Мастер-класс «Основные направления гендерного воспитания» . Воспитатель МБДОУ д/с №107 «Боровичок» г.Симферополь Жердецкая Анна Александровна
методическая разработка

Жердецкая Анна Александровна

Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Так как в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый) – проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Напомню, что под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психолгические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами).  Под гендерным воспитанием мы понимаем формирование у детей представлений о  типичных мужчинах и женщинах, а это, заметьте, необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

 

Основные  направления гендерного воспитания: 

1)овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера;

2)освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом;

3)освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жердецкая А.А.537.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

«Основные  направления гендерного воспитания»

Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Задачи: Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержания, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.

Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация, листы бумаги, маркеры, голубые и розовые звездочки.

Ход мастер – класса.

  1. Приветственное слово педагога.

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на мастер-классе по теме:  «Основные направления гендерного воспитания»

  Отличительной чертой такого жанра, как мастер-класс, является наличие живой дискуссии, интерактива, взаимного обмена информацией. Сразу начнем с игры или по-научному ассоциативного эксперимента.

  1. Ассоциативный эксперимент.

Так как у вас есть розовые и голубые значки в виде кружков, это означает, что вы разделились на две команды. У одних из вас листочки со словом-стимулом мужчина, у других на листочках слово женщина. Вам нужно написать  по 3 ассоциации , по 3 слова на каждый  стимул мужчина  и женщина, это  первые слова , которые вам пришли в голову. Не нужно долго раздумывать, не нужно показывать свой листочек коллеге. Написали? Пожалуйста, сложите листочки, к ним мы вернемся позже.

3 Докладчик обращает внимание слушателей на презентацию.

Ученые считают: «Наш век – век женственных мужчин и мужественных женщин».

Так как в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый) – проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Напомню, что под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психолгические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами).

Например: Человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях.  Биологическая женщина, копируя  далеко не лучшие примеры мужского поведения, может уподобиться мужчине, т.е. ее поведение напоминает мужское – курит, сквернословит, ведет себя агрессивно.  В этот момент ее социальный пол какой? – мужской.

Вот почему сейчас жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного воспитания уже с дошкольного возраста.

На это нас нацеливает и ФГОС ДО (Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

  Под гендерным воспитанием мы понимаем формирование у детей представлений о  типичных мужчинах и женщинах, а это, заметьте, необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Основные  направления гендерного воспитания:  

1)овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера;

2)освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом;

3)освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе.

- Уважаемые коллеги, ответьте на такте вопросы. 

- В каком возрасте ребенок начинает понимать кто он – девочка или мальчик?

Варианты ответов: 2 года, 4, 7.

- А в каком возрасте ребенок уже осознает, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребёнка (девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами)?

Варианты ответов: 2 года, 4, 7.

Слайд.  Правильно, психологи доказали, что к 2 годам ребёнок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже формируется гендерная устойчивость. 

Известный мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо, считал:

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».   

 Этому изречению дают подтверждение уже и наши современники, ученые нейрофизиологи, нейропсихологии, которые смогли проникнуть в тайны мозга человека. Они утверждают, «… что, действительно, у мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, а значит – им требуются разные программы обучения».

 (В. Д. Еремеева, Т. П. Хизман «Мальчики и девочки – два разных мира»).

История жизни взрослого человека определяется тем, каким было его детство.

Учёные помогают нам разобраться во многих вопросах, например таких:

1) Какое полушарие мозга раньше формируется у девочек и  мальчиков, левое, которое отвечает за словесно-логическое мышление, или правое, которое отвечает за образно-эмоциональную сферу?

2) Почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами?

3) Как влияют изменяющиеся условия жизни на мужчин и женщин?

4) С чем связан тот факт, что травматизм среди мальчиков в 2 раза выше? И т.д

  1. Буклет «Социально-психологические особенности полов»  

Уважаемые коллеги!  Информация о социально-психологических особенностях  полов кратко изложена в этом буклете. Я с большим удовольствием подарю его  вам. Он поможет дать ответы на  наиболее острые вопросы в процессе  гендерного воспитания.

 Но давайте вместе  вспомним некоторые аспекты социально-психологического различия полов. На первые пять пунктов постарайтесь дать  ответы самостоятельно.

