«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»
консультация

Людмила Сергеевна Александрова

«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных  видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_lyuda.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок»

 городского округа Стрежевой»

636782, Томская область, г. Стрежевой,  3 мкр.,  д.326,    E-mail: petushok@guostrj.ru,

    тел/факс  (382-59)  5-44-60, те л. (382-59)  5-44-59, ИНН\КПП 7022010100\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1

«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных  видов детской деятельности (режимные моменты, сводной деятельности)»

Подготовила:

Александрова Л.С.

2019

Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных  видов детской деятельности (режимные моменты, сводной деятельности)

Тот факт, что ребёнок осваивает язык в непосредственном общении со значимыми взрослыми, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз. Потому  работа с ребенком младшего возраста направлена на коммуникативно-речевое развитие детей.

Коммуникативно-речевое развитие детей младшего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства и способы выражения мысли и отношений. В результате коммуникативно-речевого развития у детей формируются коммуникативно-речевые умения как способность взаимодействовать с взрослыми и сверстниками и использовать средства и способы выражения мысли и отношений, адекватные ситуациям общения.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.. А ведь именно младший возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты и в свободной деятельности в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Как я говорила выше, развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в свободной  деятельности и в ходе режимных моментов.

В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

В ходе выполнения режимных процессов детей мы приучаем помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Кате снять курточку»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»).

В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,

Режимный момент

Методы и приемы

Прием

Утро

Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика

 (проводим ежедневно в утренние часы.

 Это занятие способствует развитию у детей мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Развивать связную речь, диалогическую формировать умение вести диалог с педагогом Приучаем детей к вежливости (здороваться). Формируем желания делиться своими впечатлениями с воспитателями и детьми. Проводим дидактические игры пальчиковые игры и игры 

Умывание

Закрепить умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Закреплять такие понятия, как цвет, форма (мыла, мыльницы) и свойства предметов (мыло душистое, твердое, скользкое; вода теплая, холодная).

Используем чтение художественного слова: дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: 

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,                                                                                         Мыли, мыли, мыли, мыли -                                                                       Бело-набело отмыли.

Прием пищи

Во время приема пищи обращаю внимание, как накрыты столы к завтраку  уточняю название блюд. Отмечаем заботу взрослых (няни, повара) о детях. Используем художественое слово

Вот - тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна

Одевание

Одевание – сложный режимный момент. Дети часто отвлекаются.

Для этого используем чтение художественного слова: проговариваем потешку» короткие стихи «Вот они – сапожки».

 Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай

В процессе одевания поддерживаем с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды(колготки, штаны, кофта, шапка, варежки, носки, шарф, шуба), ее назначения, названия отдельных деталей одежды - закрепляя словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, завязывать назад-вперед, левый-правый сапог, валенок)

Прогулка

Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, транспортом и т.д.). Развиваем речь. Активизируем словарь

Используем худоественое слово, загадывание загадок и т.д

Свободная деятельность

Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет детям радость и способствует не произвольному обучению слышать  звук речи, устанавливать ее ритм).

Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок: это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть , что им было рассказано и прочитано

Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений: дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра)

Музыкальные игры: значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними

В своей работе мы не можем строго регламентировать применение того или иного приема в этот временной промежуток времени, это деление условно и зависит от ситуации. Но одно несомненно, что для достижения хороших результатов по развитию коммуникативных навыков детей мы стараемся создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Во всех режимных моментах  и свободной деятельности мы пользуемся таким приемом, как «подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка, мы создаём атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Говорить на «языке» ребенка, подчеркивают некоторые исследователи, означает стать его доверенным лицом, его проводником в мир взрослых.

И это приносит свои положительные результаты.  Можно отметить, что дети  играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к книгам. Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.