Воспитание чувств прекрасного у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Гурожапова Оюна Раднажаповна

     Значение красоты для жизни и всестороннего развития ребенка В. А. Сухомлинский в полной мере раскрывает в своих многочисленных статьях и книгах. А его высказывания о красоте стали крылатыми фразами: «Через красивое - к человечному», «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание чувства прекрасного у детей дошкольного возраста.

             «Все прекрасное, существующее в окружающем мире

                     и созданное человеком для других людей,

                   должно прикоснуться к сердцу ребенка

                                            и облагородить его»

                           В.А.Сухомлинский

   

     Значение красоты для жизни и всестороннего развития ребенка В. А. Сухомлинский в полной мере раскрывает в своих многочисленных статьях и книгах. А его высказывания о красоте стали крылатыми фразами: «Через красивое - к человечному», «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» и др.

     Красота окружает нас повсюду. Надо учиться ценить и беречь её. «Мы с первых же дней дошкольного воспитания, – пишет В.А. Сухомлинский, – учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысление красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь – проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь» [1, 149].

   Когда ребенок растет в окружении красоты, впитывает, переживает ее, тогда он начинает воспринимать слова, а значит, становится, по Сухомлинскому, «воспитываемым». Сухомлинский и педагоги Павлышской школы учили детей чувствовать красоту природы и не только ярко и эмоционально рассказывали детям о красоте окружающего мира, но и совершали экскурсии, походы, вели наблюдения за явлениями природы. Дети наблюдали за сменой красок и вслушивались в музыку природы. Воспитывали в детях умение видеть в повседневной жизни необыкновенное и прекрасное, чувствовать это прекрасное. Открывали и взращивали в них эти способности. Дети, подрастая, проносили через всю свою жизнь чуткость души и доброту.

От постижения красоты природы идет путь к красоте слова, музыки и живописи, т.е. следующая ступень познания красоты – это красота искусства. Общение с искусством – это одна из самых больших радостей жизни.    «Искусство надо знать и понимать, но этого мало, – писал Сухомлинский, - искусство должно приносить еще и радость, и первая и самая трудная задача воспитателя — вызвать у ребят чувство наслаждения, потребность любоваться природой и произведениями искусств.

     Ведь настоящее воспитание — это воспитание культуры потребностей, духовных запросов, желаний. Воспитайте у ребенка духовную потребность трудиться, потребность учиться, потребность наслаждаться искусством, и вы воспитаете прекрасного человека. Воспитание создает духовные потребности, обучение дает возможность удовлетворить их… Любование, наслаждение прекрасным, естественно, перерастает в желание жить по законам красоты — творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданное своими руками». А это уже следующая ступень познания красоты.

   Сухомлинский, пройдя с детьми первые две ступени, подводил воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, поступков, жизни. Все эти ступени условны, ведь на практике уже маленькие дети могут любоваться и природой, и человеческим поступком. По Сухомлинскому научиться любить можно только в деятельности, поступке. Созерцать, восхищаться природой – это, конечно же, оберегать и поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку. Педагогу нужно терпеливо воспитывать чувство красоты, ждать, когда сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем, верить, что непременно этот миг настанет и всячески подготавливать его.    

    Сухомлинский считает, что воспитание чувств – это самое трудное в работе педагога. Не надо ждать быстрых результатов - нужно верить в ребенка, и он полюбит прекрасное.

     Василий Александрович писал, что в детстве душа ребенка очень чутка к эмоциональной окраске мыслей, образов – всего, что ребенок воспринимает, о чем он думает, и поэтому уже в детстве, в период младенчества нервной системы, до 7-8 лет и далее, красота должна стать могучим средством нравственного воспитания, источником подлинной человечности. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности… Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности» [2, 162]. Все ступени познания красоты проходят дети дошкольного возраста.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» [2, 170]. Поэтому музыкальные занятия в детском саду играют огромную роль в приобщении ребенка к миру прекрасного.

Главная задача музыкального руководителя – прививать и развивать у своих воспитанников интерес к музыке, вызвать желание ее слушать, эмоциональную отзывчивость. К восприятию музыки необходимо подходить скрупулезно - тщательно подбирать музыкальный репертуар. По мнению Сухомлинского, слушая мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, ребенок и воспитатель становятся роднее, ближе. Беседа, рассказ, разъяснения перед прослушиванием музыки, настраивает ребенка на восприятие музыки: оно делается образным, осмысленным. Включение в занятие сказочного сюжета вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Использование поэтических сравнений с картинами природы, эпитетов, позволяют охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью. В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [2, 174]. В беседе с детьми о музыке необходимо использовать образную речь, помогать определять ее характер, настроения, выраженные в ней, понять, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ. И тогда ребенок начинает понимать, что в музыке могут быть выражены не только веселое и грустное настроение, но и множество других чувств и их оттенков: нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь.

    Игра – самый любимый вид деятельности дошкольников. Играя, они учатся понимать мир вокруг, общаться с взрослыми и детьми, говорить и что-то делать, мыслить и творить.

А сколько счастья, радости несет детям праздник! Педагогу необходимо подготовить интересный сценарий, разучить разнообразные песни, танцы, роли, обдумать костюмы, настроить детей перед праздником. Тогда праздник удастся, и дети будут счастливы.

«Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» [2, 174]. Регулярно показываем детям кукольный театр. Сказка в исполнении кукол, музыкально оформленная, - это всегда праздник для детей. Для развития творчества детей готовим и показываем музыкальные сказки. Дети создают точные образы, передают характер героев выразительным исполнением песенок и движений, мимикой, красочными костюмами.

    Наши воспитанники очень любят петь и танцевать, выступать перед родителями на утренниках. Самых талантливых мы готовим к конкурсу «Театральная весна», «Весенняя капель», онлайн – конкурсы чтецов, исполнение песен.  Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью.

 Приобщение ребенка к миру прекрасного с раннего возраста должно постепенно перейти в потребность к красоте внутри и вокруг него.

Литература:

  1. Глейзер, Г.Д. Антология гуманной педагогики. Сухомлинский / Г.Д. Глейзер, И.В. Федорович. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2002. - 224 с.
  2. Соловейчик, С. В.А. Сухомлинский о воспитании / С. Соловейчик. - М. : Политиздат, 1982. - 270 с.
  3. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. -М.: Народная асвета, 1981. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста...

«Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»

Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и...

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботи...

Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги

Тема: Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книгиСодержаниеВведение1. Характеристика дошкольного возраста2. Осознание дошкольниками чувства доброты3. Методы и формы работ...

Консультация для родителей Воспитание чувства ответственности у детей дошкольного возраста.

   В первые годы жизни ребенок не в состоянии оценить правильность своего поведения. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ему объясняют взрослые и эти объясн...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песнюКогда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обяз...