Проект: «Зимняя сказка для детей» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Анисимова Гульнара Мобудовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Красивые и удобные участки – гордость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и игровую деятельность, наблюдения за природой, планируются заранее.  «Зима — волшебница» - так называют это время года наши дети. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. 

    В МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №82"сохраняется многолетняя добрая традиция превращать территорию детского сада в снежную сказку,  которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега. В зимнее время года на фоне белого снега, особенно ярко выделяются наши  снежные постройки. Так как мы в своей работе используем нетрадиционный прием декорирования – цветными салфетками  ( экологично, ярко, не пачкает руки и одежду).   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому без привлечения родительской общественности не обойтись. И благодаря совместным усилиям педагогов, воспитанников и их родителей снежные постройки обязательно появляются на игровых площадках нашего детского сада.

 «Красота – это то, что создаёт человек»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста - это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию.                                                                                             

Мы водим своих воспитанников тысячу раз к истокам красоты - за годы воспитания в детском саду. Дети учатся видеть, любоваться, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его. Красота - один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь.(слайд 2-3)

        Для создания благоприятных условий воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке в зимнее время творческой группой был разработан проект  «Зимняя сказка для детей».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад компенсирующего вида № 82» г. Саратова

Проект: «Зимняя сказка для детей» в старшей группе

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 82» г. Саратова

Подготовила и провела:

воспитатель Анисимова Г.М.

Саратов, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Пребывание на свежем воздухе в любое время года имеет огромное значение для развития ребёнка и закаливания его организма, укрепления органов дыхания, совершенствования кровообращения, повышения аппетита. Дети, приученные к прогулке в любую погоду и к колебаниям температуры воздуха, реже простужаются, отличаются устойчивостью нервной системы.

     Красивые и удобные участки – гордость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и игровую деятельность, наблюдения за природой, планируются заранее.  «Зима — волшебница» - так называют это время года наши дети. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе.                                                           В МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №82"сохраняется многолетняя добрая традиция превращать территорию детского сада в снежную сказку,  которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега. В зимнее время года на фоне белого снега, особенно ярко выделяются наши  снежные постройки. Так как мы в своей работе используем нетрадиционный прием декорирования – цветными салфетками  ( экологично, ярко, не пачкает руки и одежду).                                                                                                                                 Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому без привлечения родительской общественности не обойтись. И благодаря совместным усилиям педагогов, воспитанников и их родителей снежные постройки обязательно появляются на игровых площадках нашего детского сада.

 «Красота – это то, что создаёт человек»                                                                 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста - это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию.                                                                                              Мы водим своих воспитанников тысячу раз к истокам красоты - за годы воспитания в детском саду. Дети учатся видеть, любоваться, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его. Красота - один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь.(слайд 2-3) 

        Для создания благоприятных условий воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке в зимнее время творческой группой был разработан проект  «Зимняя сказка для детей». 

Паспорт педагогического проекта

Подготовительный этап

Наименование проекта

«Зимняя сказка для детей»

Адресация проекта  

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 82» г. Саратова

Участники проекта  

Воспитанники старшей  группы, родители (законные представители), воспитатели группы,  музыкальный руководитель.

Цель проекта  

Создание совместно с родителями развивающей среды на участке детского сада для активной деятельности детей зимой.

 Задачи проекта

-Спроектировать и создать развивающую среду для всестороннего развития детей в зимнее время на прогулке;

- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).

- Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.(слайд4)

Сроки реализации  

Январь – февраль 2021-2022 уч. г.

Вид проекта  

Познавательно-исследовательский, творческий, групповой, среднесрочный.

Особенности проекта

Во всестороннем развитии ребенка важное место (наряду с эстетическим воспитанием, воспитанием красотой) занимает физическое воспитание. Длительное пребывание на свежем воздухе в любое время года чрезвычайно полезно и необходимо для укрепления здоровья дошкольников. Создание снежных построек обогащает зимнюю прогулку, помогает воспитателю рационально организовать время пребывания детей на свежем воздухе, создать условия для развития их самостоятельной игровой, художественно – творческой и познавательной деятельности, двигательной активности.

Предполагаемые продукты проекта

- Постройка горки, вигвама, создание снежных построек по теме сказок на участке.

- Участие в региональном  конкурсе снежных построек.

- Расширение игрового пространства на игровой площадке группы

- Создание презентации «Зимняя сказка для детей!»

- Активация творческого мышления дошкольников в процессе обсуждения темы создания снежных построек    

- Выставка поделок детей совместно с родителями на темы: «Ёлочка желаний», «Символ года ».

- Творческие выставки: «Дворцы снежной королевы», «Парад снеговиков», «Зимняя сказка».

Основной этап

1.Постановка проблемы

Привлечение внимания родителей к проблеме создания  условий для  физкультурно-оздоровительной работы с детьми в зимний период. Создание красивой, яркой, эстетически привлекательной для детей  игровой среды - сказочного снежного городка.

2.Определение цели деятельности

Цель, поставленная перед воспитателями (авторами проекта):  координация действий участников проекта, подборка иллюстраций для изготовления снежных построек, определение тематики построек, способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

Цель, поставленная перед детьми: привлечение родителей для участия в субботнике по снежным  постройкам, составить примерные схемы для построек, расширение представлений об эстетическом оформлении  участка, развитие воображения,  интеллектуальных  и физических способностей.

Цель, поставленная перед  родителями: 

активное участие  в акции «Одолей сугроб!» (на субботнике), расширение разнообразия знаний и умений, совместных действий с детьми и родителями, способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей.

3.Подготовительный

Цель данного этапа: совместная разработка и обсуждение воспитателями, родителями и воспитанниками детского сада плана зимних построек на участке ДОУ.

4.Конкретный замысел

Цель данного этапа: совместное оформление  воспитателями, родителями и детьми участка детского сада( слайд 5)

5.Работа по реализации проекта

Цель: выполнение поставленных задач по созданию развивающей среды на участке детского сада совместно с родителями и детьми. Реализация этого этапа осуществлялась в различных видах деятельности:(слайд 6)

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

1.Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением снежных и ледяных городков; 2.Рассматривание и обсуждение схемы будущего участка;

3. Сбор снега на участке для будущих построек;(слайд 7 )

4.Чтение художественной литературы:

Чтение сказок «Чудесная курица», « Сказка про матрёшек», «Мы,  эколята  дошколята-защитники природы!», (слайд 8)  «Айога»

5.Подвижные игры:

«Два Мороза», «Санный поезд», «Хоккей», «Прокати снежный ком» (слайд 14)  

Игровые упражнения: «Попади в цель», «Кто дальше бросит?» и другие.(слайд 8)

6.Заучивание стихов:                        С. Есенин «Береза»;

И. Токмакова «Тихо ель качается».

7.Беседы: «Наши снежные друзья- о назначении построек,«Пришла волшебница зима», «Как звери к зиме готовятся», «Пернатые друзья».

8.Рисование: 

«Иней покрыл деревья», «Зимний пейзаж», «Зима в лесу», «Зима красавица, как ты мне нравишься!» (слайд 15)  

9.Аппликация:

«Снеговик», «Дворец Снежной королевы» (слайд 15)  

10.Лепка:

«Как мы играем зимой», «Дед Мороз».

11.Опытно-экспериментальная деятельность:

«Вода и её свойства», «Весёлый снеговик», «Эксперименты со снегом и льдом»-замораживание разноцветной воды для оформления ледяной горки;

12.Представление окружающим продукта своей деятельности. Экскурсия на участок. Презентация снежного городка.(слайд 11)  

1. Беседа с родителями о пользе игр на свежем воздухе.

2. Консультация родителей по поводу снежных построек, ответы на вопросы и обсуждение предложений.

3.Участие в конкурсах Новогодних поделок «Символ года», «Ёлочка желаний».

4. Стендовые консультации «Зимние травмы и меры предосторожности», «Новый год для детей: как устроить праздник».

5.Участие в акциях «Одолей сугроб!», «Кормушки для пернатых», «Построй горку!». (слайд 12)  

6. Участие в создании игровой развивающей среды «Сказочные снежные фигуры».

(слайды 9.10)

1. Консультация на тему: «Зимние игры и забавы», «О пользе прогулок с детьми», «Безопасность во время зимних прогулок», «Безопасность детей в новогодние каникулы».

2.Участие в создании костюмов и декораций к Новогоднему утреннику. Участие в новогодней постановке «Золушка» (Снегурочка, Дед Мороз).

3.Участие в украшении группы к Новому году.

4. Картотека зимних подвижных игр.

5. Физминутки и пальчиковые игры - «Зимние забавы», «Снеговик», «Мы слепили снежный ком, «Мы кормушку смастерили» и др.

6. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зимний лес»

7. Пословицы, поговорки и приметы зимы. Загадки о зиме.

8. Развлечение: «Зимние игры и забавы».

9. Участие в создании игровой развивающей среды «Сказочные снежные фигуры».

Буклет "Мастер-класс фигуры из снега своими руками"

10. Беседы с детьми  по ОБЖ:

«Осторожно, гололед!», «Внимание! Горка! »

Заключительный этап: 

Презентация проекта. 

(Анализ результатов проектной деятельности, соотнесение результатов проектной деятельности с поставленными задачами и целями, оформление результатов проектной деятельности с целью дальнейшего использования.)

   Сказочный уголок для детей стал любимым местом увлекательного, полезного и приятного времяпрепровождения. Это ли не самое главное, чего удалось добиться  вместе - желания у детей играть, двигаться и веселиться.

   В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети оздоровились, научились понимать красоту окружающего пространства, красоту природы, высказанную словами (стихи, а также с помощью кисти художника). Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам.

Источники:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие творческого мышления через сказку. - М., 2015.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.

http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/ 

https://paidagogos.com/esteticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html   

https://nsknews.info/materials/kak-sdelat-snezhnuyu-skulpturu-svoimi-rukami/ 

https://www.maam.ru/detskijsad/ 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/21/metodicheskie-rekomendatsii-po-blagoustroystvu-zimnih-uchastkov-dou 

http://detstvogid.ru/skazochnyj-snezhnyj-gorodok/.html

http://yola.edu12.ru/index.php?e=page&c=news&id=2574  

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Рекомендации при постройке снежных фигур:

Постройки  должны быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей соответствовать интересам детей.

При строительстве снежных построек необходимо использовать  разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, деревянные короба. Преимущество последних заключается в том, что они изготавливаются необходимых размеров и легко заполняются снегом до требуемого уровня. Снег в них слеживается значительно прочнее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. При вырезании фигур не приходится удалять большое количество снега, как при постройках из сугробов (снежных куч).

Короба желательно устанавливать за месяц-полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. В зависимости от обильности снегопада их можно заполнить и за один-два дня, но в любом случае требуется не менее двух недель, чтобы снег хорошо слежался.

Когда снег достаточно слежится, приступают к созданию образа. Проверить «готовность» снега в коробах можно, проткнув его заостренной палкой: если она легко, без усилий входит в снег, значит, заготовка еще не пригодна для работы над фигурой. Вырезать крупные детали, например туловище медведя или шляпку гриба, можно штыковой лопатой, а небольшие элементы (фары, украшения, черты лица) — более мелкими орудиями — детскими лопатками, строительными металлическими шпателями и другими приспособлениями. Выпуклые части можно изготовить из «снежного теста» способом налепа. Оно также используется для выравнивания поверхности, отделки фигуры и придания прочности.

Технология приготовления «снежного теста» проста: в ведро с холодной водой накладывается снег, через несколько секунд оно готово. Успех зависит от слаженности работы всех членов «строительной бригады».

   Одной из распространенных технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных  конструкций, например металлических дуг — в тоннель.(В нашем случае был построен  "Вигвам")

   Украшать снежные постройки можно различными способами: с использованием тканевой, салфеточной аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Наиболее привлекательными для детей являются окрашенные в яркие цвета постройки, но основная проблема с ними весной, когда в период таяния снега дети пачкают одежду, поэтому мы выбрали для декорирования цветные салфетки.

   Технология украшения салфеточной  аппликацией такова: заготовку прикладывают к постройке и смачивают водой из пульверизатора. Затем,после замерзании, поверх тонким слоем, выходя за периметр детали, наносят еще слой воды. Получается очень выразительно, и одежда не пачкается.

  При оборудовании физкультурной площадки предусмотрена возможность проведения командных соревнований. Снежные фигуры, помогут закрепить двигательные умения ребят: равновесие и координацию (ледовая дорожка), ползанье, лазанье (слон), меткость, ловкость (гора), бег и координация (лабиринт, спираль), прыганье (полоса препятствий).

     К оформлению участка широко привлекаются родители (они подносят воду, снег, помогают расчищать участок, формировать фигуры и пр.). Совместная трудовая деятельность детей и родителей благотворно влияет на формирование жизненных ценностей воспитанников: уважение к работе старших, желание самостоятельно выполнять несложные обязанности. На участке обязательно оставляется достаточно свободного пространства для проведения подвижных игр и самостоятельных игр для детей.

2.Рецепт приготовления цветных льдинок:

 Замораживаем цветную воду в различных формочках и украшаем участок.

Все оформление участка создает праздничное настроение, радует глаз ребёнка, создаёт у него эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, способствует физическому развитию детей дошкольного возраста.

И даже снег в руках умелых тает,

Снежиночки красивые повсюду здесь летают.

На клумбочках из снега – ледовые цветы,

И дети здесь проходят уроки красоты.

Мы всё это придумали своими головами,

И в жизнь всё воплотили своими же руками.

И детям интересно, и главное чудесно,

У нас всё получилось, когда это случилось.

Мы все трудились вместе,

И взрослые и дети.

Проект наш получился

Чудесней всех на свете.

3.Буклет "Мастер-класс фигуры из снега своими руками"

C:\Users\Lenovo\Desktop\ce1267a6a3f257b9857fae99d2c9e026-1.jpgC:\Users\Lenovo\Desktop\ce1267a6a3f257b9857fae99d2c9e026-0.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое интегрированное музыкальное занятие в рамках проекта "Зимние забавы" для детей подготовительной логопедической группы.

Интегрированное итоговое музыкальное занятие "Зима" проводилось в январе 2014г. основная цель: обогащение знаний детей об окружающем мире на музыкальных занятиях. Воспитание у детей положительного отн...

"Зимняя сказка" - Новогодний праздник в старшей группе

Сценарий праздничного утренника в старшей группе детского сада компенсирующего вида...

"Зимняя сказка!" Новогодняя композиция для старшей группы своими руками.

«Зимняя сказка!» Новогодняя композиция для старшей группы своими рукамиВ преддверии новогодних праздников Все стараются создать в группах детского сада особую атмосферу. Каждый воспитатель для своих р...

Познавательно – творческий Проект «Путешествие сказкам А. С. Пушкина» старшая группа

Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимняя сказка» (для детей средней группы)

Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к п...

Литературный проект "Любимые сказки К.И.Чуковского" старшая группа детского сада.

Литературный проект "Любимые сказки К.И.Чуковского " старшая группа....

Проект "Зимняя сказка" для детей младшей группы

Цель проекта: обгащение эмоциональной сферы и развитие речи детей через театральную деятельность. Итог: видеоролик сказки и оформление РППС группы....