Рабочая программа к мини-школе за 2022-2023 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Мини-школа "Школа будущего первоклассника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_shkola_programma.docx71.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -
 детский сад № 34 «Светлячок» комбинированного вида
города Кызыла Республики Тыва.

Дополнительная общеобразовательная -

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа будущего первоклассника»

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Кызыл.

2023 г.

Пояснительная записка

Концепция программы:

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа будущего первоклассника» носит социально-педагогическую  направленность. Программа представляет собой систему подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей,  адаптации   к   школьному   обучению.

 

 Актуальность программы:

-необходимость создания образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, не посещающих детский сад;

-разрыв между системой дошкольного и школьного образования (возрастание явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

-возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с социальной и межличностной тревожностью, с низким социометрическим статусом);

-социальный запрос родителей и школы.

Педагогическая целесообразность программы:

В объединении «Школа будущего первоклассника» на первый план выдвигается не обучающая,  а развивающая функция. Это означает,  что  формирование  знаний  и  умений  не  самоцель,  а  средство  для  формирования  и  развития  личности ребенка:  его  общей    культуры,  своих  возможностей,  раскрытие  интеллектуальных   и   личностных   качеств   (познавательных,   волевых,   эмоциональных), творческих способностей, овладение детьми ведущими  видами  деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской,  коммуникативной),   умение   общаться   и   сотрудничать   со   взрослыми   и   сверстниками,   обеспечивающих полноценное развитие личности дошкольника и направленных на его успешную социализацию.  

Цель данной программы:

  • Социальная     цель    - обеспечение    возможности     единого    старта  будущих школьников;
  • Педагогическая     цель    –  комплексное развитие детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности каждого ребёнка, формирование готовности его  к  систематическому обучению.

Основные задачи программы:

Обучающие:

«Занимательная математика» - математика для дошкольников

  • совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  • ознакомление с цифрами от 0 до 9;
  • закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10)»;
  • формирование умений называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
  • получение представлений  о составе чисел из единиц;
  • приобретение навыков раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее;
  • формирование умений на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и  вычитание. (при решении задач использовать знаки действий: плюс (+), минус (-) и знаком равно (=);
  • формирование навыков в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей; в установлении соотношения между частями на основе счёта и составления пар предметов;
  • закрепление представлений детей о последовательности дней недели, месяцев года;
  • приобретение умений и навыков определять время по часам с точностью до 1 часа. ознакомление с геометрическими понятиями: точка, линия, отрезок, центр круга, радиус круга, угол, симметрия;
  • приобретение представлений воспитанников об геометрических формах (шар, куб, цилиндр, ромб, трапеция) и их свойствах;
  • приобретение навыков делить круг, квадрат на 2-4 части, сравнивать целое и часть, составлять из треугольников - многоугольник, из – прямоугольник;
  • формирование у воспитанников первоначальных измерительных умений (измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры);
  • формирование навыков воспитанников ориентироваться на листе бумаги в клетку;  
  • приобретение умений детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки - указатели движения, планы, схемы маршрутов.

 «Кубики Зайцева»- обучение грамоте

  • совершенствование умения воспитанников различать на слух и в произношении все звуки родного языка, внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
  • совершенствование фонематического слуха детей: формирование умения называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове;
  • получение представлений о предложении (без грамматического определения);
  • приобретение навыка составления предложений, членения простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
  • формирование умения детей делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, мА-ли-на, бе-рё-за) на части;
  • приобретение умений составлять слова из слогов (устно).

 Подготовка к письму:  

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  • формирование и развитие творческих способностей детей, предпосылки творческого продуктивного мышления;
  • формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и пр.);
  • формирование приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль), опыта  самопознания;
  • развитие крупной и мелкой моторики рук, графических навыков детей;
  • развитие наблюдательности, любознательности, сообразительности, умение применять полученные знания на практике;
  • воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности).

