«Формирование коммуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности» (режимные моменты, свободная деятельность)
материал

Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка детский сад № 3 «Петушок»

 городского округа Стрежевой»

___________________________________________________________________

Сообщение на тему:

«Формирование коммуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности» (режимные моменты, свободная деятельность)

                                        Из опыта работы

Подготовила: воспитатель

средней  группы №3

                                                                 «Солнышко» Саитова Л.Г.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста по ФГОС-это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные ,бытовые и творческие задачи»

Коммуникативная компетенция в дошкольном и любом другом возрасте относится к категории ключевых, т. е имеет особое значение в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять особое внимание.

Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения.

Коммуникативная компетентность развивается все время. Нет определенного периода, когда человека занимается ее развитием, а затем прекращает это делать. На протяжении всей своей жизни человек вступает в контакт с окружающими, в результате чего набирается опыта, знаний, навыков, перенимает чьи-то особенности и привычки. Несомненно, в начале своей жизни развитием коммуникации занимаются родители, воспитатели и учителя, а затем, сталкиваться с другими детьми начинает читать, смотреть различные   художественные передачи и фильмы, отчего его речь становится более разносторонней и разнообразной.

 Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении разных видов детской деятельности.

Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В нашей группе созданы все условия для полноценного и всестороннего развития детей.

Повседневное общение с детьми даёт мне возможность развивать речь и обогащать словарь детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности детей.

Например: В утренние часы, во время приёма детей мы проводим беседу на тему: «Что я видел по дороге в детский сад» дети рассказывают друг другу, что они видели; кто-то видел красивую маленькую собаку, кто-то видел, что один мальчик перебежал на красный сигнал светофора и что так нельзя делать и т.д.  А после выходных дней в понедельник мы проводим беседу на тему: «как я провёл выходные дни», здесь хотят высказаться все и рассказывают всё, что они видели, куда ходили и в какие игры и с кем играли. Затем я использую элемент «утреннего сбора» приветствие; дети проговаривают слова приветствия ( здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое, здравствуй вольный ветерок, здравствуй маленький дубок, мы живём в одном краю, всех я вас приветствую). Всё это сопровождается определёнными движениями. После этого дети  берут за руки рядом стоящего, поворачиваются к нему лицом и говорят свои пожелания или комплимент (у тебя сегодня красивое платье с подсолнухами или ты слушайся маму, у тебя красивая футболка с мигающим рисунком т. д). В центре экологического воспитания мы отмечаем значками погоду (идёт снег, дождь, дует ли ветер (сильный, слабый), сосульки капают или гололёд). Но в течение дня, если погода изменилась, дети говорят, что именно изменилось и меняют знаки. Рассматриваем картины на «коромыслах» по темам недели (лексические). Используем  мнемотаблицы  на  разные темы (животные, времена года). В настоящее время мы посадили «огород на подоконнике» и наблюдаем за луком  по схеме. Появились у лука зелёные пёрышки и белые корни, и они растут.

В развитии мышления и речи детей особое место отвожу движениям руки. «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи», -  это слова  И. П. Павлова

Пальчиковым играм  я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на занятиях. Играем пальчиковые игры (овечка, бабушка, капуста, два медведя, апельсин и т.д.). Есть книга «игры с пальчиками», расскажи стихи руками. Кроме пальчиковой  гимнастики для развития моторики рук в группе есть материал для индивидуальной работы и для подгруппы детей-это игра из бросового материала (бусы, разного размера пуговицы, фасоль, тесьма и т.д.), шарики  «су-джок»  (разноцветные  шарики с маленькими шипами, а внутри шарика есть кольца, которые можно надевать на каждый пальчик,  проговаривая  слова). Так же используем такой простой способ, как катание карандашей. Сделали схемы для работы со счётными палочками для индивидуальной работы и для подгруппы детей. Дети выбирают себе схему и с помощью счётных палочек выкладывают.

В группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазл, игрушек с застежками и шнуровками, восковые мелки и небольшие доски для лепки. В центре  книги размещаются детские  книжки, книжки-раскраски.

Для оживления и обогащения речи используем народные пословицы и поговорки, чистоговорки. Оформили папку «Детская гимнастика в стихах» они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, детям очень смешно им нравиться их повторять.

  У нас есть картотека для развития артикуляционного аппарата,  мы ежедневно используем  гимнастику. В группе есть зона, где висит зеркало, рядом выставляем карточки с определенной гимнастикой  дети подходят к зеркалу и сами выполняют. Детям очень нравиться, потому что здесь можно «строить» гримасы.

