Профилактика детской жестокости.
статья

Юлия Анатольевна Слободина
Профилактика детской жестокости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилактики детской жестокости12.77 КБ

Предварительный просмотр:

  Профилактика детской жестокости.

  Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинается познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей – это его родители, которые научат его справиться со своими чувствами, объяснить, как нужно поступать, а как недопустимо.

  Жестокость маленьких детей отличается от жестокости подростков. Дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков.

 Сталкиваясь с жестокостью у ребёнка, взрослые часто теряются в непонимании как с этис бороться. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш способен бросать камнями в птиц, мучать котят, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение вспречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? Как вести себя родителям и воспитателям с такими детьми?

   На дошкольника в силу возраста влияет как агрессивная внешняя среда (интернет, телевидение), так и круг общения (семья, ближний круг).

   Прежде чем дать рекомендации, как побороть агрессию и жестокость вашего ребёнка, давай разберемся в сути этих состояний ребенка.

   Что такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Агрессия проявляется физически (ударили) или вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).  

    Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Именно в дошкольном возрасте нужно следить за местом ребенка в коллективе, чтобы не допустить такого явления, как «детский буллинг».

   Драки между детьми, унижения, издевки, насмешки – становятся неотъемлемой частью жизни детского коллектива. И это лишь малая часть масштабной социальной проблемы, которую во всем мире называют буллинг. Жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов. Рассмотрим их подробнее:

  • Любопытство и непонимание. Ребёнок хочет узнать, как устроен мир, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока ещё он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет боль неосознанно, по незнанию. Задача взрослых – вложить в него эти знания.
  • Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира, но ещё их внимание привлекает поведение, которое они примеряют на себя. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.
  • Компенсация или месть. Часто родители или воспитатели замечают, что ребёнок "наказывает" игрушки. Ругает их за проступкт, черты характера, может применить физическое наказание. Иногда переносит свои действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. Это связано в основном с поведением взрослых по отношению к нему, или так ребёнок может компенсировать обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутвердиться и возможность вместить злость на тех, кто не может ответить.
  • Протест. Ребёнок может проявить жестокость в ответ на ущемление его потребностей, например: сломали его постройку, отобрали вещь вторглись в его пространство.
  • Желание быть, как все. Маленькие дети совершают жестокие поступки как результат коллекционных действий. Ребёнок возможно и не хочет этого совершать, но поступает так, потому что так делают все в его компании.
  • Привлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговой, О. Шевниной "Давайте дружить!" рассматривается эпизод жестокого поведения ребёнка, который хотел заслужитьмамину любовь: мальчик мучал котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек. Такими действиями ребенок пытается привлечь к себе внимание взрослых, достучаться до родительской любви. Возможно, малыш пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам.
  • Выброс энергии. Часто вспышки энергии спровоцированы запретами взрослых. Если запрещать бегать, прыгать, играть, шуметь, галдеть, тогда агрессии не избежать. Иногда дети совершают жестокие поступки без виданных на то причин, он осознано причиняет боль, вред, он хладнокровен и получает при этрм удовольствие. В этом случае необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, психиатру), которые помогут найти причину и скорректировать поведение ребенка.

   В детском саду дети обо всем рассказывают воспитателю. Воспитатель следит за недопустимой агрессией. Он обязательно должен приучить детей справляться с агрессией внутри себя.

   Воспитатель обязан обращать внимание на поведение ребёнка , на чьей бы позиции он ни был нападающий, наблюдающий, или жертва - это нужно пресечь.

  Если ребенок агрессивен и не видит другого способа взаимодействия, кроме как унижать и бить, у него серьезные проблемы, которые он не может сформировать и обсудить.

   Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственна только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом.

   Преодолевая эту проблему, следует проявлятьтк ребенку симпатию, не рассматривая его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человека, но некоторые его поступки вы не одобряете.

  Признайте гнев, ярость ребенка приемлемым чувствами, но покажите другие способы их выражения: "Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делается скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого". "Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзч, лучшн отойти в сторону, пусть скорее убегает к своим деткам".

  Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознавать, к каким результатам привело его поведение: " Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от такой несправедливости".

  Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается "поднять" себя за счёт того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими:" Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя помочь".

  Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорршие чувства по отношению к другим:"Ты помог Коле, ты хороший друг".

   Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя:" Я буду играть с теми с кем хочу", " никто не имеет права делать мне больно".

  Избежать проблемы, связанные с жестокостью ребенка можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтоьы показать и рассказать ребёнку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;
  • показывайте пример своим поведением. Родители для малыша - единственный беспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;
  • говорите ребёнку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;
  • постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведенияни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
  • рассказывайте ему о замечательных животных, о том, что нужно беречь их и  охранять все живое вокруг;
  • найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т.д.;
  • обращайте внимание ребёнка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;
  • рассказывайте ребенку оттом, что нужно прощать других, тех кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающему;
  • показывайте хорошие и добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
  • читайте и обсуждайте с ребёнком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

Профилактика лучше, чем лечение - истина работает и в отношении агрессии. Чтобы ваш ребёнок не вырос дестоким, с первых дней жизни внушайте ему, что агрессивность всегда будет наказана. Разумеется, вы не должны отвечать агрессией на агрессию и хвататься за ремень, но если ребенок "распускает руки", говорить с ним на эту тему нужно жестко.

  Личным примером показывайте малышу, как нужно себя вести. Не выясняйте отношения при ребенке, не кричите друг на друга, не устваивайте скандалов. Не отзывайтесь нелесно в присутствии ребенка о своих знакомых, и тем более не стройте никаких "планов мести".

  Реализуйте активность ребенка в подвижных и коллективных играх, но лучше ести это будут не единоборства. Развивайте у ребенка чувство юмора, научите его бороться со вспышкой гнева с помощью релаксации и визуализации, читайте ему хорошие книги и показывайте поучающие мультфильмы, агрессивные герои в которых всегда получают наказание или пересматривают свое поведение и становятся добрыми. Больше разговаривайте с ребенком, просите его делиться эмоциями и позитивными и негативными, вместе проанализируйте ситуации, которые происходят с ним в детском саду, чтобы он чувствовал, что вы всегда его поддержите и поможете найти выход из сложного положения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки родителям по профилактике детской жестокости

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка"...

Профилактика детской жестокости

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться кам...

Методы профилактики детской жестокости в ДОУ ( буллинг)

Стать целью травли очень легко – достаточно выделяться чем-либо среди сверстников. Это могут быть как внешние различия, так и поведенческие. Но стоит понимать: можно с детства носить очки или бы...

Профилактика детской жестокости

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков и взрослых. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль. Поэтому очень важно правильно реагировать на ж...

Профилактика детской агрессии и жестокости. Памятка для родителей

Наиболее распространённые причины возникновения детской агрессивностиНекоторые принципы общенияПрофилактика агрессии и жестокости у детейИгры для снятия агрессии...

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...