Покидая детский сад...

  Вот и заканчивается последний год пребывания вашего ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед вами распахнет двери школа, и начнется новый период в жизни ваших детей. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними сядете за парты. Как много ожиданий и радостных надежд связываем мы со школой. Поступление в школу - это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит оттого, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства. А приобрели дети немало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. Научились целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность. У них развилась речь, возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое, возможности в плане умственной деятельности. Дети довольно неплохо ориентируются в окружающем мире. Им доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. За годы дошкольного детства они приобрели ряд умственных и познавательных умений: дифференцированное восприятие и целенаправленное наблюдение, способность рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные   умения (художественная, изобразительная, речевая, музыкальная деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы.

           Чувства ребенка приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет искренне переживать.

           Таким образом, дошкольный возраст - это ответственный этап в жизни ребенка, когда идут качественные приобретения во всех сферах развития ребенка. На основе детской пытливости и любознательности разовьется интерес к учению. Познавательные способности и активность дошкольника станут первоосновой для формирования теоретического мышления. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству.

2. Наши достижения.

Все эти годы мы были рядом. Наблюдали, как растут дети, помогали друг другу, сотрудничали и дружили, учились друг у друга, отмечали праздники, участвовали в конкурсах, радовались достижениям детей и вместе переживали неудачи. Мы помним ваших детей совсем маленькими и радуемся вместе с вами, когда смотрим на них, таких повзрослевших. Каждый ребенок в нашей группе особенный, у каждого есть свои таланты и способности. Познакомьтесь с галереей «Наши достижения». (Воспитатели заранее готовят на каждого ребенка небольшое портфолио, отмечают заслуги каждого ребенка.)

3. Церемония награждения семей за успехи в воспитании.

 Воспитатель награждает родителей благодарственными письмами за активное участие в жизни ДОУ и группы.

                              Номинации для награждения:

 ♦       За воспитание самого одаренного ребенка.

 ♦       За воспитание самого спортивного ребенка.

 ♦       За воспитание доброты и чуткости в ребенке.

 ♦       За приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

 ♦       Самой активной семье.

 ♦       Самой творческой семье.

 ♦       Самой отзывчивой семье.

4. В родительскую копилку: « Как провести лето перед школой?»

           Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети пойдут в первый класс. Вы взволнованы и обеспокоены, ведь этот день все ближе и ближе. Как сложатся отношения ребенка в новом коллективе? Как встретит его учитель? Какие изменения произойдут в привычном распорядке жизни вашей семьи? Все эти вопросы тревожат родителей. От решения этих проблем не уйти, но решать вы их будете по мере поступления. А впереди у вас прекрасное солнечное лето. Время отдыха, укрепления здоровья, закаливания, путешествий, интересных событий. Проведите это последнее «вольное» лето с удовольствием!

Я хочу предложить вам просмотреть презентацию, в которой вы увидите, насколько интересен, разнообразен мир изобразительной деятельности.  (Показ презентации детских работ, выполненных в нетрадиционной технике рисования)

     Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени.

Нетрадиционные техники позволяют   осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Обратите внимание   все  эти простые предметы, наверняка есть в каждом доме, но необычное их применение и небольшое их преобразование позволит вам и вашему ребенку отправиться в мир фантазии, творчества. Данный вид деятельности не только увлекателен, но и помогает вашим детям раскрыться, научиться фантазировать, быть творческой личностью, а это в школе очень пригодится!

        Формируйте у ребенка больше позитивных ожиданий от встречи со школой, положительный настрой — залог успешной адаптации ребенка к школе. Используйте благоприятные природные факторы — солнце, воздух и воду — для укрепления организма будущего школьника.

        Лето длится три месяца. Многие родители считают, что успеют за это время наверстать упущенное — научить ребенка читать, считать и т.д. Не повторяйте этих ошибок. Летом ребенок должен отдыхать.

