Мастер - класс "Сочиняем сказку с дошкольниками"
методическая разработка

Кирпикова Оксана Викторовна

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детсва и остаётся с ним на всю его жизнь. Сказки учат детей раличать добро и зло, задают нравственные ориентиры, преподносят многогранные образы героев,оставляя простор для воображения и фантазии. Данные мастер-класс содержит игры, которые помогут педагогам заинтересовать детей сказкотворчеством. Сочинение дошкольниками сказок позволяет развивать фантазию, воображение, развивает связную речь, расширяет словарный запас, а самое главное способствует рнасзвитию творческого, креатиного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sochinyaem_skazku_s_doshkolnikami.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Сочиняем сказку с дошкольниками»

                                                                            Кирпикова Оксана Викторовна,

                                                                                                 педагог-психолог

ГБОУ ООШ№11 г. Новокуйбышевска

                                                                                         СП «Детский сад «Буратино»

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения

Закончи сказку

Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».

Сочинение по сериям картинок

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые он не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т. д.

Коллективное сочинение

Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

Сказка о конкретном персонаже

Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т. д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения.

Сказка об игрушках

Предложите детям подумать, про какие игрушки они хотели бы сочинить  сказку. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь детей (они активнее используют те слова, которые уже знают, но пока не используют в своей речи).

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества детей. Они должны самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Дети учится использовать свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему: «Математика через сказку для дошкольников»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Математика через сказку для дошкольников»Цель:- повышение компетентности педагогов в вопросе развития математических способностей дошкольников через ск...

Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в процессе работы со сказкой.Задачи:создать творческую атмосферу;познакомить и о...

Конспект мастер - класса "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"

Сказки являются средствами не только познавательного, но и речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную инф...

Мастер-класс "Экологическое воспитание дошкольников через сказку"

Воспитание начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего ...

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки» Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников...

Мастер - класс " Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников"

Материал знакомит педагогов с одной из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....