Методические рекомендации
методическая разработка (средняя группа)

Кулакова Надежда Андреевна

"Ознакомление детей с животным миром в играх и упражнениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 555411.docx425.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад № 143»

Методические рекомендации

«Ознакомление  детей  с животным миром в играх и   упражнениях»

https://sun9-53.userapi.com/impg/fnvJF2GfWys2ZsCzdgZvW6kqHYP2DzdmlV3y3Q/qi6Rj46dPx8.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=b5524c6035b8c160061d5fdf01009ef5&type=album

Воспитатель:

Горшихина Надежда

                                                                                          Андреевна

Оренбург, 2019

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время  экологических  занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием  и  правилами, так и требующие творческих подходов.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры.

Это игры, в которых процесс обучения  детей  осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного  и  одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют  дети . Дидактические игры — это игры с готовым содержанием  и  правилами. В процессе дидактической игры  дети  уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них  представления  о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на  развитие  мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация  и  пр.), развивает память и внимание.

Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств  детей  (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

В процессе  экологического  образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр. Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки  и  т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения  и  конкретизации знаний детей о качествах  и  свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки  и  корешки», «С чьей ветки детки»  и  т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так  и  индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных  и  индивидуальных возможностей детей.

   Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды  и  фрукты», «Грибы»  и  пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на  развитие  логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они  и  при организации индивидуальной коррекционной работы.

  Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей  представлений  о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?»  и  пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у  детей   представлений  о мире природы. Они являются эффективным средством  развития  внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь  детей . Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так  и  на прогулке.

Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по  экологическому  образованию, начиная с младшей возрастной группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных  детьми  в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики  возраста , а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем  дошкольном   возрасте  целесообразнее использовать настольно-печатные игры  экологического  содержания:

«Покажи отгадку»

Цель: познакомить  детей  с особенностями передвижения животных по земле (т.е. Имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени  и  на локти, выгибать и разгибать.

«Кто больше назовет волшебных слов».

Детям предлагается как можно больше назвать животных.

«Зоологическое лото».

«Выбери млекопитающих животных».

Необходимо отобрать картинки только с млекопитающими животными.

Игровое  упражнение  «Как звери в лесу живут».

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? И т.д.).

Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».

Проведение с детьми различных игр и игровых упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

«Узнай и назови»

Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках.

«Что есть у животных?»

Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.

Материал: карточки с изображением различных животных собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: показать и назвать части тела животного изображенного на карточке.

«Отгадай-ка»

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенности внешнего вида.

Материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель) травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растения (фикус, аспидистра).

Игровая задача: назвать растения, изображенные на карточках.

«Одуванчик»

Цель: закреплять у детей элементарные знания о строении растений.

Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).

Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части.

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень)), картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года.

В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников:

 «Живое — неживое»

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель: закреплять  и  совершенствовать умение детей узнавать  и  называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.

Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением  и  положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

«Помоги Медвежонку»

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов  и  способах ухода за ними.

Проблемная ситуация. В гости к ребятам пришел Медвежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно ухаживать за рыбкой  и  птичкой, которые живут у него дома.

Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно делать, чтобы рыбке  и  птичке жилось у Медвежонка хорошо.

«Оживи растение»

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).'

Материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.

Игровая задача: «оживи» растение — правильно заполни пустые квадратики.

В  старшем   дошкольном   возрасте  дидактические игры используются в основном в целях систематизации  представлений  о мире природы, а также для  развития  таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение  и  т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

«Живое — неживое»

Цель: систематизировать представления  детей  о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

Материал: карточки с изображением объектов живой природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.

 Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).

Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая — земноводные, красная — насекомые, желтая — звери).

«Животные и растения родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.

Игровая задача: выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы

Предметные картинки с изображением представителей животного мира.

Правила игры:1. Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.
2. С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.

Дидактическая  игра  «Лесные жители»

Цель: Учить различать и называть характерные особенности диких  животных , устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.

Материал: Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных.

Схема для составления описательных рассказов о животных.

Правила игры:

Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.
Назови животных. Где они живут?
Выбери и опиши животного по схеме.
Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья…)
Подбери животным их домики. Кто где живет?
Чем питаются животные? Выбери картинки.

http://www.edu.murmansk.ru/www/do/metodic/ekolog_vosp/image/6/image32.jpg

Дидактическая  игра  «Картина природы»

Цель:
Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух).

Материал: Объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками  животных ,  растений ,  птиц , рыб,  насекомых .

Правила  игры : Предлагаем детям рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор.
Пример: «Это море. В море живут рыбы, морские млекопитающие, рачки, разные водоросли. Я выберу картинку с изображением дельфинов, поселю их в море, потому что это морские млекопитающие».

 

Суша, воздух, вода

 

Вода, воздух, суша

Дидактическая  игра  «Лягушка – путешественница»

Цель: Обобщить знания дошкольников об объектах живой и неживой природы, об их особенностях, свойствах, характерных признаках, взаимосвязях.
Материал: Игровое поле, карточки с изображением объектов живой и неживой природы на различные виды обобщений (человек, домашние и дикие  животные ,  животные  севера и жарких стран,  птицы ,  насекомые ;  растения : ягоды, деревья, цветы; радуга, облака, снег, дождь…), схематические карточки - обозначения с различными признаками природных объектов и явлений (крыло - лапа, лес -дом, когти - копыта, весна – зима…), кубик, пуговицы - лягушки, фишки -  насекомые .

1 вариант: «Лягушечьи загадки»

Цель: Учить классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку.
Ход  игры :Дети раскладывают изображения, ориентируясь на карточки - обозначения. (Например: на левой стороне игрового поля находиться карточка - обозначение «когти», на правой - «копыта». Дети работают над обобщением понятий «хищники» и «травоядные»)

2 вариант: «Любопытная лягушка»

Цель: Выявить взаимодействие между человеком и объектами природы, между объектами живой и неживой природы.
Ход  игры : Вокруг карточки «человек» хаотично выкладываются изображения объектов живой и неживой природы. Ребенок забрасывает лягушку, выявляет положительные и отрицательные связи выпавшего объекта с человеком (Например: Корова дает человеку молоко, но может больно бодаться и т.д.). В центре вместо карточки «человек» можно поместить любую другую (например, «лиса»), тогда дети будут выявлять связи между различными природными объектами (Например: лиса может спрятаться за камнем. Лиса ищет под камнем мышку.)

3 вариант: «Маленькие хитрости»

Цель: Определить способы приспособления живых организмов к условиям окружающей среды.
Ход  игры :Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок называет способы приспособления живых организмов к среде обитания (Например: У бабочек длинный хоботок, чтобы добывать нектар из цветов.)

4 вариант «Лягушка ищет друзей»

Цель: Развивать ассоциативное мышление на основе выделения общих свойств и признаков объектов природы.

Ход  игры : Забрасывая 2 раза пуговицу - лягушку на игровое поле, ребенок определяет связь между выпавшими объектами, ориентируясь на их общие признаки (Например: Лягушка и снег – холодные, щука и тигр – хищники…)

                                                     

5 вариант «Лягушка – болтушка»

Цель: Развивать связную речь на основе использования имеющейся у детей  экологической  информации.

Ход  игры : Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок составляет сложные предложения о выпавшем объекте (Например: Пчела - это  насекомое , которое живет в улье. Слон - это  животное , у которого есть хобот…) Играя с перевернутыми вниз изображениями карточками, ребенок может описывать выпавший объект, не называя его. Загадывать объект ребенок может используя только средства пантомимы. Во всех игровых вариантах за правильные ответы дети получают фишки с изображением жучков и червячков. Выигрывает тот, у чьей лягушки больше всего  насекомых .


Дидактическая  игра  «Кто дружит с деревом?»

Цель: Закрепить представления о том, что лес – это сообщество  растений  и  животных , которые живут рядом и зависят друг от друга.

Материал: Панно с изображением леса. Карточки с картинками  животных ,  птиц ,  насекомых . Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Правила  игры :На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети  бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого  животного , размещает ее на панно и рассказывает почему это  животное  дружит с деревом.
Например: Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму. Если выпадает синий цвет – выбирает
 птицу ; красный цвет –  насекомое ; желтый –  птицу ,  насекомое ,  животное , которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

                                     

Дидактическая  игра  «Березка».

Цель:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.

Материал: Круг диаметром 80 см на подставке. В центре круга с одной стороны - изображение веселой березки, с другой стороны - изображение грустной березки. 10 съемных деталей-символов с рисунками «друзей» березки: птичка, солнце, гриб, чистая вода, дождевой червь, божья коровка и ее личинки, почва, умеренный ветер, ребенок, поливающий березка. 10 деталей-символов «вредителей» березки: личинка майского жука, тля, гусеница, загрязненная почва, ураган, жгучее солнце, гриб-губа, жук-листоед, грязная вода (загрязненная отходами производств), ребенок, ломающий веточки дерева.

Правила  игры : предлагаем ребенку выбрать деталь-символ, соотнести с «веселой» или «грустной» березкой, объяснить, как это влияет на березку и почему.
Пример: «Это птичка, ее надо поместить рядом с веселой березкой, потому, что птичка поедает
 насекомых-вредителей , живущих в коре и под корой березки».
«Личинка майского жука. Ее надо поместить рядом с грустной березкой, потому что, личинка живет в почве и кормится корнями деревьев. От этого деревья чахнут и погибают».

 

     Грустная березка

 

                   Веселая березка

Дидактическое пособие «Путешествие капельки Капы»

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Материал: Панно-схема, карточки с изображением: снежинки, дождя, сосульки, кипящего чайника; лужи, крана с водой, снежного сугроба.

Вариант сказки:

Дети садятся вокруг панно. Воспитатель рассказывает сказку о путешествии маленькой капельке «Капе».
Жила – была маленькая капелька. Звали ее Капа. Вот она! (показ карточки с изображением капельки). Однажды капельке стало грустно и она решила отправиться в путешествие. В это время по небу проплывала дождевая тучка, и капелька быстро прыгнула на нее. Посидела чуть – чуть, посмотрела вокруг и внизу увидела цветочки. Они были такие яркие, такие красивые, что
капельке обязательно захотелось к ним. Она превратилась в дождик и попала на цветочек. Капельке очень понравилось дружить с цветочками. Но Капа была очень любопытной, ей хотелось дальше путешествовать, и она решила прыгнуть в озеро. Поплавала там немножко, поиграла с рыбками, а рядом с озером росло большое – пребольшое дерево. Корни этого дерева любили пить воду из этого озера, и наша капелька вместе с водичкой по корешкам и по стволу попала на самую верхушку. Она сидела и раскачивалась и пела свою любимую песенку. Но выглянуло солнышко, и капелька превратилась в белое облачко. Вот так с тех пор и путешествует наша капелька Капа. По ходу рассказывания сказки воспитатель перемещает капельку по кругу с объекта на объект.
• Где мы можем встретить капельку Капу? (в кране, в луже, в сугробе и т.д.) – выставляются карточки.
• Какая может быть капелька? (жидкая, газообразная, твердая) –выставляются карточки.
• Какая бывает вода в кране? (холодная и горячая)
• Какую пользу приносит капелька?
• Что будет, если капелька исчезнет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...