Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей по организации языковой среды в режимных моментах.
статья на тему

Сагутдинова

      Обучение дошкольников государственным языкам в республике Татарстан с использованием новых учебно-методических комплектов предполагает создание развивающей предметно-пространственной языковой среды, совместную работу педагогов и родителей. Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sagutdinova_a.n.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Сагутдинова А. Н.

                                                                          воспитатель по обучению татарскому

                                                                    МАДОУ № 248 г.Казань

Совместная деятельность воспитателей, детей, родителей по организации языковой среды в режимных моментах.

 

      Обучение дошкольников государственным языкам в республике Татарстан с использованием новых учебно-методических комплектов предполагает создание развивающей предметно-пространственной языковой среды, совместную работу педагогов и родителей. Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками и определен вектор развития образования детей в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным. Считается классическим определение У.Вайнраха, где он утверждает, что билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения.

Исходя из целей обучения русскоязычных детей татарскому языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т.е. нужно создавать предметно развивающую и языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.

        Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском  языке в рамках предметной среды. Эта среда носит дидактический и интерактивный характер.

Воспитатели групп имеют возможность периодически размещать демонстрационные материалы у себя в группах, для закрепления пройденного материала по обучению татарскому языку в режимных моментах.

Мотив - важнейший компонент в структуре речевой деятельности.

Педагоги ДОУ  целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течении всего воспитательно-образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений. К этому процессу с удовольствием подключаются и родители наших воспитанников. Участвуют в конкурсах поделок и рисунков по просмотренным мультфильмам.

Обучение и знакомство с татарским языком в группе происходит в  различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду. Мы, педагоги, в течение дня используем татарский язык во время различных режимных моментах (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, на детских праздниках. Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита в обеденном зале перед приемом пищи).

Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития  своего ребёнка. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке , что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное. После каждого занятия родители имеют возможность радоваться достижениям своих детей, вместе закреплять знания по владению татарским языком, так как тетради дети заберают домой.

Разработаны варианты выполнения заданий из рабочих тетрадей на интерактивной доске, что действительно увлекает и в непринуждённой обстановке погружает ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

          Для размещения информации родителям в период в период реализации и изпользования УМК творческой группой педагогов ДОУ и родителей разработаны стенды с логотипом Солнышко. Родители  воспитанников и педагоги имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей  на открытых просматрах ООД, в повседневной жизни, на праздниках.

В каждой возрастной группе педагогами создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно демонстрационных материалов. Новая форма планирования воспитательно-образовательной деятельности педагогов позволяет системно вести работу по закреплению пройденного материала и это наглядно прослеживается в структуре планирования ООД. Воспитателям при работе нужно учитывать что НРК это ознакомление с культурой народов Поволжья, а УМК используется для обучения детей языкам.

Поддерживать интерес ребёнка во время ООД, в режимных моментах помогает ярко и красочно оформленный наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видео записи. Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребёнка. Дети с интересом ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых участников: мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки и т.д.

Созданные в детском саду условия способствуют более легкому и интересному овладению дошкольниками татарским языком.  Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, с другой стороны, создание языковой и развивающей среды.

Основные слагаемые успеха педагогов, родителей в создании языковой среды для русскоязычных детей

1. Применение новой педагогической технологии (УМК), современных методических пособий, интерактивных оборудований позволяют  всем педагогам объединить усилия с родителями и вести работу целенаправленно и последовательно.

2. Организация языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку непосредственно в группах.

3. Формирование мотивации речевой активности. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивом совместной деятельности на неродном языке становится радостью, удовольствием от общения, от взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

4. Использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре.

5. Создание развивающей предметно-пространственной среды, соответствующим актуальным задачам развития дошкольников. Особую значимость имеет дидактический материал.

6. Формирование профессиональной компетентности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Фольклория»

Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, потребности их ознакомления с обычаями, обрядами и пробуждению у детей интереса к национал...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной к школе группе на тему: "Моя семья"

ПРОЕКТ  совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной к школе группе на тему: "Моя семья"...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Пчелки» на тему: «Уроки вежливости и воспитания»

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Пчелки» на тему: «Уроки вежливости и воспитания»...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в второй группе раннего развития на тему: «Давайте познакомимся»

ПРОЕКТ  совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в второй группе раннего развития на тему:   «Давайте познакомимся»...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя Безбородовой А.А. по теме «Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

«Проектирование совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» по формированию безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Автор представляет опыт работы по использованию прое...