Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: «Работа с гиперактивными детьми»
материал
Цель: повышение уровня психологической компетентности педагогов при работе с гиперактивными детьми.
Задачи:
- познакомить педагогов с термином «гиперактивность», критериями выявления гиперактивного ребенка, причинами повышенной «гиперактивности» детей;
- способствовать осознанию педагогами необходимости раннего выявления гиперактивности у ребенка-дошкольника и оказания ему своевременной помощи;
- обучить педагогов способам взаимодействия с гиперактивным ребенком.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: «Работа с гиперактивными детьми»
Цель: повышение уровня психологической компетентности педагогов при работе с гиперактивными детьми.
Задачи:
- познакомить педагогов с термином «гиперактивность», критериями выявления гиперактивного ребенка, причинами повышенной«гиперактивности» детей;
- способствовать осознанию педагогами необходимости раннего выявления гиперактивности у ребенка-дошкольника и оказания ему своевременной помощи;
- обучить педагогов способам взаимодействия с гиперактивным ребенком.
Оборудование и материалы:
Ход:
Вступительное слово.
Проблема гиперактивных детей в последнее время приобретает все большую актуальность. Такие дети встречаются все чаще.
И в семье, и в саду такие дети создают много сложностей, причем и сами страдают от этого, т.к. чувствуют постоянное недовольство взрослых и сверстников.
Очень важно понять особенности таких детей и приёмы взаимодействия с ними. К сожалению, многие привычные меры воздействия не только не приводят к положительным изменениям, но порой даже усугубляют положение.
Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер...” указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”.Основные проявления гипрактивности можно разделить на три блока:
- дефицит внимания;
- двигательная расторможенность;
- импульсивность.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.
Чтобы почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в обыденной для нашего понимания социальной среде, проведем небольшой эксперимент.
Я прошу выйти в центр зала 3-х человек. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия.
Инструкция: Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов квадратной формы в данном помещении и сколько игрушек (цветов).
- Расскажите, легко ли было выполнить моё поручение?
- Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т.д.)?
- Что чувствовали после того как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т.д.)?
Составим портрет гиперактивного ребёнка
Можно разделится на группы (пары)
Составляя портрет гиперактивного ребёнка, воспитатели отвечают на вопросы:
Какой он?
Подвижный, весёлый, расторможенный, импульсивный, невнимательный, неусидчивый, активный, вспыльчивый. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Что он делает?
Ломает, забывает (бежит, поэтому ничего не видит и не слышит, если видит, то может не слышать и наоборот). Мешает, отвлекает, дёргает. Берёт чужие вещи, забывает возвращать (это не воровство). Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
Что он хочет?
Внимания. Не привлечения внимания, как демонстративный ребёнок, а просто внимания.
Что он чувствует?
Вину за то, что он такой, либо тревожность, либо агрессивность.
Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причина такого поведения могут быть: генетические факторы, родовые травмы, перенесённые ребёнком инфекционные заболевания другие причины.
Бывают ситуации, когда гиперактивным называют просто активного ребёнка. Давайте разграничим эти два понятия.
Оказывается, есть большая разница между просто активностью и гиперактивностью.
Тест на гиперактивность похож на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"
Итак, Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с воспитателем почитать, и тот, же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна – скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, спокойный дома, но непоседливый в садике.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице".
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.
- Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни.
Это основные отличия. Надеюсь понятно, что из себя представляет гиперактивный ребёнок. А сейчас мы с вами, опираясь на те знания, которые у нас разработаем рекомендации по взаимодействию с таким ребёнком. Я предлагаю разделиться на 2 группы (участники делятся на группы).
Упражнение «Скорая помощь»
Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки.
Описание: педагог предлагает участникам разделиться на 2 группы. Каждая группа получает лист бумаги и ручку. Каждой группе необходимо составить свой список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка. На работу даётся 5 минут. Затем один из представителей команды зачитывает список. Если чего-то недостаёт, то психолог дополняет рекомендации.
Примерные рекомендации:
- Перед началом занятия с ребёнком желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила поведения.
- Всю интеллектуальную нагрузку стоит давать в первой половине дня.
- На занятиях давать ребёнку возможность сделать перерыв (раздать карандаши, тетради и т.д.)
- Инструкция должна быть чёткой и короткой.
- В любой ситуации взрослому нужно оставаться спокойным.
У нас получились замечательные рекомендации. Все их вы можете внедрять в свою работу, если у вас есть в группе гиперактивные дети.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд их трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не хватает терпения выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Какую же помощь могут оказать воспитатели таким детям в условиях ДОУ?
Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к неврологу для постановки точного диагноза и дальнейшего лечения.
Во-вторых, следует порекомендовать родителям отдать ребенка на занятия по танцам, аэробике, гимнастике, футболу, волейболу, детскому фитнесу и т. д. Так как, двигательная активность необходима таким детям, как воздух. Благодаря физическим занятиям и упражнениям дети выпускают эмоции, накопленные за день, учатся контролировать свою импульсивность, познают свое тело и его возможности, развивают произвольное внимание.
В-третьих, необходимо объяснить родителям и коллегам что гиперактивный ребенок, не «вредный» и не «плохой» ребенок, просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен соблюдать следующие правила:
- не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
-при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте его по голове, прижмите к себе;
- во время занятий посадите за первый стол, ближе других, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
- в середине занятий дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите разложить по столам стимульный материал и т. д.
- хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
У каждого из нас в ваших группах есть такие гиперактивные дети, и знаю не понаслышке, сколько времени и терпения приходится тратить для того, чтобы успокоить таких детей, привлечь их внимание, настроить на рабочий лад. Сегодня я хочу предложить вам несколько упражнений, которые помогут таким деткам выпустить свои эмоции, настроиться и сконцентрироваться на предложенном вами виде деятельности. Данные упражнения будут полезны не только детям с СДВГ, но и остальным детям.
Особенности организации работы с гиперактивными детьми
- Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.
Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности
- Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».
- Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.
- Внешняя среда гиперактивного ребенка должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.
- У гиперактивных детей ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать.
- Аккуратности сильно не требовать.
- Инструкции четкими и краткими, не более 10 слов.
- Работая один на один со взрослым, ребенок не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
- Использовать тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.
- Оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).
- Гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
- Избегать утомления (ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей).
- Воспитатель гиперактивного ребенка должен быть уравновешенными и спокойными.
А сейчас я предлагаю поиграть в игры, которые развивают внимание у детей и будут полезны для гиперактивных детей.
И в заключение мне хочется сказать, что добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним - вполне посильная задача. Начать можно с тех рекомендаций, которые мы с вами сегодня выработали и игр, в которые мы с вами поиграли. На этом наша встреча заканчивается.
Всем спасибо за внимание.
«Как играть с гиперактивным ребенком»
Какие игры для гиперактивных детей вы знаете и играете с ними (Ответы педагогов).
При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в игру целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать к играм в подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.
Полезно использовать пальчиковые игры., т.к. у гмператктивных детей руки часто находяться в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые направляли бы избыточную энергию в нужное русло. Можно использовать игры М. Рузиной из книги “Страна пальчиковых игр”.
Игра “Ловим комаров” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Давайте тоже снимем мышечное напряжение и поиграем в игру “Ловим комаров”
Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в зал налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! В медленном или среднем темпе делаем хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Можно выполнять в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. Готовы? “Начали!”... “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”
Игра “Морские волны”.
Чтобы научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой и способствовать снижению мышечного напряжения можно поиграть в игру «Морские волны».
По сигналу педагога “Штиль” “замирают”. По сигналу “Волны”, начиная с меня, все по очереди встают. Когда все встанут, все вместе хлопаем в ладоши. Затем я присаживаюсь, остальные по очереди по кругу садятся. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.
Давайте поиграем:
Игра “Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Встаньте в круг. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу колокольчика вы останавливаетесь, хлопаете 4 раза в ладоши, поворачиваетесь и идёте в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
“Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
“Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
“Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
“Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
“Король сказал...” (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.
“Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов ДОУ "Особенности работы с гиперактивными детьми."
Рекомендации для педагогов ДОУ...

Буклет по теме: "Рекомендации педагогам по организации работы с гиперактивными детьми".
В данном буклете дана информация по особенностям взаимодействия с гиперактивными детьми. Информация будет полезна как педагогам, так и родителям....

Практические рекомендации для педагогов и родителей "Работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ".
Гиперактивные дети требуют большего внимания к себе и необходимо знать как с ними общаться, чем занять и во что поиграть. Данный материал поможет педагогам и родителям в работе с гиперактивными детьми...

Семинар-практикум для коллег педагогов: ЭСТАФЕТА – ОСНОВНОЙ ВИД ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.
Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с трудностями в общении и поведении Практикум на тему : «Работа с гиперактивными детьми»
Развитие коммуникативных навыков у гиперактивного ребенка...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему "Методика решения педагогических ситуаций"
Участвуя в семинаре-практикуме, молодые педагоги учатся решать разные педагогические ситуации с детьми, родителями, коллегами....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...
