КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему "Как работать с гиперактивными детьми"
консультация

Светлана Фанилевна Мигранова

Гиперактивные  дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Однако чтобы организовать и построить работу с гиперактивными детьми правильно и грамотно, необходимо четко разграничить две категории гиперактивных детей. Именно от этого зависит, какие формы и методы работы необходимо применять.

Следует различать два понятия, такие как: гиперактивность и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperakt.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Сказка» города Дюртюли муниципального района

Дюртюлинский район Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов на тему:

«Как работать с гиперактивными детьми»

Подготовила и выступила:

Педагог-психолог Мигранова С.Ф.

2021г.

Гиперактивные  дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Однако чтобы организовать и построить работу с гиперактивными детьми правильно и грамотно, необходимо четко разграничить две категории гиперактивных детей. Именно от этого зависит, какие формы и методы работы необходимо применять.

Следует различать два понятия, такие как: гиперактивность и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства. Таким образом, если ребенок способен сесть и сделать что-то в спокойном состоянии до конца или делать это длительное время (нарисовать картинку, собрать пазл, выстроить что-либо из конструктора, вылепить что-либо из пластилина), то тогда он просто активный ребенок с кипучей жизненной энергией, которую просто нужно направлять в нужное русло. К данной категории детей относятся так же дети с холерическим темпераментом, там где родительское воспитание отличается либо чрезмерной опекой и отсутствием требований и запретов (вседозволенностью, либо чрезмерно строгим воспитанием). Таким образом, такое поведение – результат проявления индивидуальных особенностей и особенностей родительского воспитания. В данном случае требуется только лишь коррекция поведения, диагностика индивидуальных особенностей и, соответственно, определение системы требований и запретов, поощрений и наказаний, взаимодействие с родителями.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как: трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Такой ребенок не просто чрезмерно активен, это ребенок, который не может сосредоточиться на одном занятии больше нескольких минут, не может закончить начатое дело, у него очень рассеяно внимание, он не может концентрироваться, сосредотачиваться на предмете разговора, он неусидчив, ему трудно сидеть на одном месте определенное количество времени, ему трудно улавливать то, что ему говорят взрослые. Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Максимальная выраженность проявлений СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей.

Как правило, дисфункция возникает и нарастает к началу посещения детского сада и школы. Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемые ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. СДВГ - диагноз, который ставит врач путем медицинского обследования. Диагноз гиперактивность не может ставиться "на глаз". При этом заболевании у детей наблюдаются определенные изменения в коре головного мозга. Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог.

Таким образом, в основе обучения и воспитания гиперактивных детей и детей с СДВГ находятся разные подходы.

Причины (факторы) СДВГ

Выделяют несколько возможных причин СДВГ:

1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

Но, диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны воспитателей, психологов и родителей ребенка. Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог.

Существуют 3 основных признака этого заболевания:

1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

2.  Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.

3.  Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность. Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус. К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.

Цель подхода в воспитании и обучении ребенка с СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе. Для эффективной работы с детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (психолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем составляют план коррекционно-развивающей работы (это можно осуществлять в разных формах: либо ПМПК, либо малый педсовет и обязательно фиксироваться документально)

Подход должен носить комплексный характер и в общем случае включать:

– консультирование родителей;

– педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

– двигательные занятия с ребёнком;

–психологическую помощь;

– медикаментозную поддержку.

Общие рекомендации по психолого-педагогической поддержке ребенка с СДВГ

1. Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

2. Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка- его умений, навыков, черт личности. Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений

3. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно,с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и воспитателей: консультирование родителей; педагогическая и социально-педагогическая работа с ребёнком; двигательные занятия с ребёнком; психологическую коррекция; медикаментозная поддержка.

4. Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

5. В оказании психолого-педагогической помощи гиперактивным  детям решающее значение имеет работа с их родителями и педагогами. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

6. В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью рано в садик или школу.

7. Следует избегать переутомления ребёнка во время занятия. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

8. Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

9. Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

10. Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

11. Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример правильных поступков.

12. Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

13. Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

14. Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.

15. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре группы, напротив воспитателя. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя.

16. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу.

17. Обеспечьте для воспитанника возможность быстрого обращения за помощью. Создавайте ребенку с СДВГ индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Например, через определенные временные интервалы разрешайте ему вставать и ходить по группе.

18. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях образовательного учреждения, в детском коллективе — воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

19. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!

20. И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Основные правила работы с гиперактивными детьми:

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Буклет по теме: "Рекомендации педагогам по организации работы с гиперактивными детьми".

В данном буклете дана информация по особенностям взаимодействия с гиперактивными детьми. Информация будет полезна как педагогам, так и родителям....

Практические рекомендации для педагогов и родителей "Работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ".

Гиперактивные дети требуют большего внимания к себе и необходимо знать как с ними общаться, чем занять и во что поиграть. Данный материал поможет педагогам и родителям в работе с гиперактивными детьми...

Консультация для педагогов «Как построить работу с детьми, у которых выраженные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью»

Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ...

Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"

Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"...

Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»

Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...