Совершенствование содержания театральной деятельности и внедрение в образовательный процесс современных форм работы с детьми.
статья (подготовительная группа)

Афанасьева Оксана Абударовна

«Яркие, положительные эмоции –

основа формирования острой потребности

детей в том или ином виде творчества.

Иначе говоря, именно на основе творчества

мы имеем возможность управлять

формированием духовных потребностей,

обогащать и развивать личность ребёнка».

Н.Н. Поддьяков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование содержания театральной деятельности и внедрение в образовательный процесс современных форм работы с детьми.

Афанасьева Оксана Абударовна воспитатель,

 Лялина Светлана Алексеевна воспитатель

МБДОУ «Детский сад №455», г. о. Самара

«Яркие, положительные эмоции –

основа формирования острой потребности

детей в том или ином виде творчества.

Иначе говоря, именно на основе творчества

мы имеем возможность управлять

формированием духовных потребностей,

обогащать и развивать личность ребёнка».

Н.Н. Поддьяков

   Дети наделены природной естественной тягой к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по превращению этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.

  Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для эстетического воспитания ребёнка, ведь впечатление полученные в детстве, человек проносит через всю свою жизнь. Одним из важнейших и эффективных средств эстетического воспитания дошкольников, является театрализованная деятельность. Поэтому  именно ей отводится особое место в программе воспитания и обучения в детском саду. Театрализованные занятия в ДОУ всегда пользуются у детей неизменной любовью.    

   Эстетические возможности театрализованной деятельности широки.

В силу своей специфики, театрализовано-игровая деятельность близка и понятна детям(ведущий вид деятельности дошкольников), и в то же время обладает огромной силой воздействия на душу ребёнка, зарождает в ней чувства прекрасного. Участие в театрализованной деятельности, помогает  детям знакомиться  с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

  Театрально-игровая деятельность влияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников. Она способствует: формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитанию у ребенка уважения к себе, развитию эмоций, развитию нравственных и этических норм общения в соответствии с правилами жизни в обществе, выражению своего собственного отношения к добру и злу.

   Театрально-игровая деятельность влияет на познавательное развитиедошкольников. Она помогает: знакомить с окружающим миром через образы, краски, звуки; наблюдать за природой и поведением животных; обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений; заставляет думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

   Театрально-игровая деятельность влияет на речевое развитие дошкольников. Она способствует: развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов; овладению выразительными средствами общения – интонацией, мимикой, жестами, чёткой артикуляцией; умению слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет колобком на пальце или на нём будет надета весёлая вязаная маска любимого сказочного персонажа.

   Театрально-игровая деятельность влияет на художественно-эстетическое развитие дошкольников. Она способствует: приобщению к литературе, музыке, фольклору; развитию воображения; приобщению к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов декораций, костюмов, афиш, пригласительных билетов.

  Театрально-игровая деятельность влияет на физическое развитие дошкольников. Она способствует: умению воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; выразительности исполнения основных видов движений; развитию общей и мелкой моторики

героя.

   Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность слияния ребенка с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

   Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают у детей эстетический вкус, эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения, переместиться в положение другого человека, мысленно стать на его место, – утверждал Б.М. Теплов.

   Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге « Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно занимаются тем, что вызывает их интерес.Поэтому не случайно в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критерии которого подчеркивается, что педагог обязан:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами с разными видами кукольного театра);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

        Чтобы эти критерии были выполнены, необходимо правильно организовать театрализованную деятельность детей, которая поможет педагогам выбрать необходимые  формы и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

   К режиссёрским играм относятся настольные и стендовые театрализованные игры. Это:

-  театр игрушек;

-  стенд-книжка;

-  фланелеграф;

-  плоскостные и теневые театры.

   А игры-драматизации дошкольного возраста включают в себя:

-  игры-драматизации с пальчиками;

-  игры-драматизации с куклами бибабо;

-  игры-представления (спектакли);

-  игры-инсценировки.

   Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

На каждый учебный год, педагоги всех возрастных групп,  включают в перспективное планирование занятия  по театрализованной деятельности. Чаще всего театрализованная деятельность в детском саду организовывается в утренние и вечерние часы т.е. в свободное от занятий время, а также органично включена в другие занятия (музыкальные, по ИЗО, ознакомлению с окружающим миром, развитие речи).

        Музыкальные занятия, проводимые в каждой возрастной группе два раза в неделю, строятся так, чтобы каждый вид деятельности включал в себя театрализацию. Именно музыка способна  усилить и изобразить любой литературный образ, благодаря ей слияние с ним происходит более органично и легко.

      На занятиях по ИЗО дети мастерят кукол, животных, из различных материалов чтобы пополнить самодельный театр.

В каждой группе создана «сказочная»  зона для театральной деятельности.Чтобы учесть   индивидуальные интересы, склонности и потребности дошкольников,предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализациюлюбимого произведения. Поэтому мы, совместно с родителями, постарались создать различные виды театров:   пальчиковый, перчаточный, плоскостной, би-ба-бо , конусный, теневой, театр масок,

театр готовых и самодельных игрушек. различные виды кукольного театра.         Во всех группах есть богатый  набор,  атрибутов, аксессуаров

для разыгрывания мини – спектаклей и сценок.

   В детском саду есть настоящая костюмерная, где за эти годы появилось большая коллекция костюмов, париков и постижёрских изделий, это позволяет не ограничивать себя в выборе литературного репертуара. Многие костюмы нам были отданы в дар родителями.

   Также не так давно был создан театр ростовых кукол. Несколько кукол  было куплено, а некоторые сшили родители по нашей просьбе. Ростовая кукла – это не совсем привычная для нас, детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей. Одевая на себя куклу, ребёнок становится кем – то из них. Искусство кукольного ростового театра начинается там, где кукла несёт «новое» в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук.    

   Ростовая кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс.

   Театр ростовых кукол – это способ пластического мышления в пространстве. Ребёнок реализует образ, перенесённый в куклу, а также учится технике вождения куклой и  сценическому мастерству.

   Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. У нас в   ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей не только с участием детей и сотрудников, но ис родителями воспитанников, а  также  с  их старшими братьями и сёстрами. Работе с родителями отводиться особая роль, они участвуют в  театрализованных праздниках не только как зрителей, но и исполнителей ролей,  помогают нам в изготовлении декораций и костюмов

   Подготовка к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют понятные для детей персонажи, совершаются чудеса, и конечно, добро всегда побеждает зло. Детский сад долгое время является  городской проектной площадкой и в её рамках мы реализуем различные проекты, осуществлять которые  нам помогает театрализованная деятельность.

   Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Мы не ставим перед собой цели сделать из детей профессиональных артистов, наша задача развивать их творческие способности, прививать любовь к искусству, формировать нравственные и эстетические  качества,   и в этом нам помогает планомерная работа в ДОУ  по организации театрализованной деятельность.

   Включение  в образовательный процесс театрализованной деятельности даёт возможность социализировать ребёнка физически, эмоционально, интеллектуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы работы с детьми подготовительной группы по познавательному развитию»

«Современные формы работы с детьми подготовительной группы по познавательному развитию»...

Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья с учетом ФГОС

Выступление на педсовете по теме :"Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья с учетом ФГОС"...

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий

В статье отображены применяемые в работе учителя - логопеда современные образовательные технологии...

Современные формы работы с детьми по социально - коммуникативному развитию: интервью

Самостоятельность и инициативность - это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально - коммуникативн...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО.

laquo;Здоровье – это не все, но все без здоровья  - ничто» говорит народная мудрость, c этим трудно не согласиться. Здоровье – это бесценный дар природы, который нужно уметь со...

Мастер-класс «Танцевальный флешмоб - как одна из современных форм работы с детьми и их семьями»

      Флешмоб является новой и привлекательной для детей формой активного времяпрепровождения, позволяет участвовать детям любой танцевальной подготовки. Он устраняет стеснение, ...