Чем можно занять будущего первоклассника на отдыхе:

•        делать аппликации, коллажи из природного материала;

 •        узнавать названия новых растений и животных, рассматривать их и   запоминать;

 •        вместе сочинять стихи;

 •        побуждать ребенка знакомиться с новыми друзьями, больше общаться с ними, играть в подвижные игры;

•        вместе читать интересную познавательную детскую литературу;

•        составлять короткие рассказы на заданную тему, придумывать сказки;

•        больше бывать на природе, научиться плавать!

 Такое лето запомнится всей семье, а полученные от общения с природой силы и знания послужат хорошей стартовой площадкой в сентябре, пригодятся ребенку в новом учебном году.

5.Секрет успешного пребывания в школе.

К началу учебного года ребенок должен овладеть определенными знаниями.

.(воспитатель раздает памятки  «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет?»

Но, секрет успешной учебы заключается не только в накопленных знаниях, но и в том, чтобы близкие были рядом. Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

o «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» или «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

o «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

o «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

o «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» ( Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

o «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

 Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному». Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

6. Заглянуть в будущее...

При наблюдении за детьми, мы подметили их склонность к определенному роду занятий, и решили узнать, кем же станут ваши дети в будущем.

(воспитатель надевает шляпу звездочета, берет свиток в руки)

Я великий звездочет,

 Знаю судьбы наперед.

 Вам поведаю сейчас,

  В будущем,  что ожидает вас.  (Разворачивает свиток.)

(Имя ребенка)  стал очень важным!

Свой супермаркет имеет даже.

 Здесь фрукты, игрушки и все, что хотите!

 Не верите? Сами сюда загляните.

(Имя ребенка)   в Париже на конкурсе танцев

 Сразила изяществом всех иностранцев!

Стал архитектором лучшим (Имя ребенка).

 Его небоскребы устремляются ввысь.

Комплекс спортивный и даже роддом

 В короткие сроки построил он.  

Очень ловко и красиво

Подстригут вас всем на диво.

 Супер стилисты (Имя ребенка)  

Салон открыли в столице нашей!

 

 Известным художником стала (Имя ребенка)  наша,

 Шедевры ее хранят аж в Эрмитаже!

 Ой, посмотрите, наш детский сад,

(Имя ребенка)   выводит деток гулять.

 Стала она воспитателем лучшим,

  Дети её очень любят и слушают.

 

Наш (Имя ребенка), подумайте только,

Стал крупной фигурой, он занят настолько!

Живет и работает здесь по соседству,

Теперь главный врач поликлиники детской!

 Высока, стройна, как ель,

(Имя ребенка)  — супермодель!

Театр Большой едет к нам на гастроли,

 И прима (Имя ребенка)   — в главной роли!

 Очень смелый, просто герой,

(Имя ребенка)   с огнем вступает в бой!

 Он лучший пожарный, об этом все знают!

 И президент ему орден вручает!

 

 Работает в банке наш (Имя ребенка)  ,

  Кредиты и вклады — под строгим контролем.

 Он стал управляющим целого банка,

 Зарплату домой отправляет на танке!

 Ввысь полетела ракета, ее

 Сделал конструктор (Имя ребенка)  .

  Всем подает на работе пример.

 Очень талантливый он инженер,

 Вечер, включен телевизор, (Имя ребенка)  

Новости все нам с экрана расскажет.

 Очень изящна, красива, нарядна.

 Диктором стала она популярным.

 Крупным ученым стал (Имя ребенка)   - ему

 Премию Нобелевскую одному

 За достижения в науке вручают

 Умнее людей на Земле не бывает.

 В школе работает наш (Имя ребенка),

 Учителем стал он самым лучшим!

Стал укротителем хищников(Имя ребенка):

 Тигры и львы у него, словно мышки,

 Ходят по кругу, катают собак,

 Слушают Даню и не рычат.

 Стал знаменитым спортсменом (Имя ребенка).

Прославил нашу страну на весь мир.

 Все золотые медали ему

 Спорткомитет отдает одному!

 Время летит так незаметно,

 Станут большими людьми ваши детки.

 Но все как один, когда годы пройдут,

 Своих малышей сюда приведут.

      Не забывайте, уважаемые родители, что детство-это удивительное время в жизни каждого человека – оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Провожая вас в школу, мы не  говорим вам: «Прощайте!». Мы  говорим: «До свидания, до скорых встреч!» Возможно, в ближайшем будущем кому-то из вас мы  сможем сказать: «Добро пожаловать!», когда вы приведете к нам своих младших детей. Ну а пока время не стоит на месте, мы приглашаем вас на первый в жизни выпускной бал!

( Родители получают красиво оформленные приглашения на выпускной.)

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание Леонтьева Е.В. Деменьшина С.Н.

Родительское собрание подготовительной группы.

Тема: «Школьная готовность»

"Как помочь ребёнку подготовительной группы преодолеть страх перед школой и неуверенность в себе".

Подготовили

воспитатели:

Леонтьева Е.В.

Деменьшина С.Н.

Детский сад «Рябинушка»

Задачи:

  1. Изучение мнения родителей о готовности ребёнка к школьному обучению.
  2. Предоставить родителям возможность учесть разные слагаемые готовности к школе.
  3. Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

        Тема   «Школьная готовность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдёт в школьный класс. И уже сейчас многих волнуют вопросы: А готов ли мой ребёнок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? На эти и многие другие волнующие вас вопросы мы постараемся с общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.

     С 6 до 7 лет с ребёнком происходят значительные перемены – он стремительно растёт, у него начинают выпадать молочные зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определённый уровень притязаний и даже амбиций.

Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.

     По ходу нашего общения попробуйте сами определить, готов ли ваш ребёнок стать первоклассником. А вам пора в школу.

     Готовясь к этому родительскому собранию нам, конечно же, хотелось узнать и мнение ваших детей на тему «Хочу ли я в школу».  Послушайте некоторые высказывания ваших детей:

На вопрос хочется ли тебе идти в школу?

Все дети в группе ответили твёрдое да, но двое - ответили, нет. На вопрос, почему  тебе не  хочется идти в школу? Они ответили, я боюсь, не справлюсь. Будет очень трудно и неинтересно.

На вопрос, как, по-твоему, для чего нужно учиться в школе? Прозвучали следующие высказывания:

-Чтобы всё знать;

-Чтобы быть умным;

-Чтобы читать познавательные книги;

-Чтобы вырасти выучиться, получить работу и зарабатывать деньги для родителей.

На вопрос, какие правила, по – твоему, тебе нужно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?

Прозвучали следующие ответы:

- Слушать внимательно учителя;

-Не попускать уроки;

-Не драться, не оскорблять других детей;

-На уроках не спать;

-Уважать учителя, уважать друг друга.

На вопрос, нравится или не нравится тебе, когда приходится выполнять какое-нибудь трудное задание, ответы разделились пополам.

Нет – задания бывают сложными, но я учусь. Трудно справиться.

Да – будет легче учиться. Они кажутся трудными, но когда думаешь, то они совсем не трудные.

На вопрос, как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником? Прозвучали такие ответы, как:

-который хорошо учиться;

-воспитанный, добрый, трудолюбивый, любознательный, придёт на помощь другу.

    Современная  специальная литература даёт нам множество советов – как развивать речь ребёнка, подготовить к обучению грамоте, счёту, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению. Но нам, кажется, уместно поговорить не только об интеллектуальном развитии ребёнка, но и о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребёнка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы это ясно понимаем, как во многом это зависит именно от нас.  И я предлагаю вам небольшой тест. Мы не будем обсуждать, и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тест очень прост. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребёнком или в вашей семье все прекрасно.

ТЕСТ « КТО Я»

Задание. 10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листе бумаги.

Если родители затрудняются, привести некоторые примеры: я - воспитатель,  я - коллекционер и т.д.

Обработка результатов. Когда работа закончена, воспитатель предлагает родителям оценить свои результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец».

Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребёнка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой»

Вопрос для родителей. Я хочу задать вам вопрос дорогие родители: как вы думаете, что же должен уметь ребёнок к 1 сентября? (ответы родителей)

   К сожалению, многие родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Безусловно, подготовка нужна, но её недостаточно для успешного обучения в школе. Ребёнок должен уметь:

-  ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

-  убирать своё рабочее место, бережно относится к вещам;

-  кроме того, ребёнок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – с взрослыми.

     Чтобы ребёнок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определённый уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «Школьно значимыми» , познавательными функциями. Прежде всего, они обеспечивают готовность и способность ребёнка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством  учителя. Один из главных показателей такой готовности это ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ (т.е. умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  ГОТОВНОСТЬ (долгое время под интеллектуальным развитием ребёнка понимали наличие определённых умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи).

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ (предполагает сформированность у ребёнка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и детей. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители: приветствуют ли родители общение своего ребёнка со сверстниками во дворе или изолируют такое общение.Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлении развития ребёнка.

Мы в нашей группе особое внимание уделяем на то, чтобы подготовить руку ребёнка к письму.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  1. мелкой моторики пальцев рук (с этой целью мы учим детей выполнять разнообразные практические поручения, а именно создание поделок, работа с мелким конструктором, работа с мозаикой, оригами и т.д. в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений рук, глазомер, аккуратность, сосредоточенность, внимание.
  2. пространственной ориентации, в частности на листе бумаги. (слева направо, сверху вниз )

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

  1. Это, прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование. И вы, наверное, заметили, что на стенде детских работ больше появилось работ именно с прорисовкой орнаментов, узоров, где дети работают широкой и тонкой кистью.
  2. Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. При таких заданиях необходимо обращать внимание на те, как закрашивает ребенок. (Изображение должно быть закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно. Показывайте детям их ошибки и давайте возможность исправлять их.)
  3. Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется первое время только под контролем взрослого, т.к. взрослый показывает как рисовать штрихи, а затем контролирует правильность выполнения задания (параллельность линий их направление, расстояние между ними.) Для этого можно использовать готовые трафареты.
  4. Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.

Но помните, занятия должны проходить в игровой форме, непринуждённой, чтобы ребёнок получал от игры удовольствия и приобретал необходимые навыки. Время занятий е более 25-30 минут, обязательно делайте перерыв между заданиями, используя пальчиковую гимнастику или массаж. Хвалите ребёнка, этим вы настраиваете ребёнка на положительный результата работы.

 И в заключение нашей теоретической части родительского собрания  хочется вам подарить памятку мудрых советов Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».

     (Выступление психолога)

А сейчас, как я уже было сказано, что школьная готовность – это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребёнок сам их смастерил, но и тем, что приложил усилия, фантазию, своё творчество. И мы предлагаем вам проявить своё творчество и  из подручных материалов создать «сказочное животное» (главное условие: пока звучит музыка, кипит работа, музыка перестала звучать, свою работу необходимо закончить.)

(После выполнения задания обсуждают поделки)

  И в заключении хочется предложить вам «Чудесную сумку», а точнее чудесный портфель. Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в портфель и взять с собой в будущее из приобретенных знаний умений и навыков.

    Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех»  эти маленькие памятки с мудрыми советами мы вам дарим, для того чтобы вы могли подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди  сверстников и научить его простым правилам детского общежития.

Памятка  для родителей

  1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  3. Не дерись без обиды.
  4. Не обижайся без дела.
  5. Сам ни к кому не приставай.
  6. Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
  7. Не дразнись, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем, ни проси.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  9. Не ябедничай за спиной товарищей.
  10. Не будь грязнулей, дети не любят грязнуль.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
  13. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  14. Переходи дорогу внимательно и не торопись.
  15. Не отнимай чужого, но и не все своё отдавай.
  16. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  17. Не дерись без обиды.
  18. Не обижайся без дела.
  19. Сам ни к кому не приставай.
  20. Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
  21. Не дразнись, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем, ни проси.
  22. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  23. Не ябедничай за спиной товарищей.
  24. Не будь грязнулей, дети не любят грязнуль.
  25. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  26. И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
  27. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  28. Переходи дорогу внимательно и не торопись.