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных  действий, соответствующие ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 

Личностные предпосылки  универсальных учебных действий: 

  • формирование «внутренней позиции школьника»;
  • действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной  деятельности для ребенка;
  • выделение  морального содержания ситуации;
  • ориентация  на норму справедливого распределения;
  • умение   соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами.

Регулятивные предпосылки универсальных учебных действий: 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;
  • планирование (составление плана и последовательности действий);
  • прогнозирование предвосхищение результата, его временных характеристик);
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция (внесение дополнительных корректив в план и способ  действия);
  • оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий .  

Отличительные особенности программы:

Курс подготовки дошкольников носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник, и по форме, по манере общения  строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети - дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Но основные усилия детей  сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

Существенной особенностью программы является и то, что в нём заложены межпредметные связи всех учебных разделов.

Характеристика программы

  • Вид-модифицированная дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая
  • Тип – модифицированная
  • Направленность -  социально-педагогическая
  • Классификация:   
  • по характеру деятельности — познавательная
  • по возрастному принципу – одновозрастная, для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
  • по масштабу действия - учрежденческая
  • по срокам реализации — 1год

        Программа рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие разделы деятельности:

1.  «Занимательная математика» - математика для дошкольников

  1.  «Кубики Зайцева»- обучение грамоте

  2. «Письмо

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. В группе занимаются 13 человек.

Воспитанники в группе адаптации (курс подготовки к школе) занимаются  один раз в неделю. Время занятий  – с 9.00 до 12.00 часов.  В предметное расписание дня входит три занятия  по 9 предметам, рассчитанных на один год обучения. Учет психологических особенностей детей 6 лет диктует необходимость соблюдения некоторых  особенностей    в  проведении    занятий:   оптимальное разнообразие   видов   деятельности; введение физминуток;  использование  игрового  материала;  включение  в  занятия  игрового материала  с  целью снятия напряжения, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой.  На занятиях  применяются приемы стимулирования мотивации детей к обучению: каждое занятие начинается с сюрпризного момента. Применяются проблемные, творческие, игровые задания.

     Особое внимание уделяется психологическому климату на занятиях: обращается внимание на  характер взаимоотношений между детьми, детьми  и  педагогом.  Учитываются  индивидуальные особенности каждого ребенка.

Занятия чередуются интеллектуальными переменами  и игровой самостоятельной деятельностью, которые организуются таким образом, чтобы каждый ребенок мог выбрать самостоятельного собственному желанию игровой обучающий вид деятельности из предлагаемых дидактических игр.  

Формирование программы  основано на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого воспитанника, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития детей,
  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
  • развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

Системно-деятельные  подходы,   положенные   в  основу программы, создают условия для самоизменения и саморазвития всех  участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
  • креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
  • овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Здоровьесберегающие технологии используемые в программе:

  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
  • учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • психогимнастика;
  • соблюдение мер по предупреждению травматизма;
  • физминутки.

Планируемые результаты:

Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. 

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. 

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. 

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. 

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. 

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. 

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. 

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

• Проявляет ответственность за начатое дело. 

• Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. 

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). 

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую родину и страну, их достижения, имеет представление о важнейших исторических событиях. 

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. 

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

«Занимательная математика» - математика для дошкольников

  • Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляют из множества отдельные его части (часть предметов).
  • Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями I частью); находят части целого множества и целое по известным частям.
  • Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносят цифру (0-9) и количество предметов.
  • Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются циф- эами и арифметическими знаками («+», «-», «=»).Различают величины: длину (ширину, высоту), время: и способы их измерения.
  • Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, с помощью условной мерки.
  • Делят предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивают целый предмет и его часть.
  • Различают и называют: отрезок, угол, линия.
  • Воссоздают из частей, видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие.
  • Сравнивают предметы по форме.
  • Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются простейшими знаковыми обозначениями.
  • Определяют временные отношения (день - неделя - месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знают:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Арифметические знаки «+», «-», «=»; геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, куб, шар, цилиндр; проводят их сравнение.
  • Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

 «Кубики Зайцева»- обучение грамоте

  • Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
  • Находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.
  • Участвуют в коллективном разговоре: способны задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывают о факте, событии, явлениях.
  • Доброжелательны с собеседниками.

