ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Фольклория»
проект (старшая группа)

Зиновьева Ирина Станиславовна

Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, потребности их ознакомления с обычаями, обрядами и пробуждению у детей интереса к национальному фольклору и музыке. Ведь детство — это период жизни, когда человек способен с большим интересом и искреннее изучать истоки национальной культуры. Все народы придумывают стихи, сказки, песни, игры. Они передаются от поколения к поколению, воспевая такие нравственные ценности как добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Устное народное творчество, воспринимаемое детьми на языке оригинала во время чувашских праздников, способствует решению не менее важных задач обучения чувашскому языку. Изучение родного языка становится ценнейшим приобретением в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folkloriya.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 43 «Родничок»

 города Новочебоксарска Чувашской Республики

        

ПРОЕКТ

 совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители»

в старшей группе «Пчелки» на тему:

 «Фольклория»

   

Конспект составила:

          Воспитатель:

    Зиновьева Ирина Станиславовна

Новочебоксарск, 2019

Содержание проекта

Актуальность проекта……………………………………………………………….…………..3

Паспорт проекта……………………………………………………………………………….…5

Основные этапы реализации проекта……………………………………………………….….7

Актуальность проекта

На долю современного поколения выпало пережить немало кризисных моментов. Это и курс на перестройку, и распад Советского Союза и попытки переписать историю государства в последние годы. В такие моменты люди начинают особенно интересоваться истоками своего народа. Небезразличными становятся жителям нашей страны свои корни, культура и все то, что характеризует его самобытность. Наблюдается массовое обострение самосознания народа. О значении изучения культуры своего народа, о приобщении подрастающего поколения к своим культурным традициям и развитии уважения к традициям других народов говорится со страниц современных национальных газет, с экранов национального телевидения и других СМИ.

Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, потребности их ознакомления с обычаями, обрядами и пробуждению у детей интереса к национальному фольклору и музыке. Ведь детство — это период жизни, когда человек способен с большим интересом и искреннее изучать истоки национальной культуры. Все народы придумывают стихи, сказки, песни, игры. Они передаются от поколения к поколению, воспевая такие нравственные ценности как добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Устное народное творчество, воспринимаемое детьми на языке оригинала во время чувашских праздников, способствует решению не менее важных задач обучения чувашскому языку. Изучение родного языка становится ценнейшим приобретением в жизни ребенка.

Таким образом, устное народное творчество является мощным рычагом, способным оказать свое неоспоримое воздействие на формирование патриотичной личности, интересующейся, любящей и придерживающейся традиций своего народа. К сожалению, современное поколение родителей не считает вопросы патриотического воспитания детей приоритетными, не интересуются ими и не понимают важность данной проблемы, поэтому необходимое условие нравственно-патриотического воспитания детей — это тесный контакт с родителями воспитанников, основанный на такте и терпении. Здесь и заключается вся сложность работы в данном направлении.

Анализ внешней ситуации выявил благоприятный аспект: создание оптимальных условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, национального самосознания и культуры. Наряду с этим выявились и негативные тенденции: сильное экономическое расслоение населения способствует развитию потребительского отношения семьи к ДОУ, перекладыванию ответственности за воспитание своих детей на третьих лиц.

Анализ внутренней ситуации высветил сильные стороны: интерес дошкольников к чувашской культуре; желание большинства родителей заложить начальную базу в целях подготовки детей к обучению чувашскому языку в школе. К слабым сторонам мы отнесли следующие факты: недооценка родителями значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, чувашской культуры в развитии личности детей; низкий уровень знаний чувашских праздников, традиций и обычаев у детей.

Анкетирование родителей раскрыло их образовательный и национальный составы. Результаты показали, что большинство современных родителей сами не знают произведений устного народного творчества чувашского народа и не знакомят с ними своих детей.

Образовательный уровень родителей:

Высшее образование —56%;

Средне-специальное образование — 30%;

Среднее образование — 14%.

Национальный состав семей:

Чуваши — 72%;

Русские — 28%;

Знание чувашских произведений устного народного творчества.

Не знают (не помнят), не читают детям — 83%;

Знают 1-2 произведения, не рассказывают детям — 13%;

Знают 4-5 произведений, не рассказывают детям — 4%.

Все это позволило сделать вывод, что в работе с детьми необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по формированию нравственно-патриотической личности, ознакомлению детей с чувашскими праздниками, активно использовать народный фольклор.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Фольклория»

Вид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий, краткосрочный

Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели,

                                      музыкальный руководитель, родители

Основные разработчики проекта: воспитатель Зиновьева И.С.,

                                            воспитатель Петрова Н.М.,

                                                  музыкальный руководитель Козлова А.И.

Принцип построения проекта:

Проект разработан на основе дидактических принципов:

  • научности;
  • последовательности;
  • доступности;
  • учета возрастных особенностей дошкольников

Цели проекта: 

  1. Ознакомление детей с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора.
  2. формировать чувство любви к малой Родине — Чувашии, своему городу, национальности;
  3. формировать интерес и уважение к народному творчеству у всех участников педагогического процесса;
  4. знакомить с различными национальными праздниками, чувашскими играми, жанрами фольклора, историей, бытом, традициями и обычаями Чувашей;
  5. развивать эмоциональную отзывчивость музыкально-сенсорного слуха в ходе освоения фольклора;
  6.  расширять кругозор;
  7. развивать творческое воображение, художественный вкус;
  8. воспитывать желание сохранять и использовать фольклор, традиции, обычаи народа;
  9. повышать педагогическую культуру родителей.

Задачи проекта:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  • Обогащать и расширять словарный запас детей словами, обозначающими чувашские праздники;
  • Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
  • формировать нравственно-патриотические чувства к малой Родине;
  • воспитывать понимание своей принадлежности к национальности;
  • развивать интерес к традициям и обычаям чувашского народа;
  • воспитывать уважение к народному творчеству;
  • знакомиться с различными национальными праздниками, историей, бытом, чувашскими играми, жанрами фольклора;

Родители:

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
  • развитие совместного творчества родителей и детей;
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
  • формирование понимания важности начала нравственно-патриотического воспитания личности в дошкольном детстве;
  • повышение педагогической грамотности;
  • приобщение к устному народному творчеству;

Этапы реализации проекта:

  • Организационный: последняя декада марта 2019 г.
  • Продуктивный: первая декада апреля – вторая декада апреля 2019 г.
  • Заключительный: третья декада апреля 2019 г.        

Исполнители проекта:

Воспитанники старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемые результаты проекта:

  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • содействие творческому развитию детей;
  • развитие эмоциональной отзывчивости;
  • гармонизация отношений между взрослыми и детьми
  • осознание таких категорий, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к малой Родине.
  • воспитание понимания своей принадлежности к национальности;
  • развитие интерес к традициям и обычаям чувашского народа;
  • воспитание уважения к народному творчеству;

Продукт проектной деятельности:

  1. Коллективная аппликация «Салфетка с чувашским орнаментом»
  2. Рисование красками «Украшение фартука Илемпи»

Презентация проекта:

- музыкальное развлечение «Мой любимый Чувашский край».

Основные этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • -   консультация для родителей: «Чувашия моя любимая…»
  • - обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  • - подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала  по теме проекта;
  • - подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • - составление плана работы.

Основной этап:

Непосредственно-организованная деятельность

  1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».

Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;

- Стихотворение М. Юхма «Братский ковш»

- «Заведено издревле было»

- «Чаваш ыр  нумай» («У чувашей много хороших традиций») Р. Сарби

- «О сурпане»

2. Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».

- «Лиса – плясунья»

- «Мост Азамата»

- «Земля Улыпа»

- «Песня»

- «Почему ель и сосна вечно зеленые»

- «Девушка на луне»

3. Чтение рассказов И. Я. Яковлева:

- «Как я чулок вязала»

- «Лгун»

- «Лентяй, да меру знай»

- «Соня – сонуля»

- «На воре шапка горит».

4. Чувашские детские игры:

- «Надень тухью»

- «Уголки»

- «Колечко»

- «В быка»

- «Колобок»

- «Хищник в море»

- «Цыган»

- «Сидит Миша»

- «Водяной медведь».

5. Дидактические игры:

«Найди старинные предметы быта»

«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)

«Слова приветствия»

«Найди такой же узор»

«Найди значение узора»

«Сложи чувашский узор»

«Что лишнее»

6. Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:

Украшение фартука для Илемпи (рисование)

Салфетка для бабушки (аппликация)

Полотенце – рисование чувашской вышивки

Работа с родителями:

Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»

Анкетирование родителей «Чувашская культура».

Самостоятельная деятельность детей.

1.    Рассматривание иллюстраций.

2. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски, лепка)

Совместная деятельность детей и родителей.

  1. Заучивание считалок на чувашском языке.
  2. Заучивание стихотворений на чувашском языке «Качака», «Шупашкар»

Заключительный этап: - музыкальное развлечение «Мой любимый Чувашский край».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Пчелки» на тему: «Уроки вежливости и воспитания»

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Пчелки» на тему: «Уроки вежливости и воспитания»...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в второй группе раннего развития на тему: «Давайте познакомимся»

ПРОЕКТ  совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в второй группе раннего развития на тему:   «Давайте познакомимся»...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» во второй группе раннего возраста на тему: «Мы - маленькие волшебники»

ПРОЕКТ  совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» во второй группе раннего возраста на тему:   «Мы - маленькие волшебники»...

Сценарий открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности В старшей группе «Пчелка» на тему «национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

Программное содержание:Образовательные задачи: продолжать  вводить детей в мир  чувашского прикладного искусства – вышивки, показать  связь народного искусства с природой и жизнью...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Калинка» на тему: «Моя семья»

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения ...