«Воспитание дошкольников сказкой»
консультация (средняя группа)

Маликова Марина Владимировна

Консультация для воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
«Воспитание дошкольников сказкой»

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Актуальность.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Использование сказки в работе воспитателя позволяет реализовать много педагогических задач:
- Создание условий для духовно- нравственного развития ребенка;
- Коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей; • Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) ;
- Организация в семье совместной творческой деятельности;
- Помощь в усвоении детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни;
- Содействие развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психо- речевого развития. Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развитие умения отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитание трудолюбия, доведения начатого до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
- Развитие эстетического вкуса, умения видеть, беречь и ценить красоту.
В этом направлении мы в своей работе используем следующие виды деятельности:
- Подбор русских народных сказок для дошкольного возраста.
- Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
- Слушание и пересказ сказок, беседы
- Показ спектаклей и сказок
- Продуктивная деятельность детей,
- Консультации и рекомендации для родителей: какие сказки и в каком возрасте нужно читать в соответствии с лексической темой периода
- Приобщение родителей по изготовлению атрибутов для драматизации сказок в группе.
- Инсценировка сказок, в режимных моментах.
- введение в режимные моменты русских народных подвижных игр, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
- проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
- изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
- знакомство детей с традициями народов разных стран;
Как метод воспитания через сказку можно применять сказкотерапию - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Сказка- кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребенка.
Сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Для работы с детьми могут использоваться следующие виды сказок:
1. Народная или авторская сказка
2. Сказка, сочиненная совместно воспитателем и ребенком
3. Сказка сочиненная самостоятельно ребенком
Использование потенциала сказки, в работе с дошкольниками, возможно в следующих образовательных областях:
1. физическое развитие
(«Палочка-выручалочка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»)
2. художественно-эстетическое развитие
(«Петух и краски», «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш»,)
3. познавательное развитие
(«Синичкин календарь», «Петушок и бобовое зернышко», истории на сообразительность, истории хитреца)
4. речевое развитие
(потешки, заклички, «сказки про язычок», сказки-имитации)
5. социально-коммуникативное
(Русские сказки о животных, волшебные сказки, сказки для драматизации)
Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка!
- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
- Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказки могут нас многому научить. К высшим ценностям многие писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Мы поняли, что ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пр...

Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей....

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой"

Статья содержит актуальность проблемы, цели и задачи по данному напрвлению педагогической работы, ожидаемые результаты....

Тематическое планирование "Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой"

Материал представляет собой тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В нём представлены основные темы, литературный материал для чтения, виды деятельности детей с во...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...