Консультация для педагогов «Использование пособия «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе ДОУ»
консультация

Шумакова Ольга Олеговна

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель. Пособие "Дары Фрёбеля" направлено на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_s_darami_frebelya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование пособия «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе ДОУ»

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель.

В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач (таблица).

Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Принципы педагогики Фрёбеля

Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

-Признание уникальности каждого ребенка; -Признание целостности детства в его проявлениях.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ раз-личных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

- Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

- создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.

Обеспечение равных возможностей для пол-ноценного развития каждого ребёнка в пе¬риод дошкольного дет¬ства, независимо от ме¬ста жительства, пола,вных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофи-зиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), создание благоприят¬ных условий развития детей, в соответствии с их возрастными и инди-видуальными особен-ностями и склонно¬стями, развитие способ¬ностей и творческого потенциала каждого ре¬бенка как субъекта от¬ношений с самим со¬бой, другими детьми, взрослыми и миром;

-        обеспечение вариа-тивности и разнообра¬зия содержания Про¬грамм и организацион¬ных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способ-ностей и состояния здо-ровья детей

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Признание ребенка как части семьи и общества.

  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогиче- ской поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах разви¬тия и образования, охраны и укрепления здоровья детей
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Целостный взгляд на развитие каждого ребенка.

- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей.

- Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребенка, его внутренним законам.

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Всего Фрёбель разработал шесть «даров». Первый «дар» - цветные мячики (цветов радуги и белый) - помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы) - знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» - куб, деленный на мелкие части (кубики, 3- и 4-гранные призмы) - дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования. Далее, набор был доработан и на данный момент представлен в следующем виде:

  • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
  • Модуль 2 «Основные тела»
  • Модуль 3 «Куб из кубиков»
  • Модуль 4 «Куб из брусков»
  • Модуль 5 «Кубики и призмы»
  • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
  • Модуль 7 «Цветные фигуры»
  • Модуль 8 «Палочки»
  • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
  • Модуль 10 «Фишки»
  • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
  • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  • Модуль 13 (5B) «Башенки»
  • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Пример игры:

Жила была прекрасная принцесс Бель. Однажды она получила письмо от своей подруги Золушки. Золушка ей написала о том, что злая мачеха задала ей очень много работы, которую необходимо сделать, чтобы пойти на балл и ей необходима помощь Бель, что бы в срок справиться со всеми делами. Бель конечно поспешила на помощь подруге. И она стала собирать свои вещи, взяла она чемодан, но тут оказалось, что он вмещает только 5 любых вещей.

Задание №1 из деталей наборов №7,8,9,10 собрать предметы одежды для Бель

Когда Бель собрала свои вещи, она подумала, что хорошо бы сделать для золушки подарок – ожерелье, и она придумала рисунок для этого ожерелья из геометрических тел.

Задание №2 из деталей набора № J1 собрать ожерелье по рисунку Бель.

Но ожерелье оказалось не простым, а волшебным! Кто его собирал – начинал танцевать.

Задание №3 – выполните движения, согласно рисунку ожерелья.

Отправилась она в путь и стала напевать песенку, но вот беда она все время  путала мотив, сбивалась с ритма.

Задание № 4с помощью палочек набора №8 выложить ритм песни  «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку», длинные палочки будут обозначать долгий звук, а короткие – короткий.

Шла, шла Бель и попала она в сказочный город, где жила Золушка. Но она не знала точного адреса своей подруги – дома и улицы. Она решила спросить у жителей города, где живет Золушка, но все жители оказались заколдованными – они не хотели ничего говорить, у них на лицах не было никаких эмоций. Они выглядели вот так!

Задание № 5 с помощью деталей из набора №7, 8, 9, 10 сконструируйте разные эмоциональные состояния людей.

Когда жители были расколдованы, они объяснили Бель где живет Золушка. И Подруги наконец встретились. Золушка рассказала Бель о своей проблеме. Дело в  том, что у ее мачехи есть любимый кот, который очень любит играть с клубками ниток, а вредные мыши, все время путают эти клубки и прячут от кота.

Задание № 6 (с деталями из набора №1) – игра «Угадай, где чей клубок» (из играющих выбирается кот, остальные дети встают в ряд и берут в руки клубки из набора, «кот» внимательно смотрит и запоминает, у кого какой клубок, затем отворачивается, а мыши в это время меняются клубками, «кот» поворачивается и отгадывает у кого какой клубок.

Но это были не все задания, злая мачеха наказала Золушке срочно навести порядок - разобрать все детали набора Фребеля по своим коробкам. Давайте поможем Золушке!

После того, как порядок был наведен Золушка нарядилась.

И они с Бель отправились на бал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

Использование здоровьесберегающих технологий                                            в ...

Консультация для педагогов «Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений»

Развитие интеллекта детей, логического мышления, склонностей и задатков в области математики; способствовать развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной акт...

Мастер-класс для педагогов "Использование набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности дошкольников

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:познакомить педагого...

Консультация для педагогов: «Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, н...

Консультация для педагогов «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в средней группе»

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, ...

Конспект НОД: «Путешествие на остров Фрёбеля», с использованием пособий «Дары Фрёбеля».

Основная образовательная программа ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. «Детство». Возростная группа: п...

Использование игрового материала "Дары Фрёбеля" в образовательном процессе

Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО....