Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой"
статья

Статья содержит актуальность проблемы, цели и задачи по данному напрвлению педагогической работы, ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_skazkoy.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой.

Воспитатель Кременицкая Людмила Юрьевна

ГКУ СО РЦДПОВ «Виктория» г. о. Тольятти

Актуальность.

      Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

      Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.

      Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

      В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно в этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

      Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы – интеллектуальному развитию ребёнка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время: знание не должно опережать нравственного развития ребёнка. Родители очень рано начинают обучать своего ребёнка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребёнка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

      Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребёнка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир.

      Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребёнка.

      В настоящее время сказка, как и другие ценности национальной культуры, заметно утратила своё предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощённым стилем пересказывания известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно- поучительного в развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определённые образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

      Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь связующим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, учили законам добра и красоты.

Цели.

      Создать условия для духовно-нравственного воспитания ребёнка.

      Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с содержанием сказки.

      Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

      Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребёнка во внимании и признании.

Задачи.

      Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй жизни.

      Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

      Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

      Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение. Милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

      Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

      Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Предполагаемый результат.

      Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

      Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

      Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

      Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

      Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

      Деятельное отношение к труду.

      Ответственность за свои дела и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пр...

Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей....

Тематическое планирование "Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой"

Материал представляет собой тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В нём представлены основные темы, литературный материал для чтения, виды деятельности детей с во...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...

ПРОЕКТ по развитию духовно нравственного воспитания дошкольников «Сказка лучший друг ребенка»

Нам сказки дарят чудо, а без чудес нельзя, Они живут повсюду и нам они — друзья. Там солнечные краски танцуют вальс для вас. Нам не прожить без сказок, им не прожить без нас!...