«Подготовка к письму»

  • Пользуются формулами словесной вежливости в общении со взрослыми и сверстниками.

Подготовка к письму - рисование декоративных узоров разных форм. Составление узоров из растительных форм, в ограниченном пространстве, моделирование из предложенных элементов простейших конструкций. Лепка разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики. Силуэтное вырезание. Отрывная аппликация. Упражнения в развитии координации движений при выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программный  материал  выстроен  таким  образом,  что  1/3  часть  учебного  времени  отводится  на  изучение  теоретического  материла,  2/3  части  -  на  выполнение      практических  заданий.  Большинство занятий  по  данной  программе  включают  изучение  теоретического  и  практического  материала,  где 1/3  часть времени занятия (10 минут) отводится на изучение теоретического материала, 2/3 части занятия  (20 минут) отводится на выполнение практических заданий.          

Содержание

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Ознакомление дошкольников с курсом обучения.

Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях и переменах.

Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

  1. «Занимательная математика» - математика для дошкольников.  

Практика: определение уровня знаний детей по математике.

  1.  Сравнивание множеств предметов, пространственные отношения.

Теория: «Одинаковые. Разные.», «Столько же.», «Больше.», «Меньше», «Вверх», «Вниз», «Над», «Под», «Тоже».

Практика: упражнения в умении: формировать множества и видеть их составные части, сравнивать предметы и группировать их по 2-3 разным признакам, устанавливать количественные соотношения между ними; игровая деятельность в счете звуков и движений; решение проблемной ситуации по поиску способов быстрого счета предметов; исследовательская и игровая деятельность по определению количества предметов по осязанию (на ощупь), поисковая деятельность по самостоятельному выбору способа доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения их напротив друг друга, соединения стрелками или замещения реальных предметов символами, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. Цифры. Состав чисел (2-10).

Теория: «Цифра 1.», «Цифра 2. Состав числа 2.», «Цифра 3. Состав числа 3»,.. «Число 10. Состав числа 10», «Монеты».

Практика: решение познавательных задач на соотношение цифры и количества предметов в пределах 10; упражнения в сравнении и рисовании цифр, игровая познавательная деятельность на установление соответствия между цифрой и количеством предметов, формулирование и решение проблемной ситуации, рассказывание по картинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений; упражнения в разложении числа на 2 меньших, самостоятельная познавательная деятельность: образование из двух меньших чисел одного большего; развивающие игры на закрепление навыков разложения и образования чисел от 2 до 10; знакомятся с монетами (участие в беседе со взрослым) и понятиями «деньги», «монеты», «рубль», «копейка»; установление соответствия между монетами и числами (участие в беседе со взрослым и сверстниками); совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по использованию и размену монет, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

1.3. Арифметическая задача.

Теория:  «Знакомство с арифметической задачей», «Отличие задачи от рассказа», «Задачи на сложение», «Задачи на вычитание», « Решение задач».

Практика: знакомство с арифметической задачей, свободные высказывания по условию задачи; самостоятельная продуктивная деятельность по составлению задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала и по числовым данным; решение задач с использованием знаков « - », « + », « = »; моделирование описанных в задаче взаимосвязей с использованием наглядного материала и схематических изображений; познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность по решению и моделированию задач; коммуникативная деятельность при обсуждении результатов, обсуждение проблемной ситуации по решению задач на нахождение части, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по решению простых арифметических задач, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

1.4. Логические задачи.

Теория: задачи в стихах, задачи на смекалку. «Точки и линии», «Прямая», «Отрезки», «Прямые углы», «Острые и тупые углы», «Центр круга», «Радиус круга», «Симметричные фигуры». «Часы», «Год».

Практика: решение задач на смекалку, в стихотворной форме, упражнения в умении давать развернутый ответ на вопрос задачи; игровая деятельность: закрепление навыков счета предметов; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) на развитие умений количественного счета парами, тройками, пятками; упражнения на установление связи между количеством групп и предметов в группе; решение проблемной ситуации, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1.  Повторение пройденного материала.
  1. Практика: формулирование и решение проблемной ситуации, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе), самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: счет игрушек, решение задач, раскладывание чисел на два меньших; выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания; участие в развивающих и дидактических играх математического содержания; наблюдение за действиями других детей и описывание их словами; рассказывание по картинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений, ответы на вопросы в беседе, слушание воспитателя, ответов других детей, самостоятельная работа в развивающих раскрасках познавательного и обучающего характера; участие в сюжетно-ролевых играх, связанных со счетом («В магазине», «Почта», «Школа»); самостоятельная познавательная деятельность: упражнения в умении увеличивать и уменьшать каждое число на 1; упражнения в количественном счете в пределах 10 и дальше (до 20), анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения, Геометрические фигуры, тела.

Теория: «Треугольник», «Четырёхугольники», «Круг», «Куб», «Шар», «Цилиндр».

Практика: формулирование и решение проблемной ситуации; знакомство с равносторонними треугольниками, признаками многоугольника, с геометрическими телами: куб, шар, цилиндр;

решение проблемно-познавательной задачи, уточнение представления о геометрических

фигурах и телах, их основных признаках и свойствах; участие в дидактических играх, связанных с анализом различных свойств фигур; упражнение в делении фигур на равные части, в составлении фигур из множества частей; самостоятельная продуктивная деятельность по конструированию и видоизменению геометрических фигур; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по ориентированию в пространстве и на листе бумаги в клетку; наблюдение за действиями других детей и составление устных высказываний; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

6.5. Упражнения, логические задания.

Практика: формулирование и решение проблемной ситуации; упражнения на ориентирование на листе бумаги; составление композиций (орнаментов), ответы на вопросы беседы о часах и их назначении, о днях недели; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по определению времени по часам; составление устных высказываний, логических рассуждений; участие в развивающих и дидактических играх геометрического содержания, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность: деление и составление целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом; нахождение по части целого и по целому его части; познавательно-исследовательская продуктивная деятельность по решению геометрических задач-головоломок; участие в развивающих и дидактических играх геометрического содержания; рисование отрезков, геометрических фигур, черчение окружностей  на бумаге в клетку; составление устных высказываний, логических рассуждений, ответы на вопросы в беседе, слушание воспитателя, ответов других детей; решение проблемно-познавательной задачи по ориентированию в пространстве с помощью условных обозначений, самостоятельная продуктивная деятельность по моделированию пространственных отношений с помощью плана, схем; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

4.«Кубики Зайцева» - обучение  грамоте                                                                                                                            Практика: определение уровня развития звуковой культуры речи детей.

4.2. Слово. Слог.

Теория: «Слово», «Сравнивание слов по протяжности», «Деление слов на слоги».

Практика: формулирование и решение проблемной ситуации, уточнение представлений о смысловой стороне слова, употребление в диалогах слов в переносном значении и многозначных слов, беседа  о словах, игровая познавательная деятельность на подбор слов с заданным количеством слогов, определение количества слогов в слове; упражнение в правильном употреблении слов во множественном числе родительного падежа, в образовании слов с разными смысловыми оттенками, подбор обобщающих определений к серии картинок, использование образных слов, сравнений, эпитетов,  подбор синонимов и антонимов, упражнения в правильной постановке вопросов к словам, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

4.3. Предложение.

Теория: «Предложение».  «Составление предложений».

Практика: знакомство с понятием «предложение», «схема»; составление предложений по схемам, с заданным словом; отличие предложения от набора слов; участие в коллективном разговоре: задают вопросы, отвечают на них, аргументируя ответ; участие в дидактических и развивающих играх при знакомстве с понятием «предложение», на закрепление навыков правильного грамматического строя предложения; восстановление деформированного предложения;  построение высказываний и самостоятельных суждений; диалоги со сверстниками и педагогом,  анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

4.4.Звуки.

Теория: «Первый звук в слове», «Гласные и согласные звуки», «Твёрдые и мягкие звуки».

Практика: знакомство с понятием «звук»; дифференциация понятий «звук» и «буква»; знакомство с классификацией звуков: гласные и  согласные, твёрдые и мягкие; упражнения в определении первого звука в слове; в выделении определённого звука в начале, середине, конце слова; участие дидактических играх на придумывание слов с заданным звуком»; участие в беседе, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

4.5. Звуковой анализ слов.

Теория: Звуковой анализ слов: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, лиса, утки, аист, лист, слон, юла, жук, паук, клей.

Практика: упражнения в звуковом анализе слогов и слов; формулирование и решение проблемной ситуации; закрепление понятия «схема» слова и соотнесение произносимого слова со схемой его звукового состава; составление схем звукового состав слов; участие в ситуативных разговорах; ответы на вопросы воспитателя; участие в играх на определение места звука в слове; составление предложений с разбираемым словом; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

4.6. Повторение пройденного материала.

Практика: упражнения на умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, в назывании слов с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать к словам определения и действия,  определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию, проводить элементарный звуковой анализ слов; восстановление деформированного предложения;  участие в диалогах, дидактических играх на развитие фонематического слуха; анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. «Подготовка к письму» - развитие речи

Практика: определение уровня развитие связной речи детей.

  1. Составление рассказов.

Теория: «Дети идут в школу»,  «Осень, осень, в гости просим»,  «Моя семья», «Мой первый день в «Школе будущего первоклассника»», «Зимние забавы», «Моя любимая игрушка», сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок, «Моя мама»,  «Веточка в вазе», «Мой друг».

Практика: составление сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу»; свободные диалоги в играх, наблюдения, участие в ситуативных разговорах; составление сравнительно-описательного рассказа о природных изменениях; составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья», наблюдения за трудом взрослых в семье и в ЦДОД, участие в беседах социально-нравственного содержания, решение ситуаций морального выбора, дидактические и развивающие игры на закрепление навыков правильного грамматического строя речи, отгадывание загадок, участие в играх на подбор синонимов и антонимов; коллективное составление рассказа о зимних забавах по серии картинок и опорным вопросам;

составление рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», участие в играх по подбору обобщающих слов для групп однородных предметов; участие в дидактических играх со словами, употребляемыми только во множественном числе; придумывание сюжета и составление рассказа из личного опыта на тему «Моя мама», составление коллективного творческого рассказа по наблюдениям за веточкой в вазе, составление рассказа из личного опыта на тему «Мой друг», анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. Пересказ.

Теория: К. Ушинский «Четыре желания», В. Бианки «Купание медвежат»,  Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», Е. Пермяк «Первая рыбка», «Сказка про храброго зайца», Сказка «У страха глаза велики», М. Пришвин «Золотой луг», Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку».

Практика: слушание, обсуждение и пересказ рассказа, сказки с использованием авторских средств выразительности; упражнения в точном, последовательном, выразительном пересказе текста с употреблением сложных предложений; рассматривание и обсуждение предметных картинок; сравнение явлений природы; участие в дидактических играх по подбору синонимов и антонимов, выделение существенных признаков предмета, инсценирование и драматизация сказок;

самостоятельное составление вопросов по содержанию текста; формулирование личной оценки поступков героев, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. Придумывание сказок.

Теория: «Как ежик выручил зайца»,  Мы сочиняем сказки (моя сказка).

Практика: рассматривание и обсуждение сюжетных картинок; ответы на вопросы педагога; построение высказываний и самостоятельных суждений; диалоги со сверстниками и воспитателем; описание внешнего вида персонажей, составление сказки на предложенную тему; участие в дидактических и сюжетно-ролевых играх на употребление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; отгадывание загадок, составление загадок о предметах, выделяя их существенные признаки, упражнения в образовании однокоренных слов, существительных с суффиксами, подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

Теория: «Явления природы (рассказ по предметным картинам)», «Золотая осень» (рассказ по картине-пейзажу),  «Лиса с лисятами» (сюжетный рассказ), «Зимний вечер» (описательный рассказ), «Зимушка-зима, зима снежная была» (рассказ по картине-пейзажу, В. М. Васнецов «Богатыри» (сюжетный рассказ), «Весна в изображении художников» » (рассказ по картинам - пейзажу), И. Левитан «Весна. Большая вода» (описательный рассказ).

Практика: рассматривание, сравнение и описание явлений природы, построение высказываний и самостоятельных суждений; упражнения в подборе существительных, прилагательных, синонимов и однокоренных слов; составление описательного рассказа; сюжетно-ролевые игры с использованием вводных слов и слов в переносном значении; свободные диалоги в играх; наблюдения; участие в ситуативных разговорах с детьми и взрослыми; рассматривание и обсуждение произведений искусства; обсуждение средств выразительности; составление описательного рассказа по картине, сюжетных рассказов; сравнивание картины: «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря, построение высказываний и самостоятельных суждений, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

  1. Комплексные (интегрированные) занятия.

Практика: «В сказочном лесу», « Встреча с весной».

Итоговое мероприятие.

Практика: участие в празднике «Выпуск в школу».

Методическое сопровождение программы:

Раздел

программы

Формы занятий

Дидактические материалы и техническое оснащение

Формы подведения итогов

«Занимательная математика» - математика для дошкольников

Презентации, работа по карточкам и дидактическим материалом, творческие задания и упражнения, практические задания, дидактическая игра, участие в математических конкурсах. творческие задания и упражнения, практические задания дидактические игры беседы, чтение детской литературы

компьютер, видеопроектор, школьная доска, рабочие карточки,

раздаточный материал, тетради серии «Солнечные ступеньки» «Математика».

Учебно-методическая литература, наглядный материал,  раздаточный материал

Тестирование, проведение обобщающих интегрированных занятий.

Тестирование, проведение обобщающих занятий

«Подготовка к письму»- ознакомление с художественной литературой

Презентации, чтение произведений, просмотр видеофильмов,  театрализованная деятельность, участие в конкурсах, воспитательных мероприятиях,  речевые игры.

Телевизор, видеомагнитофон, учебно-методическая литература, наглядный материал,

тетради серии «Солнечные ступеньки» «Подготовка к письму»

Беседа, викторина

«Кубики Зайцева»- обучение грамоте

творческие задания и упражнения, практические задания, составление кроссвордов, дидактические игры беседы, рассказы.

Компьютер, видеопроектор, школьная доска, рабочие карточки,

раздаточный материал, тетради серии «Солнечные ступеньки» «Подготовка к письму»

Тестирование, проведение обобщающих занятий в игровой форме

Условия реализации программы

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Оборудование

Телевизор, ноутбук.

Дидактический материл

1. Демонстрационный материал:

- «Счёт от 1 до 10»;

- «Цифры»;

- «Состав числа»;

- «Задачи»;

- «Обучение грамоте»

2.  Наборное полотно с набором цифр, букв и счетного материала

3.  Магнитная доска с набором фигур

4.  «Фланелеграф»

5.  Наглядные пособия:

     - «Склады Зайцева»;

     - «Наш удивительный мир»;

     - «Погода»

7.  Глобус

8.  Набор иллюстраций по программе «Наш удивительный мир»

9.  Раздаточный материал по рисованию (восковые мелки, фломастеры, бумага)

10.Настольные игры  

11.Наглядный материал по «Кубики Зайцева» (кубики с буквами)

12.Коробки со счётным материалом:

     - «Счётные палочки»;

     - «Ёлочки»;

     - «Ракеты»;

     - «Матрёшки».

13. Блоками  Дьенеша,  

14.Кубиками  Никитина,  

15.Палочки Кюизенера.

Этапы педагогического контроля

Вид

Цель

Содержание

Форма проведения

Критерии

1.

Вводный

выявить исходный уровень «школьной зрелости», социально-личностное развитие  дошкольников

Тестовые задания по методике Семаго М., Семаго Н.

Тестовые задания, беседы, наблюдения (фиксация в диагностичес

кую карту)

% учащихся, готовых к освоению программы

2.

Темати-

ческий

Разделы: «Занимательная математика»,

«Весёлая геометрия»

Цель: выявление уровня математических способностей детей.

Понятия: «цифра», «число», «задача», «знаки: плюс, минус, равно, больше, меньше», «линия», «угол», «геометрическая фигура», «геометрическое тело».

Задания по темам: 

счёт в пределах 10; множество, дни недели, ориентировка на листе бумаги, в пространстве, величина, геометрические фигуры, геометрические тела.

Тестовые задания

(Е.В.Колеснико

ва)

Высокий – 80-100% правильных ответов; 

средний – 31-79%

правильных ответов;

низкий – от 0 до 30 % правильных ответов.

Раздел: «Здоровячок»

Цель: определение уровня физического развития детей.

Понятия о пользе физических упражнений; о назначении спортивного и физкультурного инвентаря; о здоровом образе жизни; о собственном организме.

Контрольные нормативы по требованиям ФГОС дошкольного образования

опрос

Контро

льные нормативы

высокий (ответы полные, обоснованные)

средний (ответы не обоснованны)

низкий (нет ответов)

высокий

средний

ниже среднего

Раздел:

«Живулька»

Цель: определение уровня знаний детей об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

Понятия: «посёлок», «город», «столица», «родина», «малая родина», «памятник», «экология», «тайга», «животные», «полезные ископаемые».

Смысл и назначение:

 флага, герба, гимна страны и республики.

Опрос, тестовые задания

Высокий – 80-100% правильных ответов; 

средний – 31-79%

правильных ответов;

низкий – от 0 до 30 % правильных ответов.

Раздел:

«Книголюб»

Цель: выявление у детей знаний художественной литературы.

Понятия: «сказка», «рассказ», «проза», «стихотворение», «поэзия».

Методика «Книжкин дом».

Высокий - 70-100% (знание жанров и их особенностей); средний - 21-69% (знания о видах  и жанрах фрагментарные) низкий -  от 0 до 20 % (не знание жанров литературы)

Разделы:

«АБВГД-йка»,

«Родной язык»

Цель: выявить уровень речевого развития.

Понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».

Разделы тестовых заданий:

1.Словарь; 
2.Грамматика; 
3.Фонетика; 
4.Связная речь. 

Тестовые задания  

по методике Комаровой Т.С., Соломеннико

вой О.А. 

Высокий – 80-100%    правильных ответов; 

средний – 31-79%

правильных ответов;

низкий – от 0 до 30 % правильных ответов.

3.

Рубежный

определение степени усвоения детьми учебного материала.

Выполнение заданий, включающие полученные ЗУН по всем разделам.

Интегрирован

ое занятие

Высокий –

80-100% воспитанников справились с заданиями

Средний –51-79% воспитанников справились с заданиями

4.

Итоговый

определения степени достижения результатов обучения, социально-личностное развитие  дошкольников

Система  мониторинга, включающая в себя тестовые задания по методике

Е.В.Колесниковой; Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. 

Тестовые задания, беседы, наблюдения (фиксация в диагностическую карту)

 Высокий –

80-100% воспитанников

освоили программу

Средний –51-79% воспитанников

освоили программу

Определение исходного уровня «школьной зрелости» детей осуществляется по направлениям:

(см. приложение 1)

  1. Сформированность необходимых знаний, умений, навыков

( методика Семаго М., Семаго Н.):

  • Оценка особенностей мелкой моторики и произвольного внимания, умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции;
  • Оценка сформированности навыков пересчетов в пределах 9-ти, соотнесение цифры и количества изображенных фигур,
  • Определение сформированности «больше», «меньше» в ситуации «конфликтного расположения элементов»,
  • Оценка сформированности у ребенка звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, произвольная регуляция, собственной деятельности
  • Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможности распределения переключения внимания; работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности
  • Оценка сформированности практической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций), пространственных представлений, общего уровня развития.
  1. Социально-личностное развитие детей

Критерии социально-личностного развития дошкольника.

(см. приложение 2)

  • Наличие  интереса к школе и познавательной деятельности
  • Понимание  ребенком профессиональной роли педагога, умения   слушать и действовать в

соответствие с его указаниями:

  • Сформированность  навыков учебного сотрудничества, умения работать со сверстниками
  • Характер самооценки, авторитетности и значимости ребенка в коллективе сверстников, наличия у него дружеских контактов, адекватного восприятие себя и своих возможностей:
  • Личностные особенности:
  • Уровень  самостоятельности
  • Уровень эмоциональной устойчивости        
  • Уровень  тревожности
  • Уровень  агрессивности 

Работа с родителями

         Программа «Школа будущего первоклассника» включает в себя планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
       Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития намечена работа в двух направлениях:
- повышение педагогической компетентности родителей;

- вовлечение родителей в деятельность объединения, совместная работа по обмену опытом.
Формы работы с родителями:

  • родительские собрания
  • консультации (индивидуальные, групповые)
  • тематические выставки
  • эпизодические беседы с родителями
  • совместные праздники
  • телефон доверия
  • развлечения и досуги
  • анкетирование, книга отзывов
  • экскурсии, походы
  • участие родителей в жизни группы

Таким образом, совместная деятельность объединения и семьи способствует:

  • повышению у родителей  заинтересованности жизнью детей в объединении.
  • формированию взаимодействий всех участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов.

Используемая литература

Литература для педагога:

Нормативная база

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273от 273-ФЗ.

Глава 10.Дополнительное образование.

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008.
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва)
  4. Устав МБУДО «ЦДОД» пгт. Нижний Одес.
  5. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки. Метод. рекомендации / Автор-составитель Сивкова М.Г. – Сыктывкар, 2004.

Книги и брошюры:

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
  2. Арцишевская И.Л. работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2008.
  3. Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Беннетт Стив, Бенетт Рут Литтенрль. 365 игр для детей и взрослых. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006.
  5. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Издательство «Аркти», 2003.
  6. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. Примерная общеобразовательная
  7. программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  8. Волина В.В. Праздник Числа. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  9. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада». Планы занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  10. Гришина Т.Е. Интеграция общего и дополнительного образования  -М-2006.
  11. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
  12. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей - Ярославль:  Академия развития -2004
  13. Иванова О.Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду. Учебно-тематические планы, конспекты занятий, критерии оценки результатов. – Ярославль: Академия развития, 2009.
  14. Ильин. Г. Проективное образование и становление личности - Высшее образование в России. - 2001. - №4.
  15. Казинцева Е.А., Померанцева Н.В., Терпак Т.А. Формировкание математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  16. Кобасина Т.В. Игры для детей дошкольного возраста. – М.: Образ компании,2006.
  17. Интернет-ресурсы:
  18. http: Социальная сеть работников образования  nsportal.ru
  19. http://detsad-kitty.ru/metod/1421                                                                                                              http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou                                                                     http:Материалы сайта по дошкольному воспитанию. pedsovet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка" Юный исследователь" на 2022-2023 учебный год

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.  Главное его дост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ младшая группа «Пчёлки» 2022-2023 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»215010, Смоленская область, г. Гагарин, пер. Глинки, д. 1, тел. 8 (48135) 34363, e-mail: ga...

Рабочая программа воспитателей подготовительной группы на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 6-е издание, доп. &nda...

Рабочая программа первой младшей группы на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа первой младшей группы на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста от 1 года - до 7 лет, разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ ДС - детский сад ...

Рабочая программа по музыкальному развитию на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по реализации Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – д/с &laqu...

Рабочая программа для подготовительной группы на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа для подготовительной группы на 2022-2023 учебный год...