«Плюсы и минусы в занятиях математикой в ДОУ»
консультация

Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

(М. В. Ломоносов)

 

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью. И детский сад выполняет важную функцию. Теория и методика формирования математических представлений у детей – самостоятельная научная и учебная область. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе  на тему:

«Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду»

   

Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

(М. В. Ломоносов)

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью. И детский сад выполняет важную функцию. Теория и методика формирования математических представлений у детей – самостоятельная научная и учебная область. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ДОУ.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средства и формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга.

В основе методики заложены ведущие понятия.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Методика формирования элементарных математических представлений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований.

Можно выделить ряд основных этапов развития учебной дисциплины:

1-й этап – эмпирическое развитие методики. На этом этапе происходило выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и др., а так же представителями классических систем сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель). На становление и развитие методики значительное влияние оказали методы обучения математике в школе (монографический и вычислительный).

2-й этап – начальный этап становления теории и методики математического развития ребенка. В этот период определяется содержание, средства, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста (исследования Е. И. Тихеевой, Л. В. Глаголевой, Ф. Н. Блехер). Большая роль в теоретическом обосновании направлений развития дисциплины принадлежала фундаментальным исследованиям в области психологии и педагогики (К. Ф. Лебединцев, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк и др.).

3-й этап – создание А. М. Леушиной научно-обоснованной дидактической системы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Она разработала теоретическую и методическую концепции формирования количественных представлений в дошкольном возрасте. Была определена роль занятий как ведущей формы организации работы педагога с детьми, доказано значение дидактического материала и игр в формировании математических представлений детей.

4-й этап – совершенствование методики в условиях современного дошкольного образования. На современном этапе развития методики создаются и апробируются вариативные программы и технологии математического развития детей дошкольного возраста, совершенствуются формы и методы формирования математических преставлений у детей разных возрастных групп. Наиболее актуальными проблемами современной теории и методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются проблемы развития математических способностей и математического мышления (А. В. Белошистая, формирования математической готовности детей к школьному обучению, организации комплексной диагностики математического развития дошкольника, осуществления индивидуально-дифферинцированного подхода в обучении детей математике и др.

Существует множество подходов к обучению арифметики и формированию у детей элементарных знаний о математических понятиях. Детей обучают счёту, показывают отличительные моменты цифр: больше, меньше, чётные, нечётные цифры.

Для достижения результатов используют различные материалы : счётные палочки, природные материалы, учат считать и распознавать деньги.

Детей учат распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др. Так же дети должны осваивать и мерные величины: метр, сантиметр, килограмм, грамм и т. д. При проведении занятий детей учат не только показательной арифметике, но и производить арифметические действия в уме. Учат находить и сопоставлять предметы в быту, на улице и в природе. Например: три берёзы под окном.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

В любой сфере деятельности есть как свои плюсы, так и свои минусы. Наверное, особенно это заметно в педагогической деятельности. Мне бы хотелось рассмотреть, какие плюсы и минусы присутствуют в занятиях математикой в детском саду.

Опираясь на свой личный опыт, я бы отнесла к минусам следующие особенности процесса обучения математике в детском саду :

Первое – это нежелание родителей закреплять с детьми пройденный материал.       В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» в ДОУ не даются обязательные домашние задания, а некоторые родители и вовсе не интересуются тем, чему обучают детей в детском саду. Для такой категории родителей самым главным является то, чтобы ребенок находился под присмотром, вовремя поел и погулял. А для некоторых детей домашнее закрепление пройденного на занятии материала просто необходимо.

Второе – это отставание от программы по причине пропусков и болезни у некоторых детей. Систематичность, последовательность изложения и закрепления пройденного материала – залог успеха обучения в любой области знания. Пропуски по болезни или домашней причине провоцируют отставание ребенка от программы, в результате чего на плечи воспитателя ложится дополнительная индивидуальная работа.

Третье - это недостаток опыта у некоторых воспитателей. Недостаток опыта у некоторых воспитателей не позволяет им правильно выстроить занятие, учесть индивидуальные возможности и потребности воспитанников, в результате занятие получается смазанным, дети не усваивают необходимый материал.

Перечисляя минусы в процессе обучения математике в детском саду из личного опыта, меня радует тот факт, что их не так много. И нам с нашей стороны нужно прилагать все усилия, чтобы подвести их до минимума.

А «плюсов» в занятиях математики в детском саду все же больше, чем минусов :

Деление детей на две группы. Ни для кого ни секрет, что в детских садах группы укомплектованы «под завязку» и в результате чего воспитателю сложно отследить, насколько верно каждый из воспитанников усвоил новый материал или выполнил задания. Но в нашем саду дети старших групп поделены на две подгруппы. Когда одна подгруппа занимается на математике то вторая на грамоте.

Продуманные программы. Программы, по которым проходит формирование

элементарных математических представлений в детском саду разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей. Они опробированы во многих ДОУ и отлично себя зарекомендовали.

Множество методик. Большое количество методик позволяет сохранять

заинтересованность детей на занятиях, обеспечивает разнообразие занятий, помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Интеграция образовательных областей. Интеграция способствует закреплению пройденного материала на других занятиях (например, в конструировании, аппликации, физкультуре и т. д.).

Семинары, тренинги, онлайн курсы, вебинары которые играют, огромную роль в самообразовании педагога, чтобы шагать вперед в ногу со временем.

Последовательная подача материала, от простого к сложному. Такой принцип подачи материала позволяет каждый раз формировать «базу», которая используется на следующих занятиях.

Закрепление пройденного в индивидуальном порядке или по подгруппам с использованием различного дидактического материала.

Закрепление пройденного материала в различных видах деятельности – на прогулке, в игре, художественном творчестве, трудовой деятельности. Это позволяет воспитателю взрастить интерес ребенка к занятиям математикой.

Конкурсы, викторины, КВН часто проводятся с детьми. Играть и учиться вместе всегда интереснее, чем одному. Такой подход к формированию ФЭМП вызывает у детей интерес к решению логических задач. Воспитывает дружеские отношения, взаимопомощь. Кроме того, в группе как правило, бывает не один ребенок испытывающий трудности при выполнении какого-либо задания, и это тоже является своего рода психологической поддержкой. В то же время, появляется стремление тянуться за сильными детьми.

Таким образом, несмотря на то, что в занятиях по математике в детском саду имеются не только плюсы, но и минусы, можно сказать, что все в наших руках, в руках мастера и опытного педагога, который может эти минусы превратить в плюсы, к чему и должен стремиться каждый уважающий себя современный педагог.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом есть большой плюс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со знаками ПЛЮС и МИНУС 1 этап

Организованная образовательная деятельность по математике с использованием авторских пособий и рифмовок....

Знакомство со знаками ПЛЮС и МИНУС. 2 этап

Организованная образовательная деятельность по математике с использованием авторских пособий и рифмовок...

Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду

Формирование элементарных математических представлений имеет огромное значение в умственном развитии дошкольников. В процессе занятий дети получают те знания, умения и навыки в области математики, кот...

Консультация для родителей "Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду"

Консультация " Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду" проведена на родительском собрании с целью познакомить родителей  с системой работы по развитию у детей элементарных...

Статья плюсы и минусы использования мультимедийных презентаций на занятиях рисования в старшей , подготовительной к школе группе

Методическая разработка по рисованию в подготовительной  к школе группе  на тему: «Красивые рыбки» (с использованием мультимедийных технологий )...

Эссе на тему: «Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду».

Мне бы хотелось рассмотреть и рассказать вам, какие плюсы и минусы присутствуют в занятиях математикой в детском саду....

Технологическая карта занятия "Мобильный телефон: плюсы или минусы"

Конспект занятия по разделу "Формирование основ безопасности"...