ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Калинка» на тему: «Моя семья»
проект (подготовительная группа)
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 «Лесная сказка»
ПРОЕКТ
совместной деятельности
«Воспитатель – дети – родители»
в подготовительной группе «Калинка» на тему: «Моя семья»
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Сафонова Марина Александровна
с.Донское, Ставропольский край.
Содержание проекта
Актуальность проекта……………………………………………………………….…….1
Паспорт проекта……………………………………………………..………………2
Основные этапы реализации проекта……………………………………………………….…………….4
Заключение……………………………………… ………………………..5
Приложение………………………………………………………………..6
Актуальность проекта
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Проведя, анкетирование среди своей подготовительной группы – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, о семейных праздниках и традициях. Как изменить такое положение?
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».
На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, создать доверительный, доброжелательный коллектив родителей для сотрудничества.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, практико-ориентированный, внутри группы (в контакте с семьей).
Количество участников проекта: дети подготовительной группы «Калинка», воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: среднесрочный (сентябрь 2023 – ноябрь 2023).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта:
Расширять представления детей о том, что такое семья, родословная семьи, семейных традициях.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о семье, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра), любящих друг друга, заботящихся о друг друге.
- Закреплять знание имен, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Условия реализации проекта:
- Создание интереса у детей к своей семье;
- Участие родителей в реализации проекта;
- Подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед о семье;
Предполагаемый результат проекта:
Дети получат больше информации о своей семье, ее прошлом, научатся изготавливать макет своего семейного древа, проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.
Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов, игр.
• Проведение занятий, организация выставки, изготовление
фотостенгазет: «Когда я был маленьким», «Один день из жизни
мамочки».
• Чтение художественной литературы.
• Индивидуальные и групповые беседы.
2. Деятельность детей.
• Участие в беседах, занятиях.
• Самостоятельная художественная деятельность, выставка рисунков.
• Заучивание стихов, пословиц и поговорок о семье.
• Участие в сюжетно-ролевых играх.
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Изготовление семейного древа.
• Рассматривание детьми вместе с родителями исторического материала
(фотографий) о своих родственниках.
Основные этапы реализации проекта:
- Этап 1 – Подготовительный
- Этап 2 – Основной
- Этап 3 – Заключительный
1 этап: Подготовительный
- составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений,
рассказов, загадок;
- создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
2 этап: Основной (реализация проекта)
- Беседы с детьми: «Какая у меня семья!», «Я учусь у дедушки», «Я учусь у бабушки», «Я учусь уступать друг другу», «Мои братья и сестры», «Порядок или беспорядок?», «Мы должны беречь друг друга», «Для меня или для всех?», «Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе», «Стенгазета в нашем доме», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть вместе!»
- Заучивание стихов, чтение пословиц, загадок о семье и ее членах.
- Участие в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Путешествие» и др.
- ООД «Моя семья», «Моя большая семья», «Составление рассказа из личного опыта «Домашнее животное в нашей семье», «Семья», «Имена и фамилии», «Я знаю десять имен мальчиков…».
-Чтение: «Кто кому кто?» Я. Аким, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Имя и фамилия» А. Барто, «Горбушка» Б. Алмазов.
- Творческая деятельность «Мама, папа, я – дружная семья».
3 этап: Заключительный
- оформление выставки творческих работ «Генеалогическое древо семьи».
- составление рассказа «Моя большая семья» с опорой на родословное древо.
- изготовление стенгазеты «Когда я был маленьким…»
- изготовление фотостенгазеты ко Дню матери «Один день из жизни мамочки»
- родительское собрание «Урок воспитания и вежливости».
- совместное музыкальное развлечение с родителями «Папа, мама, я – дружная семья».
Заключение
За сравнительно короткое время реализации проекта, уровень сформированности положительного образа семьи у детей, значительно повысился. В процессе работы над проектом я, как и дети, более подробно изучили семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что работая в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, родители становятся активными участниками в жизни детей в детском саду. Убеждена, что такие проекты помогают строить положительно – эмоциональные отношения в семье.
Приложения
Конспект организованной образовательной деятельности
«Я и моя семья» (подготовительная группа).
Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье.
Развивающие: Развивать умение слушать и понимать услышанное.
Воспитательные: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважение и уважения к членам семьи.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»
• Активизировать словарь за счёт новых слов: полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники.
• Поддерживать беседу, вести рассказ, инициативно высказываться.
• Развивать речевую активность детей.
«Познавательное развитие»
• Закрепить понятия «семья», «отношения в семье».
«Художественно-эстетическое развитие»
• Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
«Физическое развитие»
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предпосылки учебной деятельности:
Воспитание познавательных интересов и потребностей.
Оборудование для педагога: Аудиозапись плача ребёнка, «Конвенция о правах ребёнка», доска, интерактивная доска.
Оборудование для детей: 2 коляски с куклами – младенцами (к рукам кукол прикреплены манжетки с указанием «даты рождения»), мяч, фотографии воспитателя, рисунки детей «Моя семья.
Ход занятия
I. Вводная часть
Звучит аудиозапись плача ребёнка.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это плачет?
Воспитатель: Да, ребята, с таким плачем рождаются все дети.
(показывает коляски с куклами). Посмотрите, эти новорождённые отличаются чем-нибудь друг от друга? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А это, что у них? (Обращает внимание на манжетки на ручках). (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга, имён у них ещё нет, есть только манжетки (бирки) с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки – на них было написано, когда вы родились. Вы знаете, когда вы родились? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав имя, человек понимает, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нём. Прочитав имя, мы найдём вашу работу по рисованию или лепке.
Воспитатель:
Давайте и мы придумываем имена нашим младенцам.
(Дети придумывают имена куклам).
Воспитатель:
Вот видите, наши малыши успокоились и спят. Пусть они отдыхают.
II. Основная часть
Воспитатель: Когда ребёнок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды и пожелания. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, то советуют: «Не губи своё имя».
Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас. Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш весёлый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч, называет своё имя и фамилию и передаёт мяч следующему.
Игра с мячом «Давайте знакомиться».
(Дети, передавая мяч друг другу по кругу, называют своё имя).
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии.
Игра «Как растёт имя?»
Воспитатель рассказывает:
— Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лидочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Лида. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? (Предполагаемые ответы детей). Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? (Предполагаемые ответы детей). Лидочка. А в детском саду я для всех Лидия Петровна. Вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
Воспитатель: Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное — Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное Настя.
Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное — дома, с родными, близкими и друзьями.
Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Сергей. Анна. Тимофей. (Ответы детей).
Воспитатель: Когда рождается человек ему дают имя и он получает документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя. (Воспитатель и дети рассматривают детские «Свидетельства о рождении»).
Воспитатель: В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое даётся вам по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша — Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович
Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? (Ответы детей).
Воспитатель: А ещё в вашем «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо — иметь родителей и для чего вам родители? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна?
(Предполагаемые ответы детей).
Могут ли быть членами семьи чужие люди? (Предполагаемые ответы детей).
Кто входит в состав вашей семьи? У мамы есть мама. Кем она является для вас? А мамин папа? У папы есть мама. Кем она является для вас? А папин папа?
Игра «Назови членов своей семьи»
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Воспитатель: Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Семья — самое дорогое, что есть у человека. Какой должна быть семья? (Предполагаемые ответы детей).
Игра «Подбери слова-действия»
— Что может делать мама? Что может делать папа? Что может делать дочь? Что может делать сын? Что может делать бабушка? Что может делать дедушка?
Игра «Кто какой?»
— Мама, какая? Папа, какой? Сын, какой? Бабушка, какая? Дедушка, какой?
Воспитатель: Ребята расскажите о своей семье.
Составление рассказа.
(Каждые ребёнок составляет рассказ о своей семье по выполненному дома рисунку).
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьей, любить и уважать родителей и других членов семьи.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова (бабушка — , дедушка — , сын -, мама — , дочь — , брат -, сестра.
III. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? О чём мы с вами беседовали? Что вы делали? Что понравилось?
— Дети, возьмите друг друга за руки. Я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.
Упражнение «Пожелание своей семье»
— А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая, счастливая семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. Тема. Моя семья.
Цель. Развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально – личностное развитие» Тема: «Овощи»
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы на лексическую тему «Овощи» составлена по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально - личност...
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»...
Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ подготовительной группы комбинированного вида по обучению грамоте «Мы играем»
Занятие с детьми с ОВЗ носит коррекционный характер и направлено на развитие внимания, памяти, речи....
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Фольклория»
Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, потребности их ознакомления с обычаями, обрядами и пробуждению у детей интереса к национал...
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками разновозрастной старшей-подготовительной группы «Солнышко»
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками разновозрастной старшей-подготовительной группы «Солнышко»...
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Пчелки» на тему: «Уроки вежливости и воспитания»
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной группе «Пчелки» на тему: «Уроки вежливости и воспитания»...