Методический проект «Менторинг - форма педагогического инвестирования»
проект

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Для реализации намеченных направлений модернизации системы дошкольного образования требуются грамотные, высокопрофессиональные педагогические кадры. В связи с этим возникает необходимость создания современной модели менторинга - формы тьюторского сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов, и  апробации её в условиях ДОУ.

Проект способствует реализации менторинга в образовательной организации, оказанию методической поддержки молодых педагогов и облегчению их адаптации к новому профессиональному статусу. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.

Автором проекта показана актуальность и важность менторства, указаны формы и методы повышения профессиональных качеств начинающих педагогов через организацию работы студии «Становление профессионала».

Данный проект рекомендован заведующим, заместителям руководителей по ВМР, старшим воспитателям, воспитателям,  специалистам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_region.docx361.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск

Рассмотрено                                                              «Утверждено»

педагогическим советом                                          Заведующий МДОУ «Детский  сад»

протокол № 1 от  30.08.2021г                                  № 6 «Почемучка»п.Новоорск

              ___________М.А.Приймак

                                                                                     Приказ  № 35  от  30.08. 2021г

МЕТОДИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Менторинг – форма педагогического инвестирования»

winning-inside-job3

                                                       Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна  

                                                         старший воспитатель высшей категории  

п. Новоорск  2021 г.

Аннотация к программе:

Для реализации намеченных направлений модернизации системы дошкольного образования требуются грамотные, высокопрофессиональные педагогические кадры. В связи с этим возникает необходимость создания современной модели менторинга - формы тьюторского сопровождения процесса профессионального становления молодых педагогов, и  апробации её в условиях ДОУ.

Проект способствует реализации менторинга в образовательной организации, оказанию методической поддержки молодых педагогов и облегчению их адаптации к новому профессиональному статусу. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.

Автором проекта показана актуальность и важность менторства, указаны формы и методы повышения профессиональных качеств начинающих педагогов через организацию работы студии «Становление профессионала».

Данный проект рекомендован заведующим, заместителям руководителей по ВМР, старшим воспитателям, воспитателям,  специалистам дошкольных учреждений.

Актуальность

В  настоящее время тема наставничества в  образовании является одной из  центральных в  нацпроекте «Образование». Государство стремиться к тому, чтобы образование соответствовало международным стандартам, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах в сфере образования. Поддержка молодого педагога – одна из ключевых задач образовательной политики.

Основная задача администрации и методической службы ДОУ помочь молодым педагогам в профессиональном становлении, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Использование технологии менторинга (наставничества) может успешно способствовать решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения» администрации и педагогического коллектива.

Ментор (наставник) способен оказать действенную помощь начинающему педагогу (менти) с недостатком практического педагогического опытав системе совершенствования образовательного процесса.  Именно поэтому, с нашей точки зрения, возникает необходимость создания условий для индивидуального стиля педагогической деятельности и развития творческих способностей начинающего педагога.

Чтобы помочь выбрать начинающему педагогу оптимальную для себя стратегию педагогической деятельности и успешно реализовывать образовательную программу дошкольного учреждения нами осуществляется практика индивидуального сопровождения начинающих педагогов. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.

 В МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск  методическое сопровождение начинающих педагогов, повышение практического опыта, знакомство с инновационными педагогическими технологиями  проходит в   студии «Становление профессионала».

Особенности практики наставничества.

Представленная практика наставничества «Менторинг – форма педагогического инвестирования»  представляет собой комплексную модель наставничества в ДОУ, ориентированную на некоторые современные тенденции образования в дошкольной организации и состоит из 5  значимых блоков:

Цель реализации проекта: оказание практической помощи  в профессиональном становлении молодого педагога и приобретения им практических навыков внедрения инновационных педагогических технологий, успешного вхождения в профессиональную деятельность.

Задачи:

1. Раскрытие личностного, творческого, профессионального  потенциала молодого педагога, поддержка формирования его индивидуальной траектории;

2. Оказание методической поддержки молодому  педагогу  при отборе и внедрении  современных педагогических методов и технологий  в образовательный процесс ДОУ;

3. Удовлетворение потребности молодого педагога в непрерывном образовании, оказание действенной помощи в преодолении затруднений в процессе самообразования.  

4. Создать условия для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;

5. Формировать инновационный ресурс, осуществлять презентацию достижений молодых педагогов.

Ключевые принципы менторинга:

  • Ориентация на цель – определение цели развития, над которой будет организована совместная деятельность;
  • Открытость и доверие – готовность начинающих педагогов к изменениям и принятию других точек зрения;
  • Добровольность – ментор и менти принимают участие в проекте на добровольной основе и могут инициировать завершение проекта в любое время, поставив в известность администрацию;
  • Доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы;
  • Адресность – учёт психологических особенностей педагогов, имеющихся у них теоретических знаний и практического опыта;
  • Индивидуализация – учёт индивидуальных особенностей молодых педагогов;
  • Позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя и окружающих.
  • Конфиденциальность – общение между ментором и менти строится на взаимном доверии, поэтому все происходящее  во время встреч оставалось только между ними.

Ключевые компетенции ментора:

1.Знание и понимание менторинга.

2. Умение помочь поставить цель.

3.Заключение соглашения с менти, умение договориться.

4.Установление доверительных отношений.

5.Предложение своих мыслей / вклада.

6.Активное слушание.

7.Умение держать фокус на цели.

8.Представление устной и/или письменной обратной связи.

9.Использование моделей и техник, выходящих за рамки базовых навыков общения.

10.Поддержка в период изменений.

11.Управление прогрессом.

12. Планирование действий за рамками ментор – сессии.

Участники проекта:

Педагог-наставник, начинающий педагог, воспитанники  и родители ДОО.

Этапы деятельности по реализации проекта:

Реализация поставленной цели требует поэтапного разрешения ряда задач:

I. Предпроектный (подготовительный) — Сентябрь 2021 г.

1. Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов.

2. Разработка проекта.

3. Создание банка данных о молодых педагогов ОУ.

4. Создание нормативно-правовой базы по проекту.

5. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.

6. Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов.

7. Разработка индивидуального маршрута сопровождения педагогов.

8. Утверждение проекта «Менторинг – форма педагогического инвестирования» «Менторинг – как форма сопровождение профессионального становления молодых педагогов» на заседании педагогического совета.

II. Диагностический — Октябрь 2021 г.

1. Разработка диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей молодых педагогов; по изучению запроса на тьюторское сопровождение.

2. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по реализации Проекта.

3. Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, профессионального роста.

III. Практический — Ноябрь – 2021 г. Апрель – 2022 г.

1. Апробация  системы менторингасопровождения профессионального становления молодых педагогов.

2. Разработка индивидуальногомаршрута сопровождения педагога (плана).

3. Разработка перспективного плана психологического клуба: «Начинающий педагог»

4. Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов (консультации, открытые занятия, семинары, мастер-классы, создание портфолио, конкурс профессионального мастерства и др.).

5. Формирование банка творческих разработок молодых педагогов:

— электронная копилка методических материалов.

IV. Итогово-аналитический — Май – Июнь 2022 г.

1. Обобщение и анализ итогов реализации Проекта.

2. Мониторинг реализации проекта «Менторинг – как форма сопровождение профессионального становления молодых педагогов».

3. Разработка методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения профессионального роста молодых педагогов через проектирование индивидуальных маршрутов становления педагога.

4. Обобщение опыта работы по проекту на Педагогическом совете.
Диссеминация опыта работы по проекту через участие в мероприятиях различного уровня.

Примерный макет

индивидуального маршрута сопровождения педагога (ИМСП)

Таблица № 1

ФИО полностью

Муниципальный район

Занимаемая должность

Квалификационная категория

Тема самообразования

Профессиональные дефициты/задачи на предстоящий период

Образовательные

задачи

Действия по реализации образовательных задач

Сроки и реализации

(указать даты/месяц, год)

Планируемый результат/ трудовые действия

(критерии оценки)

Направление деятельности

                                      Профессионально - методическое

Наличие выявленных дефицитов  позволяет выбрать именно те формы и методы работы, которые в конечном итоге будут содействовать профессиональному становлению молодого специалиста.

Цикл заседаний  в студии молодых воспитателей «Становление профессионала» проводится с использованием интерактивных форм и методов:

Формы:

  • лекция – беседа
  • семинары-практикумы
  • психологические тренинги
  • проблемно-проектный семинар
  • открытый показ
  • круглый стол
  • педагогический театр
  • творческая мастерская
  • брифинг и др.

Методы:

  • анкетирование 
  • разыгрывание ролей,  проблемных ситуаций  
  • «мозговой штурм»  
  • методы проблемного обучения 
  • инсерт - анализ
  • эвристическая беседа, диалог
  • исследовательский метод 
  • метод «Трех вопросов»
  • презентация проектов
  • просмотр и анализ педагогического мероприятия
  • интернет – экскурс
  • демонстрация слайд – презентаций

Ресурсное обеспечение проекта:

Виды ресурсов

Содержание

кадровое

- наличие высококвалифицированных специалистов;

 - наличие инновационного опыта управленческих команд;

нормативно-

правовое

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ « О благотворительной деятельности благотворительных организациях»;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. № 2705-р.

ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

информационно-

методическое

Методические материалы по организации наставничества в поселке, области и других регионах; интернет – ресурсы.

материально-

техническое

предметно-развивающая среда ДОУ, средства ТСО, мультимедийные средства,        дополнительные источники финансирования, интернет, сайт ДОУ и пр.

взаимодействие  с социальными институтами

-консультационные  услуги  специалистов отдела образования:

Ожидаемый результат от внедрения проекта:

  • положительное изменение качественных показателей деятельности педагогических работников образовательных учреждений,
  • повышение степени ответственности педагогов за результат деятельности;
  • повышение профессиональной компетентности молодых педагогов: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, инновационных педагогических технологий, способствующих развитию способностей обучающихся, повышению их образовательного уровня;
  •  разработанные статьи, проекты, сценарии и др.;
  • разработка дидактических материалов, наглядных пособий;
  • разработка и проведение открытых занятий;
  • участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;
  • обобщение опыта по исследуемой педагогической проблеме.

Риски проекта

Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:

  • Недостаток квалифицированных кадров.
  • Изменение законодательной базы.
  • Стереотипы общественного сознания. Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.
  • Объективные риски (болезнь участников).
  • Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами).

Меры по их преодолению:

  • Повышение компетентности педагогов — наставников по тьюторскому сопровождению молодых педагогов.
  • Формирование позитивного мнения через совещания сруководителям ДОУ, старшего воспитателя, заседание Методического совета, семинар для молодых педагогов.
  • Возможное расширение временных рамок работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
  • Психологические тренинги.
  • Изменение индивидуального образовательного маршрута.

Механизмы трансляции опыта по  результатам проекта:

Результаты проекта предполагается представить на Фестиваль педагогических идей, распространить на районных методических объединениях посредством представления опыта молодыми педагогами МДОУ. Материалы публикуются на личных страницах педагогов на официальном сайте МДОУ https://novoorskmdou6.ucoz.ru/

Список литературы

  1. Багракова А.А. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. 2008. № 4.
  2. Просова Е.А. НАСТАВНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Студенческий: электрон.научн. журн. 2019. № 28(72). URL: https://sibac.info/journal/student/72/151730 (дата обращения: 12.11.2019).
  3. Паспорт федерального проекта «Современная школа». Приложение к  протоколу заседания проектного комитета по  основному направлению стратегического развития Российской Федерации от  7  декабря 2018  г. №  
  4. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. − М., 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические рекомендации по составлению

Индивидуального маршрута сопровождения педагога (ИМСП)

При составлении ИМСП обращать внимание на:

Комментарии

Соблюдение структуры ИМСП:

разделы

Индивидуальный маршрут сопровождения педагога включает:

формулировку образовательной задачи, представления о содержании образования (информации, знаниях, способах работы  - важно, чтобы в формулировке задачи явно читались не только знания, которые необходимо получить, но и умения, которые необходимо освоить/ трудовые действия, которые требуют  улучшения);  в содержании может быть представлена информация о возможных этапах, формах и средствах; об источниках (литературе);

последовательность   действий  по   выполнению задачи  (обязательно наличие действий совместных с другими педагогами - ситуации взаимодействия педагога с другими субъектами: педагогами, методистами, событийная сторона);

ориентировочное время, которое планируется затратить на выполнение программы;

предполагаемый результат, которым планирует отчитаться педагог

Соблюдение структуры ИМСП: основная и вариативная части

В содержании индивидуального маршрута сопровождения педагога можно выделить основную и вариативную части.

Основная часть складывается из содержания, которое педагогу необходимо освоить в связи с ближайшей практической деятельностью. Это содержание чаще всего задаётся квалификационным профилем, с учетом основной образовательной программой и программой развития МДОУ № 6. Постановка образовательных задач в вариативной части осуществляется исходя из проблем, с которыми молодой специалист сталкивается в своей практике, личных потребностей педагога.  

В вариативной части необходимо учитывать ещё и возможности передачи своих знаний и опыта другим.

Включение ИМСП в методическую деятельность ДОУ

Местом создания индивидуального маршрута сопровождения педагога служит пространство методической деятельности. В ИМСП должно быть указание на то, как педагог учитывает возможность включения в методическую деятельность различного уровня.

Конкретность ИМСП

Чем больший период охватывает маршрут, тем меньше должна быть степень его  конкретизации. И наоборот – предстоящий ближайший этап реализации маршрута описывается максимально конкретно.  Поэтому образовательные задачи могут оформляться в разной степени конкретности. Индивидуальные маршруты сопровождения педагога не создаются один раз и на всю жизнь, а систематически корректируются, и это делается не стихийно-естественным путём, а целенаправленно — на это выделяется время и место. В ИМСП может быть включен раздел «Даты коррекции программы» или «Место и время коррекции и конкретизации индивидуальной образовательной программы».

Желательно наличие в ИМСП действия рефлексии по поводу достижения планируемой образовательной задачи. Например, «Анализ степени достижения поставленной образовательной задачи (Я знаю…., Я умею….)»

Формальные требования к ИМСП

Формальные требования к ИОП:

  • выбранный формат ИМСП (табличный или текстовый) включает все необходимые разделы;
  • заполнены все графы таблицы;
  • указаны фамилия, имя, отчество педагога;
  • соблюдены сроки сдачи ИМСП

Риски при составлении ИМСП

Примером типичной ошибки могут служить нереализуемые фрагменты  маршрута. Так, прогнозирование возможного развития ситуации показывает, что педагог, вероятно, не сможет выполнить оформленные им задачи (не успеет по времени, выбрал неэффективный способ работы и т. п.).

Ошибкой может быть планирование педагогом такой деятельности, результаты, продукты которой не нужны другим членам коллектива  

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск

____________________________________________________________________

Ф.И.О.

п.Новоорск 2021

Примерный макет

индивидуального маршрута сопровождения педагога (ИМСП)

Таблица № 1

ФИО полностью

Чебоксарова Наталья Михайловна

Муниципальный район

Новоорский район

Занимаемая должность

Инструктор по физическому воспитанию

Квалификационная категория

Не имеет

Тема самообразования

«Построение занятий с применением активных методов обучения (АМО) и инновационных игровых технологий»

Профессиональные дефициты/задачи на предстоящий период

Образовательные

задачи

Действия по реализации образовательных задач

Сроки и реализации

(указать даты/месяц, год)

Планируемый результат/ трудовые действия

(критерии оценки)

Направление деятельности

                                      Профессионально - методическое

Недостаток умений владения активными методами обучения (АМО) и инновационными игровыми технологиями.

Задача:

Научиться работать с АМО и инновационными игровыми технологиями.

1.Изучить современные АМО и инновационныеигровые технологии для работы с дошкольниками.

Задача 1. Самостоятельное изучение специальной литературы и интернет источников;

Участие в методических мероприятиях РМО и ШМВ.

Ресурсы: Журнал «Воспитатель детского сада»

Статья: «Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/2403

Сентябрь-октябрь 2021

Выступление на педагогическом часе с консультативным материалом

2.Ознакомиться с эффективными практиками

Задача 2:

1.Посещение методических мероприятий для педагогов организованных в ДОУ:

  а) Квиз – игра с педагогами «Финансовый эрудит»

 https://cloud.mail.ru/stock/eisx78wJj3vqv2eAow95fMLr

б) Семинар-коучинг «Навстречу друг другу»

https://drive.google.com/file/d/1XaTAbgVtxbZiyHWJ3MpP4ZzuBsp8ovXn/view?usp=sharing

в) Мастер – класс «Интеллект-карта»

https://drive.google.com/file/d/12fJ1lTAgsaCo7xGS7V_4HNic95Hp8dt6/view?usp=sharing

г) Мастер-класс «Активные  методы обучения дошкольников».

д) Деловая игра по теме: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников».

е) «Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой   в разных возрастных группах ДО».

ж) Просмотр видео сюжетно-игровых занятий «Космическое путешествие»  и «День рождение в кафе «Космос» подготовительная группа.

2. Посещение мероприятий по плану РМО.

3. Просмотр вебинаров по теме самообразования.

4.Ознакомиться с интернет –источниками по использованию активных  методов обучения дошкольников. (Статьи, консультации и др.)

Ноябрь 2021г-

Апрель

2022г.

Участие в круглых столах, дискуссиях и т.д.

3.Освоить современные методы и приёмы игровыхинновационных технологий.

1.Открытое занятие с применением АМО и инновационных игровых технологий.

2. Участие в муниципальном  конкурсе «Мой лучший урок».

3. Публикации на  интернет  - сайтах.

Апрель - май 2022г.

1.Проведение открытого занятие с

http://cloud.mail.ru/public/r4nR%2FQKrmxS7bM

(Квест-игра  «В гости  к  Гному Эконому» подготовительная группа.)

2.Диплом  Лауреата

 (2 место)

3. Диплом о публикации.

4.Создание Портфолио.

Направление деятельности

Психолого– педагогическое

Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности;  формировать и воспитывать потребность в самообразовании; помочь адаптироваться к работе в ДОУ приняв его внутренние правила, традиции, условия.

Задачи:

1. Помочь педагогам наладить профессиональный контакт с опытными педагогами.

2. Помочь преодолеть стеснение при взаимодействии с родителями, детьми, коллегами.

3. Помочь приобрести уверенность при публичных выступлениях.

4. Вселить педагогический оптимизм в период профессиональной деятельности.

Деятельность с молодым педагогом проводится  по перспективному плану педагога – психолога в рамках студии «Начинающий педагог», Приложение № 1

В течение года

Успешная работа с

семьей.

Грамотное разрешение конфликтных ситуаций.

Справка об итогах  работы студии «Начинающий педагог»

Направление деятельности

ИКТ-технологии

ИКТ-технологии

Цель: совершенствование навыков работы на компьютере.

Задачи:

1.Изучить  ИКТ, внедрение их в образовательный процесс;

2. Создать собственный сайт или страницу;

3. Научиться разрабатывать НОД с применением ИКТ;

4.Размещение своих разработок на сайте МДОУ, в интернете;

1. Конспекты НОД.

2. Методические разработки.

3. Проектная деятельность.

4. Создание презентаций.

В течение года

1.Публикации на сайте «Педагог» (сертитфикат);

2.Усовершенствовались навыков работы на компьютере.

3.Проведение

открытые мероприятия.

4. Участие в профессиональном конкурсе.

5. Подготовка к аттестации.

Направление деятельности

Здоровьесберегающие технологии

Цель: Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

Задачи:

1.Ознакомиться со здоровье-сберегающими технологиями.

2. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

1.Ознакомиться с технологией «нейроскакалки», создание РППС;

2. Провести мастер – класс для педагогов ДОУ.

3.Разработать конспект НОД для открытого просмотра;

4.Обобщение опыта работы;

в течение года

1.Приобрели «нейроскакалки».

2. Разработан перспективный план;

3.Разработан конспект НОД для открытого просмотра;

4.Участие в районном семинаре  «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ»;

Анализ степени достижения поставленных образовательных

 Задач.

(Я знаю…., Я умею….)»

Приложение 2.

Анкета молодого воспитателя

(для администрации ДОУ)

  1. Ф. И. О.
  2. Дата рождения
  3. Сведения об образовании (название учреждения, год окончания, специальность, квалификация)
  4. Семейное положение


Приложение 3

Анкета молодого воспитателя

(для психолога ДОУ)

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?


Приложение 4

Памятка для молодых педагогов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
(разработана педагогами г. Ачинска)

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Следите за внешностью и поведением.
  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.
  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  • Приходить к детям с плохим настроением.
  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  • Оставлять детей одних.
  • Унижать ребенка.

Приложение 5

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога  ДОУ

______________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Прошу Вас заполнить диагностическую карту. Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:

3 балла – показатель присутствует в полной мере;

2 балла – показатель присутствует не в полной мере;

1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере;

0 баллов – показатель отсутствует.

Показатели

Баллы

1.Профес-сиональные  знания

1. Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним

2. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий

3. Знание особенностей содержания ООП ДО

4.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников

5. Знание основ преемственности между детским садом и школой

6. Знание частных методик развития детей

7. Знание содержания регионально образовательного компонента

8. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй

2.  Педагоги-ческие    умения

Обучающая функция:

1. Учитываю поло-ролевые различия детей

2. Использую в практической работе развивающие программы нового поколения

3.  Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений

4. Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы

5. Самостоятельно проектирую процесс обучения

6. Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира

7. Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование и др.)        

8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей

9. Владею способами оценки детской деятельности

10.Владею методикой поиска информации,  умею её интерпретировать

Воспитывающая и развивающая функция:

1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления

2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми

3. Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей

Организационно-педагогическая функция:

1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей

2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей        

Планово-прогностическая (планирующая) функция:

1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ        

2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы

3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей

4. Умею осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом  процессе

5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми

Коммуникативная функция:

1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями

2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям

Диагностическая функция:

1. Владею методами педагогической диагностики

2. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми

Исследовательская функция:

1.  Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей

2. Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты

3.  Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики

4.  Анализирую результаты своей деятельности

5. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики

Аналитическая функция:

1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей

2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности

3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности

Корректирующая функция:

1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики

2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка

3. Умею управлять поведением и активностью детей

Гностическая функция:

1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования

2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность

3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки

4. Умею предвидеть последствия своих действий

5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка

Итого баллов        

Уровень:

97-144 балла - уровень педагогической компетентности оптимальный

49-96 балла - достаточный

48-20 балла - критический

менее 19 баллов – недопустимый.

Приложение 7.

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер - плач, а заутре - радость.

Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:

"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.

для ответов типа " Б" – неустойчивая.

для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.


Приложение 8

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы с молодым специалистом

(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом
копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.


Приложение 9

Программа занятий психологического клуба «Молодой воспитатель»

рассчитана на 9 занятий в группе,  1 раз в месяц.

        Основным методом работы является психологические встречи имеющие девиз. Групповая психологическая встреча с молодыми педагогами представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

        Задачами встреч являются:

        - овладение определенными социально-психологическими знаниями;

        - развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

        - диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

        - изучение владением индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

        При проведении психологических встреч с педагогами используются следующие формы работы: мозговые штурмы, дискуссии, работа с изобразительными средствами, упражнения и игры на создание положительного образа «Я», ролевые игры, анализ типичных ситуаций, психогимнастика, психодрама.

        Каждая встреча состоит из трех основных частей:

        I. Вводная часть:

        - напоминание о правилах поведения и учет мнений об их изменении и дополнении;

        - психологическая разминка – этюды, включающие участников в активную работу над собой.

        Вводная часть включает в себя вопросы о состоянии участников и 1-2 разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему необходимо почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы откорректировать план встречи. В качестве разминки используются различные упражнения, которые позволяют участникам переключаться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения обычно группой не обсуждаются. На первом занятии вводная часть занимает больше времени, так как необходимо принять правила группы, мотивировать участников, рассказать о дальнейших встречах в клубе «Молодого воспитателя».

        II. Основная часть:

        - основные упражнения, занятия.

        Основная часть обычно посвящена дивизу занятия, включенной в определенный блок и проводится в соответствии с программой. Ведущему важно отслеживать групповую динамику и уделять внимание мотивации участников на занятие, проработке агрессии, внутренним конфликтам или недовольству ведущим. Тогда основная часть занятия модифицируется в соответствии с потребностями группы, и могут использоваться упражнения на развитие групповой динамики, соответствующие моменту. Выбор упражнения зависит от этапа развития группы и от того, что должно предположительно измениться: состояние группы как целого или состояние 2-3 участников.

        III. Завершение:

        - аутотренинг (релаксация);

        - рефлексия

        Мероприятия по завершению занятий имеют цель символического окончания встречи. Педагогам  необходимо дать возможность отреагировать накопившиеся эмоции, настроить на обычные дела. Важно так завершить занятие, чтобы участники не становились зависимыми от группы.

        Для проведения занятий необходимы аудио- и видеоаппаратура, канцтовары: ватман, ручки, бумага для рисования, маркеры, фломастеры, скотч, карандаши, акварельные и гуашевые краски, файловые папки, ножницы, цветная бумага, картон, кисточки, клей пластилин, строительный материал, приспособления для вышивания, продукты питания, бытовые приборы.

        Помещение для проведения встреч должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

Основные принципы занятий  клуба  «Начинающий воспитатель»

  1. Принцип добровольного участия, как в целом занятии, так и в отдельных заданиях и упражнениях.
  2. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
  3. Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

Перспективный план работы клуба «Начинающий воспитатель» МДОУ «Детский сад» №6 «Почемучка»

Цель:обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в самообразовании; помочь молодым педагогам адаптироваться к работе в ДОУ приняв его внутренние правила, традиции, условия.

Задачи: 1. Помочь педагогам наладить профессиональный контакт с опытными педагогами.

2. Помочь преодолеть стеснение при взаимодействии с родителями, детьми, коллегами.

3. Помочь приобрести уверенность при публичных выступлениях.

4. Вселить педагогический оптимизм в период профессиональной деятельности.

Сентябрь

1-я встреча

Девиз «Тебя здесь любят и ждут»

  1. «Снежный ком» - давайте познакомимся
  2. «Анкета молодого педагога»
  3. Ассоциативный рисунок «1-й день в ДОУ»

Цель: Помочь педагогам устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с коллегами.

Выявить уровень притязаний молодых педагогов к педагогической деятельности к ДОУ.

Способствовать созданию положительного эмоционального фона через ассоциативный рисунок.

Октябрь

2-я встреча

Девиз «Моё первое впечатление»

  1. Заполни таблицу. Какие геометрические фигуры ассоциируются с педагогами, администрацией, родителями.
  2. Продолжи предложение «за этот месяц мне удалось………»;

«В этом месяце я не знаю как….»

«Я боюсь представить себе, что…..»

«Если бы у меня была волшебная палочка…..»

  1. Используя музыкальные инструменты наиграть мелодию состояния «Я в работе»
  2. Психологическая игра

Цель: развивать творческие способности, фантазию.

Умение проводить фрагменты самоанализа

Раскрепостить педагогов через творческие задания.

Ноябрь

3-я встреча

Девиз «Я не воспитатель, я только учусь»

  1. Комплименты.
  2. Поделиться педагогическими случаями (опытом)
  3. Моя первая удача.
  4. Педагоги получают индивидуальные конверты «Комплимент психолога»

Цель: Научить педагогов публично выражать своё восприятие коллег.

Развивать литературный стиль речи.

Создать ситуацию успеха.

Способствовать повышению уверенности в себе.

Декабрь

4-я встреча

Девиз «Ура, Новый год!»

  1. Театральные этюды
  2. Чтение четверостишья с разными эмоциями.
  3. Публичное выступление на тему «вам интересно…….»
  4. Составление педагогического кредо о педагогической деятельности.

Цель: развивать выразительность образов и голосового интонирования.

Развитие кругозора, освоение правил публичного выступления

Умение выделить главное из общего.

Январь

5-я встреча

Девиз «Вот и каникулы!!!»

  1. Творческое задание «Создай своими руками чудо».
  2. Групповое задание «Создаём гимн молодого педагога».
  3. Мини тесты на определение ценностных ориентаций.
  4. Используя палочки Кьюзинейра – составить уровень своей компетенции.

Цель: Развивать творческие возможности.

Совершенствовать коллективные умения.

Выявить нравственные эталоны у молодых педагогов.

Развивать адекватную самооценку у педагогов.

Февраль

6-я встреча

Девиз «Берегите мужчин!»

  1. Создай образ идеального мужчины.
  2. В детском саду «Усатый нянь» - дать характеристику своим эмоциям на это событие.
  3. Мешают или помогают нам мужчины в работе?? (Беседа).
  4. Что в костюме мужчины должно быть, говорящее о его хорошем отношении к детям?

Цель: совершенствовать способность рассуждать, аналитически сравнивать, аргументировано отстаивать свое мнение.

Март

7-я встреча

Девиз «Ищите женщину»

  1. (На протяжении всей встречи) Иголка с ниткой – вышивание.

Какой подарок вы достойны, получить от родителей, коллег, детей – на сегодняшний день?

  1. Пожелания друг другу.
  2. Результат вышивания – рефлексия (обратная связь).

Цель: учить молодых педагогов владеть собой, сохранять выдержку.

Способствовать сплочению.

Апрель

8-я встреча

Девиз «Цветные сны»

  1. Рецепт педагогической кухни.
  2. Женские секреты «Я и мои коллеги».
  3. Составление проекта будущего дня «Архитектурная композиция» используя строительный материал.
  4. «Веер настроения» (используя цветные листы)

Цель: Закрепить способность к самоанализу и составлению конструктивной критики на профессиональную деятельность коллег.

Развивать конструктивные способности.

Закрепление положительных эмоций.

Май

9-я встреча

Девиз «Скоро отпуск»

  1. «Цветочная икебана» - что жду от отпуска через цветы.
  2. Что дал мне этот год в клубе «Начинающего воспитателя».
  3. Копилка предложений.
  4. Создание коктейля из овощей и фруктов – название, пожелание, подарить кому хочешь.
  5. Посвящение в педагоги детского сада «Почемучка»

Цель: Совершенствовать эстетические качества педагогов.

Подведение итогов работы клуба «Молодого воспитателя»

Привлечь к традициям учреждения.


Приложение 10.

Примерное планирование индивидуальной работы с молодым педагогом

Молодой педагог (Ф. И.О.)__________________________________________

Должность_________________________________________________________

Педагог – наставник (Ф. И.О.)________________________________________

Посещение занятий и режимных моментов

Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать

План мероприятий, Необходимых для Решения выявленных проблем

Тема для самообразования

1

2

3

4

Сентябрь

Знакомство с начинающим педагогом, информирование его о плане работы группы наставников на текущий год. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться ).Консультация по планированию воспитательно-образовательного процесса.

Октябрь

1Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т. д.)

-Умение распределять деятельность детей ;

-Умения выявлять интересы и склонность детей;

-знание разных видов игр для детей данного возраста;

-умение правильно подбирать комплексы упражнений;

-умение грамотно использовать приемы объяснения и показа

Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы»

Консультация

«Организация утренней гимнастики в группе»

Изучить

необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности детей; подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста

2.Посещение утренней гимнастики

-Умение правильно подбирать комплексы упражнений;

-умение грамотно использовать приемы объяснения и показа;

-умение правильно подбирать комплексы

Консультация «организация утренней гимнастике в средней группе»

Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ

-подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики

Ноябрь

Посещение занятий по развитию речи

-умение грамотно подготовить занятие;

-Умение сопоставить задачи и содержание занятия

Консультация «подготовка и проведение занятий по развитию речи

Изучить методическую литературу по развитию речи детей средней группы

Посещение занятий по математике

Мастер –класс

Консультация «Подготовка и проведение занятий по математике» Мастер – класс

Изучить методическую литературу по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Декабрь

1Анализ организации деятельности во второй половине дня(подъем детей, корригирующая гимнастика, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельной деятельности детей, общение с детьми и родителями и т. д.)