Буклет: Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов.

  1. Левое или правое  полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше?
  2. У мальчиков  преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.?

интеллектуально-эмоциональная сфера?

икакая сфера не главенствует?

  1. Девочки раньше начинают говорить:

 предложениями?

текстами?,

Удевочек  лучше способности:

 к общению и коммуникации?

к кокетству?

к танцам?

  1. У мальчиков более развито:

 зрительное восприятие?

тактильное?

слуховое?

У девочек более развито :

 слуховое?

обонятельное?

зрительное?

 Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут.

Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.

  1. Девочки более склонны:

 к послушанию?

 к чтению?

к капризам? .

Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.

  1. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  2. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а  к возрасту полового созревания – на 2 года.
  3. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  4. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создается впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  5. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам – совместный анализ их действий.
  6. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует четко и коротко.

  1. Гендерное воспитание формирует  когнитивное и вербальное поведение людей.

А мы идем дальше! На слайдах представлены примеры когнитивного и вербального поведения женщин и мужчин. Пока будет идти следующий слайд, подумайте, а были ли в вашей личной жизни подобные ситуации?  И при желании  поделитесь своими  историями на тему: «Разные миры: мальчики (мужчины) и девочки (женщины)»

Слайдhttps://obvoro.ru/wp-content/uploads/2018/11/cbfcc00737c4665268eb4470e2eb385f.jpghttps://veselosite.com/wp-content/uploads/2018/09/1496254430_34382665-44894210-16-18imageother-15-0-1496063572-1496063582-650-1-1496063582-650-04f9ebaa03-1496065501.jpg

https://www.mam4.ru/resize/710x-/https/files1.adme.ru/files/news/part_79/798610/34383115-44892310-7-18ImageOther-15-0-1496049543-1496049548-650-1-1496049548-650-04f9ebaa03-1496065501.jpg?h=VDvyljutf7GjgLgDY9PxTw

https://veselosite.com/wp-content/uploads/2018/09/1496254467_34383065-44893510-8-18imageother-15-0-1496051866-1496051878-650-1-1496051878-650-04f9ebaa03-1496065501.jpghttps://veselosite.com/wp-content/uploads/2018/09/1496254495_34382765-44894010-14-18imageother-15-0-1496061159-1496061169-650-1-1496061169-650-04f9ebaa03-1496065501.jpghttps://www.mam4.ru/resize/710x-/https/files5.adme.ru/files/news/part_79/798610/34382915-44893710-11-18ImageOther-15-0-1496053826-1496053830-650-1-1496053830-650-04f9ebaa03-1496065501.jpg?h=qu2bVaIVSCe9uBQfPZXbww

https://techno.tviigetz.ru/wp-content/uploads/2019/06/435648484848848488457575-5.jpghttps://trendru.info/wp-content/uploads/2018/11/435648484848848488457575-14.jpghttps://img.playbuzz.com/image/upload/q_auto:good,f_auto,fl_lossy,w_640,c_limit/v1509878583/mcoqm0ghozoxmryrfa5y.jpg

 (После просмотра слайда, предоставляется слово всем желающим)

  1. От теории к практике « Методы и приемы гендернго воспитания в ДО»

Возвращаясь к гендерному  воспитанию, хочется поговорить о главных его составляющих, то есть,  о его направлениях.

Как вы помните, одним из первых направлений реализации гендера, стоит овладение умениями и навыками.

Педагогам рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как:

Слайд. (фотографии игр в подг. гр. + мл.гр. НОД «Мальчики и девочки»)

*сюжетно–ролевые игры: «Семья»,«Шофер», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад» и т.д.

*беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;

*проблемные ситуации с этическим содержанием;

*изготовление подарков для мам, пап и т.д.

*дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что...», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

     Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитывается своеобразие каждой возрастной группы.

Следующим направлением в реализации гендерного воспитания считается освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом.

На этот счет у меня для вас приготовлена игра.

Слайд. Игра для участников: «Цветок дружбы» или «Волшебный цветок»

Правила игры предполагает  каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошие качества, свойственные  девочкам  и мальчикам.

Уважаемые коллеги, как считают психологи, данная игра учит понимать и ценить друг друга. Почему бы ее не применять  и в собственной семье. Не так ли?

Я уверенна, что  каждый из вас имеет  богатый опыт в проведении подобных игр.  

В свою очередь, к нашей встрече я приготовила вот этот небольшой   «Сборник игр» по гендерному воспитанию, его я тоже передаю вам в ваш методический кабинет.

  1. Выбор будущей профессии как результат гендерного воспитания.

 Быть  мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями,  быть мужчиной и женщиной  в  социальном аспекте - это  выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли, в данном случае профессиональные. 

В XX веке борьба за равноправие женщин принесла определенные плоды: слабый пол освоил практически все профессии, традиционно считавшиеся мужскими.

Представленные ниже таблицы ярко демонстрируют нам эти перемены.

Слайд 5: Диаграмма (1) нам четко показывает, какие «мужские» сферы осваивает слабый пол.

(1)ТОП -10 самых «мужски» профессиональных сфер  

Самые мужские и женские профессии

Слайд 6: Какие мужские профессии больше привлекают женщин в наше время

Какие мужские профессии привлекают женщин — Российская газета

(2)

В мире профессий сложно разобраться. Только задумайтесь, в России существует более 9000 наименований профессий. Чтобы быстро в них ориентироваться, нам помогает классификация. Существует несколько систем классификации. Сегодня мы затронем только ту, которая делит профессии на такие группы, как:

1)профессии, которые существуют с давних времен;

2) обреченные на вымирание; 

3)необычные.

Слайд.   I.  Профессии, которые существуют  с давних времен:  врач, педагог.

             II. Профессии,которые обречены на вымирание: телефонистка, трубачист, человек-будильник, фонарщик, кучер, заготовщик льда, машинистка).

            III. Профессии, которые необычные: подниматель пингвинов; тестировщик водных горок; слушатели пармезана; стояльщик в очереди; заталкиватель людей;самая привлекательная профессия – это уборщик на острове).

В свое время мы сами стояли перед выборам, куда пойти учиться, где работать. Смотришь, а уже за плечами не один год педагогической деятельности.

Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Вспомнить, какие вы для себя ставили вопросы при выборе такой профессии как воспитатель.

Правила игры: Участнику на спину вывешивают карточку, на которой написана одна из  необычных профессий. Участников - 6, столько, сколько необычных профессий.

Вопросы:

1) Как давно вы в этой профессии?

2) Одобряют ли ваш выбор ваши родные?

3) Кто посоветовал прийти в эту профессию?

4) Как далеко находится ваша работа?

5)Нравится ли вам ваш график работы? Хотели ли вы его изменить и как?

6)В вашей работе больше + или - ?

7) Чтобы вы хотели изменить в вашей профессии?

Подведение итогов

 Наша встреча подходит к концу. Доставайте ваши карточки с  результатами ассоциативного эксперимента. Участники мастер-класса сравнивают свои ответы с   ассоциациями, представленными в «Ассоциативном словаре русского языка». Уважаемые коллеги, сравните свои записи со словарными статьями. Сразу предупреждаю, если у вас есть совпадения – значит вы в парадигме  социальных стереотипов, характерных для нашей культуры. Если не совпало ни единого слова, вы не стандартно, оригинально  мыслящий человек.

На нашем мастер-классе  мы познакомились с теоретическими аспектами гендерного воспитания дошкольников, наметили пути практического использования наработок ученых в нашей педагогической деятельности и заглянули в будущее: больше узнали о возможных социальных ролях наших воспитанников, их профессиональной реализации, которая определяется не только биологическими различиями между полами,  но и особенностями когнитивного (связанного с мышлением) и вербального (связанного с речью) поведения.

 Спасибо за внимание.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогических работников с деятельностной технологией «коммуникативный бой»....

Отчёт о применении современных образовательных технологий Воспитателя МБДОУ детский сад № 8 «Снеговичок» г.Нижневартовск Полежаевой Юлии Александровны

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Мастер-класса для руководителей физического воспитания МБДОУ

laquo;Национальные игры с элементами соревнований»Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен национальным подвижным играм и их значению в приобщен...

Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для конкурса "Воспитатель года" на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"...