Проект на тему «Семейные традиции и праздники»
проект (подготовительная группа)

Повышение роли семейных традиций и праздников в становлении личности ребёнка, его нравственном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_traditsii.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Берёзка»

город Новый Уренгой Ямало-Ненецкий автономный округ

Проект на тему

«Семейные традиции и праздники»

(подготовительная к школе группа)



 

 

 

 

 

                                                                        Подготовила: М.Ю.Матакаева

воспитатель    

МБДОУ «ДС «Березка»

                                                                                                                                 

                                                                   

Новый Уренгой

2023

        

Тип проекта: групповой, творческий, краткосрочный
Участники проекта: дети  группы, воспитатели, родители, специалисты.

 

 

Актуальность и значимость

Когда-то  семейные ценности, традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семья является основой в воспитании ребенка. Что ребенок усваивает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни, вовлечение родителей в совместный процесс воспитания ребёнка, позволяют значительно повысить его эффективность. ФГОС побуждает использовать на ряду с традиционными,  новые методы  и формы взаимодействия ДОУ и семьи. Новой формой, актуальной для детей и их родителей, является семейные праздники. В связи с этим возникла идея разработать проект. Проект направлен на активное вовлечение семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Наблюдения показало, что в нашей группе много  семей, не имеющих свои ценности и традиций. Они считают это лишним, не актуальным. В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 

 

Цель проекта:

 Повышение роли семейных традиций и праздников в становлении личности ребёнка, его нравственном воспитании.

Задачи:     

Содействовать укреплению семейных традиций;

Формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью;

Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению воспитанников с миром нравственных ценностей семейных традиций;

Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению;

Объектом исследования: являются семейные  традиции и праздники   семей  воспитанников.
Предметом исследования: рассмотрение семейных традиций и праздников

Гипотеза исследования: детей необходимо приобщать к семейным праздникам и традициям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере

 Ожидаемые результаты проекта:

  • Систематизированы  и углублены  знания по теме «Праздники нашей семьи».
  • Созданы условия для развития творческих способностей детей.
  • Сплочён  детский коллектив, самовыражение  личности на основе творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.
  • Активное участие родителей в подготовке и проведении семейного праздника.
  • Появление в семьях общих интересов, повышение уровня педагогической компетентности родителей.

 

Продукты проекта:

  • Рисунок: «Мимоза для бабушки» 
  • Аппликация: «Поздравительная открытка маме к 8 марта»
  • Кукла тряпичная- масленица
  • -Папка передвижка для родителей: «Семейные праздники  и традиции как средство воспитания личности».
  •  «8марта» стенгазета
  • Консультация «Семейные традиции»
  • Консультация « Игры и конкурсы на праздниках для детей»

Родители:

-Расширят  знания о семейных   праздниках и традициях,  истории возникновения праздников.

-Укрепят межсемейные и внутрисемейные связи.

-Будут уважительно относиться к своим предкам.

-Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

Педагоги:

- Создание методической копилки по данной проблеме.

-Будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, семейные ценности.

- Тесное сотрудничество  с семьями воспитанников.

Предварительная работа:

1.Беседы: «Какие пословицы и поговорки вы знаете про семью?»;

пословицы и поговорки  о масленице;

стихотворения  о 8 марте

2. Дидактические игры: «Клубочек волшебных слов» «Ласковое слово», «Назови бабушку и дедушку», «Собери подарок на 8 марта», «Лото семья», «подбери платочек для масленицы»

3. Подвижные игры: «Радостно-грустно», «Горелки», «Сковорода», «Ваня-простота», «Найди свой домик»

4. Физкультминутки: «Дружба», «Здоровей-ка»

5.Пальчиковая гимнастика « семья»

6. Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Посидим в тишине»,

Л. Муур «Крошка Енот»,

С. Михалков « А что у вас?»;

Русские народные сказки: «Снегурочка», «Маша и медведь»,

 Пословицы, поговорки и загадки о семье.

Ю.Яковлев. Мама.

Е.Трутнева. Мамин день.

С.Михалков. А что у вас?

Чтение пословиц и поговорок  о матери.

Вяземский П.Я. Масленица на чужой стороне.

Весна красна. Ты на чем пришла. (энциклопедия детского фольклора).

Гелездинова Ю.В. Подбор загадок, пословиц, поговорок, частушек, игр и конкурсов о масленице (для детей).

Крылатый, мохнатый да масленый.

Науменко Г.М. Солнце и блины, Соломенная Масленица, Как весна зиму поборола

Позднякова М. Всё коту Масленица.

Смешарики. Масленица.(мульт)

Сударушка (русские праздники).

Шмелев И.С., Островский А.Н, Чехов А.П. Детям о Масленице.

Чтение пословиц и поговорок  о  масленице.

7. Сюжетно-ролевые игры   «Магазин цветов и платков», «Семья», «Вот бы нам у наших мам научиться всем делам»

 

8. Художественно-эстетическое развитие: прослушивание песен про маму, папу, бабушку, дедушку, семью, колыбельных, изготовление  заготовок к  открыткам 8 марта, к масленице.

Этапы проекта

Аналитический этап-анализ ситуации, актуальность, определение направленности проекта

Организационный этап - постановка задач, разработать план реализации проекта, опросы анкетирование, беседы с родителями, мероприятия по проекту.
 Практический этап - художественные мастерские, изготовление необходимых методических материалов, дидактических пособий, конспектов занятий, игровая деятельность с детьми, папки передвижки, консультации, мероприятия с родителями

Итоговый  этап- подведение итогов, подготовка проекта к сдаче, презентация проекта.

Практический этап

1. Беседа «Семейные праздники и традиции».

Цель: расширять представление детей о семье, о традициях семьи.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «Семейные традиции», «Семейные праздники».
  • Развивать общие речевые навыки, познавательный интерес.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье, семейным традициям, заботливое отношение к близким людям.

 

2. Речевая  игра «Моя семья».

Цель: развитие активного словаря детей.

Задачи: активизировать в  речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

 

3. Подвижная игра «Найди свой домик»

Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях. Ход игры: С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по участку в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале. После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

 

4. Дидактическая игра «Клубочек волшебных слов»

Цель: продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность.

1. НОД  «8 марта — Международный Женский день».

Цель:  углубить знания детей о празднике 8 марта, прививать любовь к самому близкому человеку на земле. Развивать память, логическое мышление.

Оборудование: иллюстрации, посвященные 8-му марта.

 

 2.Подвижная игра «Радостно-грустно»

3. Речевая игра «Кто что делает»

Цель: развитие  связной речи детей.

Задачи: активизировать в   речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.

Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.

 

4. Рассказывание  стихотворения о маме.

Цели: дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме; познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих маму.     

1.Беседа о масленице 

Цели: закрепление представлений детей о масленице, о взаимоотношениях в семье.

Задачи: дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.

 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин платочков»

Цель: сформировать представления детей о празднике  масленица. 

3.Презентация: «Масленица»

 Цель: расширить знания детей о масленице, пополнить словарный запас.

 4. Тряпичная кукла- оберег на масленицу

Цель: развитие способностей  к  творческой деятельности (чувство формы, композиции), умения воплощать свою задумку.

Задачи:

  • развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца;
  • закреплять умение  работать с тканью используя изученные приемы;
  • воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

 5. Подвижная игра «Горелки»

Цель: учить детей бегать быстро. Развивать внимание, быстроту реакции.

1. Беседа  «Семья. Семейные ценности».

Цель: формирование  правильного  отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к   жизненным  ценностям семьи.

Задачи: развивать  ответственность за свою семью, помочь  оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.

 2. Загадывание  загадок  по теме проекта.

Цель: расширять представление детей о празднике 8 марта, масленице.

3.Пальчиковая гимнастика

 « Семья»

Кто приехал?

(пальцы обеих рук сложены вместе)

Мы, мы, мы!

(быстро хлопают кончики больших пальцев)

Мама, мама, это ты?

(хлопают кончики указательных  пальцев)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Папа, папа, это ты?

(хлопают кончики средних)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Братец, братец, это ты?

(хлопают кончики безымянных)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Ах, сестричка, это ты?

(хлопают кончики мизинцев)

Да, да, да!

(хлопают кончики больших пальцев)

Все мы вместе, да, да, да!

(хлопаем в ладоши).

 4. Дидактическая игра «Родство»

Цель: продолжать формировать представление детей о близких родственниках, о семье.

Материал: карточки

Воспитатель по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.

Подвижная игра: «Сковорода»

14.03

1. Беседа « Моя любимая бабушка».

Цель: вызвать у детей интерес и добрые чувства к старшему поколению. Привитие уважения, заботливого отношения, сочувствия и помощи к старшему поколению.

 2. Рисование: «Мимоза для бабушки»

Цель: научить детей  создавать  поздравительную открытку, передовая её отличительные особенности. Воспитывать любовь и уважения к маме, бабушке.

 

3. Дидактическая игра «Я и моя семья».

Цель: продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Материал: картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.

 4. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Цель: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

 Дружная семейка

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом — строгий наш отец.

(разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться?

(разогнуть мизинец)

Подвижная игра: «Ваня-простота», «Найди свой домик»

1.Пальчиковая гимнастика «Семья».

Цель: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

 2.Просмотр мультфильма  «Смешарики» серия «Масленица».

 

  Результаты проекта:

  • Систематизированы  и углублены  знания у детей  по теме «Праздники  и традиции семей» (8 марта, масленица).
  • Создали условия для развития творческих способностей детей.
  •   Детский коллектив стал дружнее, самовыражение  личности на основе творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.
  • Родители активно учувствовали  в проекте «Семейные  традиции и праздники » и жизни ребёнка в детском саду

 

  • Появился  в семьях общий интерес, повысился  уровень педагогической компетентности родителей.

 

Литература:


 
1.Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2016.

2.Под.ред. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: «Мозаика –Синтез», 2015.

3. Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2014.

4.Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей.М., 2011.

5.Соломенникова О.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / М.: Мозаика–Синтез, 2014

6.Титов В. Игра в жизни. – М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Семейные традиции. 23 февраля – семейный праздник!"

Приобщать родителей к традиции празднования 23 февраля. Сохранение во многих семьях обычаев и традиций ,которые передаются из поколения в поколение,своеобразие семейных и родственных отношений являютс...

Круглый стол на тему "Семейные традиции и праздники"

В ходе проведения круглого стола на тему «Семейные традиции и праздники» между педагогом и родителями создается ситуация открытого общения, где родители активно обсуждают затрагиваемые вопросы, а такж...

Проект «Семейные традиции» к празднику светлой Пасхи

Проект «Семейные традиции» к празднику ветлой пахи...

Презентация проекта на тему "Создаем традиции в стилях семейного воспитания" (Формирование семейных ценностей)

Проект, направленный на повышение уровня знаний детей о своей семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях....

Проект по теме: «Семейные традиции»

Формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям....

Презентация проекта на тему: "Семейные традиции"

Формировать у детей понятие «семья». Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям....

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...