Выступление педагога - психолога Хилай С.Н.

"Как помочь ребёнку подготовительной группы преодолеть страх перед школой и неуверенность в себе".

Пока Ваш ребёнок в детском саду, в подготовительной группе.  Но очень скоро он пойдёт в школу.  

Разумеется, большинство детей, посещающих детский сад уверенны в себе, активны, любознательны. Они самостоятельно могут справляться с трудностями обучения, находить выход из определённых ситуаций, умеют дружить и могут с лёгкостью наладить взаимоотношения в коллективе.

Однако, многие дети испытывают страх перед школой. Они уже слышали от воспитателей и родителей, что их ждёт новая обстановка (помещение школы, классного кабинета), новый коллектив (ученики класса, учителя), новые для них требования к занятиям, домашние задания, оценки и многое другое. Зачастую, многие страхи передаются детям от их родителей.

   Некоторые дети чувствуют себя скованно даже во время занятий в детском саду, теряются, если не знают ответа на вопрос, стесняются детей группы и воспитателя. Им не хватает смелости, уверенности в своих силах, даже если они знают ответы на вопросы. Большую роль играют свойства характера – нерешительность, стеснительность, замкнутость. Боязнь принять решение, страх перед ошибкой, страх быть осмеянным.Таким детям придется сложнее  в адаптации к школе. И как следствие - могут сформироваться "школьные страхи":  страх выйти к доске, страх не понять, что объясняет учитель, страх доказывать и отстаивать своё мнение, страх перед вопросом учителя по теме, страх получить плохую отметку, страх, что учитель сделает запись в дневник, страх наказания, страх родительского гнева за плохую отметку, страх перед контрольной, страх присутствия завуча или другого учителя, страх, что родители пойдут на собрание и будут ругать...

Только родители могут помочь преодолеть страх перед школой, сделать школьную жизнь ребёнка насыщенной положительными эмоциями и радостью.

Рекомендации  

1.Прежде всего, станьте другом Вашему ребёнку. Расспрашивайте у ребёнка, как прошёл день, какие события за день произошли, участвуйте в его жизни, общайтесь с ним по-дружески, давайте разумные советы, поддерживайте, хвалите даже за маленькие успехи и победы.

2. По возможности не пропускайте посещение детского сада, посещайте занятия по подготовке к школе.  

3. Поощряйте желание ребёнка участвовать в конкурсах и выступлениях. Оказывайте посильную помощь в организации мероприятий в детском саду. Ребёнок будет видеть, что Вы небезразличны к его жизни в детском саду, возможно, ребёнку передастся Ваша активность, он будет следовать Вашему примеру.

4. Сводите ребёнка в школу на экскурсию. Расскажите как можно подробнее о школе и школьной жизни, поделитесь своими положительными воспоминаниями.

5. Ведите беседы, читайте книги, расширяйте кругозор ребёнка, тренируйте внимание, память, развивайте логическое мышление.

6. Не делайте акцент на том, чтобы напичкать ребёнка знаниями перед школой. Гораздо важнее научить ребёнка обращаться с знаниями: уметь ставить цели, формулировать задачи и решать их, научиться исправлять ошибки, не бояться неизвестности, получать удовольствие от того, что делаешь, не страшиться неудач.

7. Убеждайте ребёнка в том, что у него существует достаточно способностей и возможностей, чтобы успешно справиться с трудностями (поговорите о том, что ребёнок умеет делать сам, затем, вместе разбирайте трудные ситуации).

8. Убеждайте ребёнка в том, что ребёнок ценен для других (просто потому, что он такой, какой он есть с его положительными качествами, уникальностью).

9. Поговорите с ребёнком о том, что в детстве с вами тоже такое случалось. При этом проявите сочувствие.

10. Объясните ребёнку, что бояться и переживать по какому-либо поводу важно в меру, чтобы быть собранным, а не парализованным в действиях.

11.Проявляйте терпение при объяснении ребёнку непонятного, причин страха, способов поведения и т.д., независимо от того, сколько раз это потребуется сделать. Отвечайте на все вопросы ребёнка.

12.Старайтесь не напоминать  ребёнку о ситуациях, вызывающих страх, его переживаниях этих ситуаций, но всегда беседовать с ребёнком на данные темы, если он сам чувствует необходимость этого и проявляет инициативу.

13. Гуляйте на спортивных площадках, во дворе — там, где много детей; посещайте театры, парки. Не запрещайте общаться с детьми и приводить их к себе домой.

14. Научите ребёнка верить в себя, в свои силы и способности. Дайте ребёнку «право на ошибку», научите признавать и принимать неудачи, не драматизируйте ситуацию в присутствии ребёнка.

15. Составьте с ребёнком распорядок дня, обращайте его внимание на режим. Ребёнок должен отдыхать, играть и гулять на свежем воздухе.

16. Будьте всегда начеку. Будьте в курсе событий в жизни Вашего ребёнка. С кем он дружит, чем занимается в свободное время и на прогулке.

17. Всегда говорите, что успех – это, прежде всего, радость познания наук, это победа, это стремление стать умнее, мудрее. Говорите о важности учёбы и дружбы в школе. Рассказывайте о правилах поведения и обязанностях школьника, помогите ему, чтобы учение было весёлым, интересным, радостным и необычным.

18. Не забывайте, что ребёнку в этом возрасте нужно играть. Играйте в развивающие, логические и ролевые игры. Поиграйте, например, в школу или детский сад, предложите ребёнку самому быть в роли воспитателя или учителя.

Упражнения и игры для профилактики застенчивости, стеснения, неуверенности в себе.

  1. Рисование страха и превращение его в прах

Побеседуйте с ребёнком, узнайте, чего он боится, дайте ему краски или фломастеры, пусть он нарисует то, что его пугает. Не оставляйте ребёнка одного в процессе рисования, помогите ему. Обыграйте процесс исчезновения страха. Дайте ребёнку ножницы, чтобы он разрезал на кусочки свои страхи, которые он нарисовал. Предложите ребёнку сложить из мелких бумажек прежний большой рисунок - окажется, что это невозможно сделать. Сложите кусочки рисунка в конверт, запечатайте его и выбросите в мусор. Можно сжечь конвертик на глазах у ребёнка в тарелке или на улице. Если вы еще ощущаете, что страх присутствует, повторите упражнение столько раз, пока ребенок скажет Вам, что страха больше нет!

2. Рисование страха и волшебное превращение.

Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вместе подумайте, как его изменить. Как сделать весёлым, добрым, заботливым, ласковым? Дайте яркие краски, может быть пластилин. Нарисуйте радугу, разноцветный дождь, яркое солнышко!

3. Рисование страха и полёт страха.

Предложите Вашему ребёнку нарисовать свой страх. Скрутите рисунок трубочкой и положите в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите на улице в небе. Страх улетел! Его больше не существует!

4. "Я сегодня", "Я вчера", "Я завтра".  

Научите ребёнка сравнивать себя “сегодняшнего” с собой “вчерашним” и видеть себя ” завтрашнего”. Вы можете сказать своему ребёнку: “Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой”. Или: “Сегодня ты опять не справился с заданием. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то сможешь сделать задание лучше”. Всегда оставляйте ребёнку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребёнку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

5. Игра "ИМЯ".

Расскажите ребёнку о значении имён. Специально   подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребёнка,   его друзей, педагогов и т.д. Затем предложите ребёнку нарисовать (или   нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: “О чем говорит моё имя”.   Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребёнка. Попробуйте придумать для ребёнка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у ребёнка чувство гордости за   своё имя. 

6. "Как можно поступить?"

Учите ребёнка обдумывать возможные варианты своих поступков и замыслов. Если Вы вместе с ребёнком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребёнку, да и вам тоже, особое  отношение к своим перспективам. В таком случае даже, возможное при неудачи, чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь своё логичное начало и свой логичный конец.

7.  "Волшебная палочка"

Ребёнок берет в руки любой предмет –   “волшебную палочку” и превращает играющего с ним взрослого или   других детей в те или иные “образы”. Затем партнёр по игре “превращает”   самого ребёнка. “Превращения ” могут быть разные (их подсказывает   взрослый) – в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых   героев и т.д. Необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, волк), можно пойти навстречу ребёнку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребёнок выбирает такого героя часто потому, что он “сильный”, “может постоять за себя” и т.д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.

Правила, которые помогут Вашему ребёнку адаптироваться в детском коллективе (в детском саду или школе).

Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без причины.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.

Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».

Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Напечатайте и вывесите эти правила где-нибудь на видном месте в квартире или в комнате ребёнка. Обязательно обращайте внимания на них, хотя бы один раз в неделю. Договоритесь с ребёнком о времени, когда вы будете обсуждать, какие правила выполнил ребёнок, а какие – ему не удалось выполнить. Выявите причину невыполнения. Правила можно дополнить своими, важными именно для Вас пунктами.

Что не нужно делать.

  1. Не надейтесь, что ребёнок всему научится в школе сам, самостоятельно справится с адаптационным периодом.
  2. Не отмахивайтесь от его страха.
  3. Не говорите, что он ведёт себя глупо.
  4. Не обвиняйте ребёнка в трусости и не стыдите его.  
  5. Не стоит сравнивать ребёнка со сверстниками, высказывая негативные суждения по отношению к своему ребёнку.
  6. Никогда не ищите виноватых.
  7. Не нужно ругать ребёнка за страх.
  8. Не твердите ему, что ничего тут страшного нет, бояться нечего (для ребёнка его страх вовсе не кажется пустяком).
  9. Не пугайте ребенка школой, занятиями и учителями.

Может так получится, что справиться с неуверенностью и страхами до поступления в школу не удастся. В этом случае нужно поговорить с учителем и школьным психологом, вместе разработать выход из сложившейся ситуации.

10 советов родителям будущих первоклассников.

 Совет 1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребёнка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучения.

 Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

 Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться Ваш ребёнок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, если обязательные дополнительные занятия).

 Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак – не придётся ли вставать слишком рано?

 Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей Вашего ребёнка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

 Совет 6.  Уточните, в какой время ребёнок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

 Совет 7. Подготовьте место для занятий ребёнка дома. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту ребёнка. Это место должно быть хорошо освещено (желательно естественным светом), должно быть удобным и не содержать ничего лишнего.

 Совет 8. Не настраивайте ребёнка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

 

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в это период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребёнком.

 Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребёнка как к краху всех Ваших надежд.

 Помните, ему очень нужна Ваша вера в него, умная помощь и поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Особенности развития детей 3-4 лет. Цели и задачи на 2020-2021 учебный год"

В ходе родительского собрания проводятся 2 игры для родителей для того, чтобы разрядить обстановку; выбор родительского комитета; особенности развития детей 3-4 лет....

Родительское собрание в средней группе «Задачи воспитания и обучения на учебный год 2020-2021».

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный го...

Родительское собрание в старшей группе № 10 Тема: «Подготовка к учебному 2020-2021 году. Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Повестка собрания от12 сентября 2020 года: 1. Возрастные особенности детей 5-6 лет2. Задачи  воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста3.   .Распоряжением Комитета п...

Родительское собрание (в дистанционном формате) по теме: «На пороге нового 2020-2021 учебного года»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Участники: воспитатели и родители.Пов...

План проведения родительских собраний на 2020-2021 учебный год

План проведения родительских собраний на 2020-2021 учебный год...