Умение грамотно организовывать деятельность детей;

- умение управлять самостоятельной деятельностью детей; - организация индивидуальной работы с детьми

Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми группы во второй половине дня»

Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей

2.Повторное посещение утреннего приема детей и утренней гимнастики

Январь

Посещение занятий по изодеятельности (рисование, конструирование)

-Умение грамотно подготовить занятие; - умение сопоставлять задачи и содержание занятия;

-умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение подвести итог занятия

Консультация «Подготовка и проведение занятий по рисованию»

Мастер - класс.

Консультация «Подготовка и проведение занятий по конструирование». Мастер – класс

Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей дошкольного возраста, особенности организации изобразительной деятельности

Февраль

Посещение занятий по изодеятельности (лепка, аппликация)

Умение грамотно подготовить

занятие; - умение сопоставлять задачи и содержание занятия;

-умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение подвести итог занятия

Консультация «Подготовка и проведение занятий по лепке» Мастер-класс. Консультация «Подготовка и проведение занятий по аппликации» Мастер – класс

Изучить методические рекомендации по руководству изобразительной деятельностью и развитию изобразительных навыков детей средней группы

Март

Посещение занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

 (экология, ОБЖ)

-Умение грамотно подготовить занятие - умение сопоставлять задачи и содержание занятия; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач - умение подвести итог занятия

Консультация «Подготовка и проведение занятий по экологии» Мастер-класс. Консультация «Подготовка и проведение занятий по ОБЖ» Мастер – класс

Изучить методические рекомендации по организации занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

                                                           Апрель

Посещение занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (социально - эмоциональное развитие, гражданское - патриотическое воспитание)

-Умение грамотно подготовить занятие - умение сопоставлять задачи и содержание занятия; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач - умение подвести итог занятия

Консультация «Подготовка и проведение занятий по социально –эмоциональному развитию детей» Мастер-класс. Консультация «Подготовка и проведение занятий по гражданско-патриотическому воспитанию детей» Мастер –класс

Изучить программу Р. Б. Стеркиной, О. Л.Князевой «Я, ты, мы» и технологию Е. Гончаровой «Экология для малышей»

Май

Повторное посещение занятий

Умение применять полученные умения и навыки

Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год

Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год

Приложение 11

Отчет об итогах наставничества

Молодой специалист (Ф. И.О.)________________________________________

Образование_______________________________________________________

Профессия (должность)______________________________________________________

Периоды наставничества с «_____» ____________________20__г.

по «_____»____________________20__г.

Основание: Приказ от «____» _____________20__г. №____

Заключение о результатах работы по наставничеству

Показатель

Краткая характеристика

Знания по профилю работы

Навыки по профилю работы

Объем выполняемых трудовых обязанностей

Результаты работы

Отношение к работе

Работоспособность

Инициативность

Дисциплинированность

Взаимоотношение с коллегами

Выполнение требований и стандартов профессиональной подготовке

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наставник (должность, подпись, Ф. И.О.)

_________________________________________________

«_____»_____________20____г.

С отчетом об итогах наставничества ознакомлен: _________________(подпись молодого специалиста)

                                                                                                           Приложение 12

Анализ деятельности молодого педагога и педагога-наставника

Показатели

Какие навыки и умения совершенствовались в течение года?

Умение методически грамотно и содержательно организовать –образовательную работу с детьми в вечерние часы. Умение методически грамотно проводить подготовку и организацию разных видов занятий.

Умение грамотно т своевременно использовать разнообразные методы и приемы в работе с детьми

Результаты совершенствования

Изучены необходимые методические рекомендации

Повысился уровень организации воспитательно - образовательной работы в утренние и вечерние часы

Повысился уровень подготовки и организации занятии

Выявленные проблемы

Недостаточно использует в работе сюжетно-ролевые игры, театрализованную и досуговую деятельность.

Опыт работы с родителями ограничен. Недостаточен объем знаний о развивающей среде, ее содержании и значении

Задачи на следующий учебный год

Повысить уровень владения методикой сюжетно-ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности.

Познакомить с разными формами работы с родителями.

Совершенствовать уровень знаний о развивающей среде ДОУ и ее содержании. Продолжать в течение года посещение занятий

Приложение 13.

Тест для определения психолого-педагогической  компетенции

воспитателя ДОУ

I. Репродуктивный уровень.

1. Кто из отечественных психологов разработал учение о «зоне ближайшего развития» и «зоне актуального развития» ребенка дошкольного возраста:

А) Гальперин П.Я.     Б) Эльконин Д.Б.   В) Выготский Л.С.

2. Соотнесите стадию развития ребенка с типом ведущей деятельности:

А) Младенец                                                          

Б) Ребенок раннего возраста                                

В) Ребенок дошкольного возраста

Г) Ребенок младшего школьного возраста

а) орудийно-предметная деятельность

б) эмоционально-непосредственное общение

в) учебная деятельность

г) игра

 3. Соотнесите ведущую деятельность и тип складывающихся в ней взаимоотношений взрослого и ребенка:

А) Эмоционально-непосредственное общение

Б) Предметная деятельность

В) Игровая деятельность

а) симбиоз, эмоциональнаясинтония

б) кооперация и конкуренция

в) руководство и подчинение

4. Установите соответствие, классифицировав методы психологических исследований:

А) Основные методы

Б) Частные (вспомогательные)

а) анализ продуктов детского творчества

б) беседа

в) эксперимент

г) наблюдение

д) анкетирование

II. Продуктивный уровень.

1. Дайте определение понятий

А) Социальная ситуация развития – это …

Б) Общение – это …

В) Межличностные отношения – это …

Г) Зона актуального развития – это …

Д) Зона ближайшего развития  - это …

2. Восстановите текст:

Ведущая деятельность – деятельность, которая в главном и основном определяет… развитие ребенка в … период. В период младенчества ведущей деятельностью является …, в раннем детстве - …, в дошкольном детстве - ….

В.д. определяет возникновение и формирование основных … человека на каждой ступени его развития.

3. Соотнесите показатели развития форм общения с показателями основных параметров общения:

А) Ситуативно-личностная

Б) Ситуативно-деловая

В) Внеситуативно-познавательная

Г) Внеситуативно-личностная

а) Речь

б) экспрессивно-мимические реакции

в) предметно-действенные операции

г) речевые операции

д) совместная деятельность

е) удовлетворение первичных потребностей

ж) совместная и самостоятельная деятельность ребенка

з) самостоятельная деятельность ребенка

4. Восстановите логическую последовательность этапов становления игры. Соотнесите с возрастом детей (с помощью стрелок)

Возраст детей

Этапы становления игры

От рождения до 1 года

Отобразительная игра

От 1 до 2 лет

Сюжетно-ролевая игра

От 2 до 3 лет

Ознакомительная игра

От 3 до 4 лет

Режиссерская игра

От 4 до 5 лет  

Сюжетно-отобразительная

От 5 до 6 лет

Собственно ролевая игра

III. Конструктивный уровень.

1. Дайте обоснованную оценку действиям воспитателя.

Когда дети впервые приходят в детский сад, педагог пытается привлечь их внимание, показать, что есть интересного в саду. При этом он показывает сразу все игрушки, доказывает, что они лучше, чем у ребенка дома, и, кроме того, в них здесь играть интереснее, потому, что в детском саду много других ребят.

2. Дайте обоснованную оценку действиям воспитателя.

Пятилетний ребенок заплакал из-за того, что ему запретили бить в барабан, потому, что он мешал другим. «Тебе хочется плакать? – говорит воспитатель. – Иди-ка, милый, в раздевалку, закройся там и плачь. Ладно?» Ребенок направился в раздевалку, но, не дойдя до нее, перестал плакать и повернул обратно.

3. Дайте обоснованную оценку действиям воспитателя.

Педагог разделяет детей на несколько подгрупп и предлагает составит рассказ по одной картине от лица различных героев, изображенных на ней. Затем рассказы сравниваются. Детей подводят к выводу, что воспринимать одну и ту же ситуацию и действовать в ней можно по-разному.

VI.  Творческий уровень.

1. Обоснуйте ваши предложения, связанные с различными вариантами решения предложенной психолого-педагогической проблемы.

Нина (3 года 3 месяца) пятый день в детском саду. Войдя в группу, девочка облюбовала себе куклу, села на ковер, нежно взяла ее на руки. Смотрит кукле в глаза, мило улыбается, с трудом натягивает на ножки куклы тапочки, приглаживает косички. В это время подходит Зина, начинает отбирать игрушку. Нина возмущается:

- Я сама хочу! Я ее еще не одела!

Зина вырывает куклу. Вмешивается воспитатель:

- Отдай Ниночка куклу! Ведь ты ее уже подержала!

Нина – послушная девочка, поэтому кивает и молча отходит. Воспитательница довольна и по этому поводу записывает в дневнике, что дети научились уступать друг другу. В это время Нина, улучив момент, когда взрослого нет рядом, громко

- Какая ты плохая, противная! – и демонстративно отворачивается от нее. Потом подходит к воспитателю и спрашивает:

- А когда моя мама придет?

2.Обоснуйте ваши предложения, связанные с различными вариантами решения предложенной психолого-педагогической проблемы.

В средней группе, куда привели Сашу, был достаточно организованный, дружный детский коллектив, с хорошей традицией: справедливо распределять роли в игре, следить, чтобы всем по очереди доставались главные.

С первых дней пребывания в группе Саша проявил активность, богатую фантазию, инициативу. Он любил мастерить игрушки, строить, проявлял большой интерес к коллективным играм, при этом у него проявлялось выраженное стремление быть смелым, сильным.

Вместе с тем он мог ударить не подчинившегося в игре товарища, грубо подавить инициативу сразу нескольких ребят. Были случаи, когда он выполнял в игре не одну роль, а несколько: он и капитан корабля, и радист (ему эта роль особенно нравилась). Роли в игре он всегда стремился распределять сам, приводя такие аргументы: «Я так хочу!», «Они ничего без меня не умеют!»

3. Обоснуйте ваши предложения, связанные с различными вариантами решения предложенной психолого-педагогической проблемы.

Придя из детского сада, Вадик (6 лет) сказал: «Мама, нам дали задание сочинить сказку про любое дерево, снежинку или тучку».

Перед сном, уже в постели, мальчик придумал сказку: «Жила-была тучка.  В ней было много капелек, но одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. По пути на землю тяжелая капелька превратилась в легкую, красивую снежинку.  Она кружилась, кружилась в воздухе, не зная, куда сесть. Увидела собачку, которая сидела на дорожке. Та вскочила и побежала, а снежинка снова поднялась вверх. Потом снежинка села на рукавичку мальчика. Он долго любовался нежными, красивыми иголочками, а потом дунул – и снежинка снова превратилась в капельку». Довольный собой, Вадике быстро уснул. Вечером следующего дня мама спросила: «Ну как, понравилась Ольге Сергеевне твоя сказка?» Понурив голову, сын ответил: «Она сказала, что это не сказка: так и в жизни бывает. Кругомворот называется».

Ключ к  тесту по определению психолого-педагогической  компетенции воспитателя ДОУ

При обработке результатов тестирования за каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

I. Репродуктивный уровень.

1. Выготский Л.С.

2. Соотношение стадий развития ребенка с типом ведущей деятельности

А – б; Б – а; В – г; Г- в.

3. Соотношение типа ведущей деятельности с типом скрадывающихся в ней взаимоотношений взрослого и ребенка.

А – а; Б – в;В - б.

4. Классификация методов психологических исследований

А - б, в, г, д;  Б - а.

II. Продуктивный уровень.

1. Определения понятий.

А) Социальная ситуация развития - это система социальных условий, определяющих          психологическое развитие человека.

Б) Общение - это основное условие развитие ребенка важнейший фактор формирования личности один из главных видов деятельности человека  устремленное на познание и оценку само себя посредством других людей.

В) Межличностные отношения - это взаимодействие двух и более людей, состоящее из обмена информации рационального или эмоционального характера.

Г) Зона актуального развитияребенка -   характеризует успехи и итоги развития ребенка на сегодняшний день.

Д) Зона ближайшего развития ребенка – это возможности в психическом развитии ребенка,  которые открываются у него при оказании ему минимальной помощи со стороны взрослого.

2.  Ведущая деятельность – деятельность, которая в главном и в основном определяет психическое развитие ребенка в данный период и ведущая развитие за собой. В период младенчества ведущей деятельностью является – эмоционально-непосредственное общение; в раннем детстве – предметная деятельность; в дошкольном детстве – игра. В.д. определяет возникновение и  формирование основных новообразований человека на каждой ступени его развития.

3. Соотношение показателей развития форм общения с показателями основных параметров общения:

А) Ситуативно-личностная -2-4 (б, г, е)

Б) Ситуативно-деловая – 0,6-2  (в)

В) Внеситуативно-познавательная – 3-5 (а, ж)

Г) Внеситуативно-личностная 6-7 (з)

4. Этапы становления игры.

От рождения до года – ознакомительная игра

От года до двух лет – отобразительная игра

От двух до трех лет – сюжетно-отобразительная игра

От трех до четырех  лет - сюжетно-ролевая игра

От четырех до пяти лет – собственно ролевая игра

От пяти до шести лет – режиссерская игра

Обработка результатов.

За каждое соответствие с ключом присваивается 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов за два  уровня соответствует 28 баллам.

Уровень

Кол-во баллов

Низкий уровень

1-9

Средний уровень

10-24

Высокий уровень

25-28

III. Конструктивный уровень и  IY.  творческий уровень обрабатываются на основе правильности выводов педагогов соответствии с правильностью выхода из этих ситуаций.По каждому уровню делается вывод о психолого-педагогической компетенции воспитателя.

Приложение 16.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА

1. Вы неусидчивы, суетливы

Да

Нет

2. Невыдержанны, вспыльчивы

Да

Нет

3. Нетерпеливы

Да

Нет

4. Резки, прямолинейны в обращении с людьми

Да

Нет

5. Решительны и инициативны

Да

Нет

6. Упрямы

Да

Нет

7. Находчивы в споре

Да

Нет

8. Работаете рывками

Да

Нет

9. Злопамятны и обидчивы

Да

Нет

10. Обладаете быстрой, страстной, сбивчивой речью

Да

Нет

11. Неуравновешенны, склонны к горячности

Да

Нет

12. Агрессивны

Да

Нет

13. Склонны к риску

Да

Нет

14. Нетерпимы к недостаткам

Да

Нет

15. Обладаете выразительной мимикой

Да

Нет

16. Способны быстро действовать и решать

Да

Нет

17. Неустанно стремитесь к новому

Да

Нет

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями

Да

Нет

19. Настойчивы в достижении поставленной цели

Да

Нет

20. Склонны к резким сменам настроения

Да

Нет

21. Вы веселы и жизнерадостны

Да

Нет

22. Энергичны и деловиты

Да

Нет

23. Часто не доводите дело до конца

Да

Нет

24. Склонны переоценивать себя

Да

Нет

25. Способны быстро схватывать новое

Да

Нет

26. Неустойчивы в интересах и склонностях

Да

Нет

27. Легко переживаете неудачи и неприятности

Да

Нет

28. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

Да

Нет

29. С увлечением беретесь за дело

Да

Нет

30. Быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать

Да

Нет

31. Быстро включаетесь в новую работу, быстро переключаетесь с одной работы на другую

Да

Нет

32. Тяготитесь однообразием будничной работы

Да

Нет

33. Общительны, отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми

Да

Нет

34. Сохраняете самообладание в неожиданно сложной обстановке

Да

Нет

35. Выносливы и трудоспособны

Да

Нет

36. Обладаете живой, громкой речью, с живыми жестами и мимикой

Да

Нет

37. Обладаете всегда бодрым настроением

Да

Нет

38. Быстро засыпаете и просыпаетесь

Да

Нет

39. Часто не собранны, поспешны в решениях

Да

Нет

40. Склонны иногда скользить по поверхности в делах, отвлекаться

Да

Нет

41. Вы спокойны и хладнокровны

Да

Нет

42. Последовательны и обстоятельны в делах

Да

Нет

43. Оcторожны и рассудительны

Да

Нет

44. Умеете ждать

Да

Нет

45. Молчаливы и не любите попусту болтать

Да

Нет

46. Обладаете спокойной равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики

Да

Нет

47. Сдержанны и терпеливы

Да

Нет

48. Доводите начатое дело до конца

Да

Нет

49. Не растрачиваете попусту сил

Да

Нет

50. Строго придерживаетесь распорядка в жизни, системы в работе

Да

Нет

51. Легко сдерживаете порывы

Да

Нет

52. Мало восприимчивы к одобрению или порицанию

Да

Нет

53. Незлобны, проявляете снисходительность

Да

Нет

54. Постоянны в своих интересах и отношениях

Да

Нет

55. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое

Да

Нет

56. Ровны в отношениях с людьми

Да

Нет

57. Любите аккуратность и порядок во всем

Да

Нет

58. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

Да

Нет

59. Инертны, малоподвижны, вялы

Да

Нет

60. Обладаете выдержкой

Да

Нет

61. Вы стеснительны и застенчивы

Да

Нет

62. Теряетесь в новой обстановке

Да

Нет

63. Затрудняетесь устанавливать контакт с незнакомыми

Да

Нет

64. Не верите в свои силы

Да

Нет

65. Легко переносите одиночество

Да

Нет

66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудаче

Да

Нет

67. Склонны уходить в себя

Да

Нет

68. Быстро утомляетесь

Да

Нет

69. Обладаете слабой, тихой речью, иногда сниженной до шепота

Да

Нет

70. Невольно приспосабливаетесь к характеру человека

Да

Нет

71. Чрезвычайно восприимчивы к порицанию и одобрению

Да

Нет

72. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим

Да

Нет

73. Склонны к подозрительности

Да

Нет

74. Склонны к мечтательности

Да

Нет

75. Болезненно-чувствительны и легко ранимы

Да

Нет

76. Впечатлительны до въедливости

Да

Нет

77. Чрезмерно обидчивы

Да

Нет

78. Скрытны и необщительны

Да

Нет

79. Мало активны и робки

Да

Нет

80. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих

Да

Нет

Холерик.
Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Сангвиник.
Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Флегматик.
Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик.
У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск Новоорского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ДОО (Методические материалы) в рамках городского фестиваля методических практик и разработок «Педагогические открытия» 2019 г.

Методическая практика работы с педагогами в ДОООрганизационно-методическая организация работы педагогов ДОО, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, педагогическим опы...

«Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».

Семинар – практикумТема: «Совместные проекты, как форма педагогического взаимодействия детского сада и семьи».Подготовил: старший воспитатель МДОУ Детский сад №8 «Светлячок&raq...

Методическая разработка «Содержание и формы педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста».

Методическая разработка позволит эффективно повысить заинтерисованность родителей в образовательном процессе детского сада...

Методическая разработка по теме: «Педагогический совет как форма управления дошкольным образовательным учреждением»

В статье освещены основные требования к организации и проведению педагогических советов в ДОУ, обозначены основные подходы к проведению  творческого, эффективного педагогического совета с учетом ...

Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!...

методические рекомендации «Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей»

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не уме...