Взаимодействие с семьей, как одно из средств развития сюжетно – ролевой игры
статья

Тертова Елена Михайловна

Сюжетная игра - это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedsoveta_vzaimodeystvie_s_semey.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей, как одно из средств развития сюжетно – ролевой игры.

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности”

В.А. Сухомлинский.

Сюжетная игра - это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение и т.д. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем                   занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что  обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки- матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Мир игры современного дошкольника изменился. Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени родители предпочитают больше уделять внимание образованию, чем игре.

Поэтому наша задача привлечь родителей к сюжетно – ролевым играм. Свою работу я начала в младшей группе. В младшей группе один раз в месяц проводила игротеку «Поиграем вместе!», где дети совместно с родителями играли в сюжетные игры. Перед игротекой знакомила детей с атрибутами, игровым действиям с ними, знакомила с ролями и учила выстраивать диалог между детьми в игре. (слайд).

     

 Дети с родителями свободно играли в сюжетные игры, менялись ролями, меняли сюжеты игр. Темы игротеки носили тематический характер. В начале года дети играли бытовые игры «Дочки – матери», «Семья», «Детский сад», производственные знакомые профессии «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская» и др. Очень интересно прошла тематическая игра «Знакомство с родным краем».

Дети с родителями построили автобус и отправились на Байкал. Байкал мы сделали с родителями из голубого шифона, затем придумали, как поиграть «у берега Байкала», мама Богдановой Лизы придумала из бумаги сделать  «камушки» (смяли бумагу), родители подхватили эту идею, стали бросать «камушки», в Байкал кто дальше, затем рассмотрели настоящие Байкальские камни.  Дети придумали, что можно поплавать, имитировали плавание. Затем стали очищать берег от мусора. Так как дети маленькие,   и от возбуждения быстро устают, родители привлекали детей к  настольно – печатным играм о природе Байкала. «Животный мир Байкала», «Растительный мир Байкала». Участие родителей в игротеке разнообразило сюжет детских игр, раскрыло творческие способности детей и родителей их коммуникативные навыки. В свободное время, дети самостоятельно повторяли некоторые сюжеты игр, вели диалог.

Было время, когда для обогащения детей знаниями о той или иной профессии, воспитатель организовывал экскурсии в магазин, ателье («Огонек»), почту, пожарную часть, библиотеку и т. тд. Так как мы не ходим никуда по ряд причин связанные с безопасностью детей,  то привлекаем родителей. Все мы знаем о нашей традиции детского сада, приглашать родителей для встречи с детьми «Встреча с интересными людьми». На этих встречах дети знакомятся с профессиями своих родителей, членов их семей например, мы приглашали бабушек, которые рассказывали о своих хобби. Интересная встреча прошла у нас Давыдовой Еленой Валерьевной по безопасности на железной дороге. Это встреча началась с театральной деятельности, затем был переход к сюжетной игре «Путешествие на поезде по станциям», где дети выполняли задания. Эта встреча повлияла на переход к игре, дети не просто строили поезд, но и объявляли знакомые станции, расширился круг железнодорожных профессий.  

 Дети старшего дошкольного возраста уже имеют необходимые знания и умения и могут самостоятельно организовать сюжетно - ролевую игру. В этом нам могут помочь также родители, которые могут привлечь детей к знакомству своей профессии. Например: Составитель поезда, Сибиряков Петр Михайлович. придумал сюжетную игру «Составитель поезда». И сам предложил ее провести. Перед началом игры я провела предварительную работу с родителем. Ведь я не владела глубокими знаниями об этой профессии. Мы обговорили сценарий игры, атрибуты. Время проведения, использование ИКТ. В начале игры он провел беседу с детьми о своей профессии, закрепил знания по безопасности на железной дороге познакомил с сюжетом игры, какие роли нужно исполнять их действия, распределил роли, в ходе игры дети менялись ролями, учились играть в составителя поездов. Игра детям понравилась, этот сюжет начали обыгрывать с вагончиками из игры «Железная дорога» в свободное время.                                            

          В создании ситуации развития игры используем мультимедии и ИКТ. Родители снимают свое рабочее место на видио, где они рассказывают о своей профессии. Также такой прием как снимать на видио сюжетные игры и выкладывать в информационных сетях «Фото отчет».                                    

         Также для просвещения наших родителей о пользе сюжетно – ролевой игры для развития детей, в информационный уголок помещаем статьи консультации, папки передвижки. Привлечь внимания взрослых к игровой деятельности детей через изготовление совместно с родителями материалов к сюжетно ролевым играм.

Создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся ненужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения (палочки, тряпочки, дощечки, камушки  и др.) выступая в качестве заменителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей. В каждой возрастной группе сюжетные игры пополняются новыми темами по программе «Детства». В начале года я распределяю родителей, кто какую игру будет готовить. Так, в начале учебного года накапливается оборудование для сюжетных игр. В заключении хочется сказать.

Уважаемые педагоги! Давайте привлекать родителей для игр т.к. взаимодействие с семьей обогащает знания наших детей, что способствует их развитию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию ГБОУ ДПО НИРО. Тема:"Развитие общения и взаимодействия детей раннего дошкольного возраста со взрослыми в сюжетно-ролевой игре"

Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО «Экология дошкольного детства: факторы культуры, безопасности, воспитания и пр...

Картотека по развитию сюжетно-ролевой игры для детей средней группы (СЕМЬЯ).

Картотека по развитию сюжетно-ролевой  игры для детей средней группы....

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы   «Развитие  игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников  со сверстниками  ...

"Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"

quot;Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» сюжетно – ролевая игра: «Семья».

Цель: обогащение  социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету  « Семья».Задачи:1.  Закреплять представления детей о семье, об обязанностях чле...