Так  же благоприятны  для организации правильного речевого общения  одевание детей на прогулку и раздевание после прогулки. Во время одевания на прогулку дети, которые пришли в новой одежде обязательно хотят показать и рассказать, какой предмет одежды у них новый.

Например:

- У меня шапка новая

- У меня тоже

- А какого цвета у тебя шапка?

-  А как можно одним словом назвать эти предметы? (головной убор), на ноги  обуваем сапоги. Как одним словом можно назвать эти предметы? (обувь).Из чего они сделаны?, значит они какие? (резиновые).  А у тебя из кожи, значит, они какие?( кожаные). Тем самым  развиваем грамматический строй речи. А почему мы сейчас обуваем  резиновые  сапоги и т.д.? Почему мы надеваем куртки, а не шубы и т.д.

В связи с усвоением навыков самообслуживания развивается и речь детей. Продолжаем формировать представление о том, как складывать одежду, умение благодарить за помощь, аккуратно ставить обувь на подставку, используя для этого различные речевые ситуации.

Например: Что может произойти, если мы раскидаем одежду и обувь (мы будем искать свою одежду и обувь, или кто-то споткнётся и упадёт) и т.д.

Стараюсь организовать наблюдения на прогулке так, чтобы использовать наблюдаемые объекты для развития речи. Расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире является хорошей базой для развития речи и мышления.

Например: Провожу целевые прогулки вокруг детского сада, и мы наблюдаем,  в какие игры играют и чем занимаются дети на других участках. А зимой ходим и рассматриваем  снежные фигуры на участках детского сада, перечисляем сказочных героев и называем из каких сказок  эти персонажи.

Рассматриваем прохожих, как они одеты и почему так одеты, а также за стоящими и проезжающими машинами, какого цвета и сколько машин. Какие дома вокруг нашего сада и т.д. Наблюдаем за птицами, какие птицы на участке, сколько птиц. Чем отличается голубь от воробья (голубь ходит, а воробей прыгает, голубь больше воробья и т. д). Рассматриваем деревья, каких деревьев больше на участке (берез), как  узнали, что это береза (у берёзы ствол белый ). Дети зимой приносят корм для птиц, и мы подкармливаем их, для чего нужно подкармливать птиц зимой? (им холодно и голодно и т.д.). Для кого висит на дереве домик? Как этот домик называется? Как птица называется (скворечник для скворца) и т.д.

 Наблюдая за явлениями природы, за растениями, за различными объектами, формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей. Наблюдения принимают  сезонный характер, т.е. в разное время года определённая цель (летом наблюдаем, сравниваем и рассматриваем цветы на клумбах, листья на деревьях  и т.д.).

Игра является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка. Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные, подвижные и ролевые игры. Согласовываются  движения с художественным текстом, речью при выполнении игровых действий, совершенствуется внимание, память при разучивании правил подвижных игр, слуховое восприятие.

 Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра (пальчиковый, настольный). В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и четко произносить слова. У детей улучшается монологическая и диалогическая речь.

Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.

Например:  такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д. помогают  учиться  рассуждать, беседовать.

Часто применяю в своей работе по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.

Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т.д. Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора. Дети учатся самостоятельно высказывать свои  суждения, делать выводы, замечать ошибки.

Организации самостоятельной деятельности детей отводится  большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности только наблюдатель. Свободная деятельность детей в условиях предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет  ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Много играем в сюжетно - ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знания, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, происходит обогащение и активизация словаря детей. Дети любят самостоятельно распределять роли, надевать  соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары. Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда — дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т. д.

Например: Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми мы уточняем и закрепляем  уже знакомые слова и словосочетания, обозначающие посуду, столовые приборы и другие предметы сервировки (тарелка, ложка, вилка, чашка, салфетка и т.д.) За каждым столом дежурный считает, сколько тарелок, ложек, вилок и чашек нужно поставить, они знают, кто сидит за их столом и кто сегодня присутствует. Учим детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Так же после сна проводим взбадривающую гимнастику, которая сопровождается текстом.

При условии правильно организованного педагогического процесса, с организованной развивающей предметно - пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным. Мы будем продолжать работать и дополнять предметно-пространственную среду для полноценного развития детей в нашей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Презентация "Формирование у детей раннего возраста начальных представлений о полезных продуктах питания в процессе организации разных видов детской деятельности"

В работе рассмотрены 5 видов детской деятельности, через которые возможно формирование у детей начальных представлений о полезных продуктах питания...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...

«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных  видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»...

"Формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений между детьми в процессе организации разных видов деятельности"

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфли...