Рабочая программа "Социокультурные истоки" с детьми 5-7 лет.
рабочая программа (подготовительная группа)

Янушевская Татьяна Геннадьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ

ЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ )

«ДОБРЫЙ МИР»

1.                        Пояснительная записка 1.1.Общие сведения

ДОУ осуществляет свою деятельность на основе законодательных нормативных документов:

·             Лицензии на осуществление образовательной деятельности

·             Устава МБДОУ

Направленность рабочей программы – социально-коммуникативная

Формы обучения: очная

Язык обучения: русский.

Форма работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Форма работы с родителями: групповая, индивидуальная

Реализация программы проходит в период с 1 сентября по 31 мая.

Рабочая программа рассчитана на детей 5-7 лет. Название программы «Добрый мир»

Используемый методический материал: комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», программа «социокультурные истоки», развивающие книги для детей и родителей

Участники: педагоги, дети, родители (законные представители), социальное окружение.

Общее руководство по реализации образовательной программы осуществляет – заведующий МБДОУ, методическая служба.

Корректировку образовательной программы осуществляет – заведующий, методическая служба, педагоги, родители.

 

Актуальность

Миссия ФГОС ДО заключается в формировании определенных умений детей; в развитие базовых способностей личности, социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. А базовый механизм формирования ценностей личности должен формироваться через эмоциональную составляющую (положительную, отрицательную или нейтральную) только таким образом определяется связь человека с миром. Поэтому отношение всегда имеет определенную направленность на что-либо или кого-либо и является основой перерастания воспитания в самовоспитание. Так в Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1)   «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2)   свободного гражданина (субъекта истории, общества);

3)    творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: - воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; -развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; -развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; -становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Необходимо отметить, что родители стремятся в основном развивать интеллектуальную сторону детей, не осознавая важность социально-личностного развития ребенка через игру, общение.

Программа направлена на реализацию образовательной области «социально-коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин).

Рабочая программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО, комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», программы «социокультурные истоки» и ее содержание ориентировано на внедрение российских культурных традиций с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурный компонент заключается в познании окружающего мира республики Коми, традиций, фольклора, событий.

Рабочая программа разработана в соответствии программы «социокультурные истоки», цели и задач ООП ДО (обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений на основе - образовательной программы «Дорогою добра»).

 

1.2 Цель рабочей программы: создание условий для духовно нравственного воспитания и успешной социализации дошкольников на основе приобщения детей к базовым духовно нравственным и социокультурным ценностям России, родного края.

Задачи:

• привитие ценности культуры через традиции, художественное слово;

• овладение основами гражданской культуры на основе развития нравственных ценностей, такие, как способность к различению добра и зла, послушание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание;

• привитие социокультурных ценностей на основе единения общества: семья, род, защита Родной земли, забота о тех, кто нуждается, единение и радость в празднике;

привлечение        родителей  (законных  представителей), педагогических   работников         и       общественности  к проектированию и развитию внутренней социальной среды дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dobry_mir.docx70.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2020 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Ю.А. Фрейдина

Приказ № 104 от 01 сентября 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ

ЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ )

«ДОБРЫЙ МИР»

Составитель: воспитатели группы №4 Янушевская Т.Г.

Сыктывкар, 2020

Содержание

1.Пояснительная записка

3

1.1. Общие сведения 1.2.Цели и задачи

5

  1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО)
  2. Результаты освоения программы «социокультурные истоки» с детьми 5-7 лет

5

6

1.5. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста. Средний дошкольный

возраст 5-7 лет

9

2. Содержательный раздел.

11

2.1. Содержание деятельности по освоению образовательной области «социально-

коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки»

11

2.2.Спосорбы и направления поддержки детской инициативы

11

2.3 Перспективный план организации музея

13

2.4 Проекты по реализации программы ««социокультурные истоки» с детьми 5-7 лет

14

2.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной области

«социально-коммуникативное развитие»

15

2.6 Игровая деятельность ка средство реализации программы «социокультурные истоки» с

детьми 5-7 лет

21

2.7 Перспективное планирование реализации программы «социокультурные истоки» с детьми 5-

7 лет

28

2.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

36

3.Организационный раздел

37

3.1Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных

моментах

37

3.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по программе

38

3.3 Традиции группы

39

  1. Пояснительная записка 1.1.Общие сведения

ДОУ осуществляет свою деятельность на основе законодательных нормативных документов:

  • Лицензии на осуществление образовательной деятельности
  • Устава МБДОУ

Направленность рабочей программы – социально-коммуникативная

Формы обучения: очная

Язык обучения: русский.

Форма работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Форма работы с родителями: групповая, индивидуальная

Реализация программы проходит в период с 1 сентября по 31 мая.

Рабочая программа рассчитана на детей 5-7 лет. Название программы «Добрый мир»

Используемый методический материал: комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», программа «социокультурные истоки», развивающие книги для детей и родителей

Участники: педагоги, дети, родители (законные представители), социальное окружение.

Общее руководство по реализации образовательной программы осуществляет – заведующий МБДОУ, методическая служба.

Корректировку образовательной программы осуществляет – заведующий, методическая служба, педагоги, родители.

Актуальность

Миссия ФГОС ДО заключается в формировании определенных умений детей; в развитие базовых способностей личности, социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. А базовый механизм формирования ценностей личности должен формироваться через эмоциональную составляющую (положительную, отрицательную или нейтральную) только таким образом определяется связь человека с миром. Поэтому отношение всегда имеет определенную направленность на что-либо или кого-либо и является основой перерастания воспитания в самовоспитание. Так в Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

  1. «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
  2. свободного гражданина (субъекта истории, общества);
  3. творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: - воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; -развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; -развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; -становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Необходимо отметить, что родители стремятся в основном развивать интеллектуальную сторону детей, не осознавая важность социально-личностного развития ребенка через игру, общение.

Программа направлена на реализацию образовательной области «социально-коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин).

Рабочая программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО, комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», программы «социокультурные истоки» и ее содержание ориентировано на внедрение российских культурных традиций с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурный компонент заключается в познании окружающего мира республики Коми, традиций, фольклора, событий.

Рабочая программа разработана в соответствии программы «социокультурные истоки», цели и задач ООП ДО (обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений на основе - образовательной программы «Дорогою добра»).

1.2 Цель рабочей программы: создание условий для духовно нравственного воспитания и успешной социализации дошкольников на основе приобщения детей к базовым духовно нравственным и социокультурным ценностям России, родного края.

Задачи:

  • привитие ценности культуры через традиции, художественное слово;
  • овладение основами гражданской культуры на основе развития нравственных ценностей, такие, как способность к различению добра и зла, послушание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание;
  • привитие социокультурных ценностей на основе единения общества: семья, род, защита Родной земли, забота о тех, кто нуждается, единение и радость в празднике;
  • привлечение        родителей        (законных        представителей),        педагогических        работников        и        общественности        к проектированию и развитию внутренней социальной среды дошкольной образовательной организации. Принципы представлены в образовательной программе «Дорогою добра».
  1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО):

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; уважительно относится к результатам труда других людей, осознаѐт общественную значимость труда взрослых; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в игре, художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладел средствами вербального и невербального общения со взрослыми и сверстниками; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; способен опираться на главные жизненные ценности, решать социальные, интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; проявляет сформированность гуманистической направленности в поведении;

-ребенок проявляет любознательность (в том числе к темам нравственного содержания), задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; проявляет доброе и бережное отношение к природе и окружающему миру; адекватно оценивает свои возможности осуществить то или иное задание, выбранное дело; имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему. Ребѐнок приобщѐн к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, знает и уважает традиции своего народа. Проявляет

чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье, сверстникам и соотечественникам.

  1. Результаты освоения программы «социокультурные истоки» с детьми 5-7 лет

К шести годам

-понимание Веры, как важнейшей ценности отечественной, духовной культуры;

-понимание добра, мудрого слова; -знание традиционных праздников.

К семи годам

-понимание ценности и силы родительского благословения;

-освоение ценностей семейных традиций; -освоение духовно-нравственных ценностей; -повышение эмоционального и духовного опыта человека.

Через освоение содержания программы дети получают первичные представления социального характера о семье, ближайшей социокультурной среде, о моральных и нравственных нормах и правилах, принятых в обществе, его культурных ценностях и традициях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. «Социокультурные истоки» раскрывают для детей значение труда в жизни человека, формируют уважительное отношение к людям труда. Программа подводит детей к восприятию труда как естественного и необходимого    состояния человека, условия его полноценной жизни. Постепенно дети выходят на понимание значимости не только труда физического, но и душевного, к пониманию важности таких качеств, как старание и терпение, которые дают человеку возможность учиться, вразумляться, исправлять свои ошибки, расти духовно, укрепляться в добре, достигать мастерства и внутренней красоты.

Образовательный процесс по реализации программы «социокультурные истоки» в ДОУ строится согласно ФГОС ДО (п. 2.6. раздела «Общие положения»), а также с позиции углубления реализации образовательной области

«социально-коммуникативное развитие» по комплексной образовательной программе дошкольного образования

«Детство».

1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5-6 лет):

  • Познание себя, других людей как представителей общества, осознание связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей;
  • Тесное сотрудничество со сверстниками;
  • Повышенная активность в познание окружающей среды, стремление задавать вопросы и экспериментировать;
  • Внимание устойчивое и произвольное;
  • Ведущее значение приобретает мышление наглядно-образное;
  • Активное продуктивное воображение;
  • Совершенствование звуковой культуры речи;
  • Больше употребляют обобщающие слова (антонимы, синонимы);
  • Самостоятельно строят деловые диалоги, осваивают правила речевого этикета, используют сравнения и эпитеты;
  • Творческое проявление становится осознанным и направленным;
  • В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное.

Характерно освоение сложных движений, обладают большим запасом представлений об окружающем, благодаря высокой активности, и желанию экспериментировать, служит, общение становится менее ситуативным.

Ребенок на пороге школы (6-7 лет)

  • Обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием;
  • мотивационная сфера расширяется за счет        развития социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации;
  • Развиваются морально-нравственные представления;
  • К концу дошкольного возраста формируются обобщенные эмоциональные представления;
  • Поведение становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
  • Большая значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.
  • Избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается дружба.
  • В игре отражают сложно-социальные события;
  • Целенаправленно обследует внешние особенности предметов;
  • Увеличивается устойчивость непроизвольного внимания;
  • Продолжается наглядно-образное мышление;
  • В речи использует сложные предложение, активно развивается монологическая речь. Итогом развития речи является то, что к концу дошкольного возраста речь становится подлинным средством общения, познавательной деятельности, планирования и регуляции поведения.
  • Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки, делать игрушки из бумаги путем складывания.

Характерно сложное и богатое по содержанию общение ребенка со взрослым. Дети этого возраста определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

  1. Содержательный раздел

  1. Содержание деятельности по освоению образовательной области «социально коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки»

Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В ПООП в области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям; развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности; развития игровой деятельности; развития компетентности в виртуальном поиске.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы

Условия, способствующие развитию детской инициативы в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • создание воспитывающей среды, где доминирует социокультурное начало в организованной образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников на основе методологии социокультурного системного подхода к Истокам в образовании;
  • использование активного метода развития и воспитания дошкольников;
  • выстраивание образовательной деятельности с детьми на основе активных форм развития и воспитания дошкольников (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микро группе вместе с родителями). (Создание образовательной среды, способствующей активному воспитанию личности дошкольника – первое и наиважнейшее условие для формирования и поддержки детской инициативы);
  • обеспечение благоприятных условий развития, как ребѐнка, так и взрослого (педагога и родителя);
  • изменение стиля взаимодействия педагога с детьми. (Педагогическое общение взрослого с детьми в «Истоках» строится на основе личностно-развивающего, позитивно-поддерживающего партнѐрского взаимодействия);
  • активные формы образовательной деятельности через используемый образовательный инструментарий (книги для развития, книги для развития речи детей, альбомы для рисования) способствуют развитию креативности, детской инициативы, самостоятельности, способности к само регуляции поведения в соответствии с ценностными ориентирами;
  • формирование мотивации детей к деятельности на основе образовательных ситуаций (социальных, игровых, познавательных, речевых, художественных и т.д.).

Изучение и содержание книг по программе «социокультурные истоки» подразумевает организацию мини музеев в группе ДОУ, посещения культурных центров города, экскурсии, что способствует актуализировать знания, представления детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности,

художественно - ручному труду. Такие формы работы педагога и родителей с воспитанниками позволяют заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чѐм заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные традиции, культуру. Формы проведения мероприятий по ознакомлению с архитектурными зданиями, памятниками.

Образовательная    деятельность    с   детьми    осуществляется    через   совместную   деятельность воспитателя   с детьми, в режимных моментах, в процессе проектной, игровой, речевой деятельности. Реализация образовательной области «социально коммуникативное развитие» по программе «социокультурные истоки» включает игры музейного содержания.

ИГРЫ МУЗЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ

  • игры-развлечения;
  • игры-путешествия;
  • игры-графические упражнения;
  • интеллектуально-творческие игры;
  • игры по сюжету литературных произведений;
  • дидактические игры и творческие задания; Помимо игр педагог использует такие виды работы, как:

-заполнение музейных словариков;

-беседы с детьми;

-самостоятельное рассматривание экспонатов;

-возможность смены экспозиций;

-мастер-класс по изготовлению экспонатов;

-образовательные путешествия;

-чтение художественной литературы;

-экскурсии в музей группы и музеи других групп;

-исследовательская деятельность, экспериментирование;

-музицирование, прослушивание аудио - материалов, просмотр мини-презентаций;

-продуктивная деятельность: детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п.;

-выполнение        творческих        заданий        (нарисовать,        вылепить,        придумать        свое        название, загадку, сочинить сказку и т.д.);

Согласно подходов и направлений по реализации образовательного содержания программы «социокультурные истоки» для детей старшего дошкольного возраста разработан перспективный план по организации музеев в группе.

2.3.Перспективный план по организации музея в группе

Название музея

Содержание

срок

Старший дошкольный возраст

«Шкатулка»

Познакомить                с        разнообразием изготовления        шкатулок.        Собрать        в        музеи шкатулки        из        разного материала        и                разной формы,        дополнить        экспонаты        самодельными шкатулками,        фотографиями,

книгами, картинками. Дети конструируют различные шкатулки и сами их украшают.

Октябрь

«Богатыри земли

русской»»

Формировать        представление        детей        о героическом        прошлом        русского        народа Древней Руси, о великих русских богатырях – защитниках        земли        русской.        Закрепить названия        древнего        оружия

богатырей        через сбор экспонатов, сделанных своими руками, фотографий, иллюстраций и т.п.

Декабрь

«Народный костюм»

Знакомство с народным костюмом, его элементами.    В    мини-музеи    собирают элементы    коми костюма, фотографии, видио-фильмы, мультимедийные презентации; совместно с педагогом и родителями изготавливают элементы костюма: кокошник, сарафан, косоворотка и т. д.

Конкурс семейных работ «Чудо - вышивка»

Апрель- май

Подготовительная к школе группа

«Мастера        и

рукодельницы»

Обобщить        знания        детей        о        народных мастерах        и        рукодельницах        Республики Коми. Экспонаты

различных        видов игрушки, посуды, картин и т.п. Проведение Ярмарки «Светлая Пасха»

Ноябрь

апрель

«Храмы        и церкви города

Сыктывкара»

Познакомить        детей        с        храмами        и церквями        города        Сыктывкар        Познакомить        с понятиями:

«архитектура»,                «православие», особенностями строения храмов и церквей. В        музеи        сбор        открыток, фотографий.        Через интерактивные        технологии        провести        видио-экскурсии. Изготовление коллажей.

Провести конкурс рисунков: «Церкви города Сыктывкар» и т.п.

Январь- апрель

Салют Победы

Выставка рисунков

май

Реализация содержание программы «социокультурные истоки» включает проектную деятельность. Проект позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и социокультурные ценности. Ребенок получает опыт отношений с людьми, обществом, природой, родной культурой, традициями страны.

2.4 Проекты по реализации программы «социокультурные истоки» с участниками образовательных отношений

Название проекта

Возрастные группы

Период проведения

-«Богатыри земли Русской»

-«Рождественское чудо»

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Октябрь -ноябрь Декабрь-январь

-«От зернышка до рубашки»

-Проект «Предания деревянной игрушки»

-«Храмы и церкви города Сыктывкара»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Октябрь -ноябрь Апрель

Январь - май

  1. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации образовательной области «социально коммуникативное развитие»

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Разделы

Формы работы педагога с детьми

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность в семье

Организованная образовательная

деятельность

Образовательная деятельность в режимных

моментах

(по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство»)

«Дошкольник

-разыгрывание ситуаций;

-Показ;

-игры (режиссѐрские,

-Наблюдения;

входит        в        мир социальных отношений»

-чтение;        художественной литературы;

-игры, досуговые игры;

-Совместные проекты

-беседы

-объяснение;

-обучение;

-наблюдение;

-напоминание

-общение;

-игровые        и        бытовые действиях с воспитателем;

-беседа

-чтение        художественной литературы,

-досуговые игры.

театрализованные, сюжетно        ролевые игры);

-общение; изобразительная деятельность;

-чтение;

-развлечения;

-общение

-Бытовая деятельность

-Развлечения

-Совместные проекты

-Досуги

-Личный пример

-Совместные        прогулки, экскурсии

«Развиваем ценностное отношение к труду»

-Показ

-Объяснение

- Наблюдение

-Напоминание

-игры

-беседы

-изобразительная деятельность (конструирование, аппликация, рисование);

-Напоминание

-Беседы

-Разыгрывание        игровых ситуаций

-Совместный труд

-Рассматривание иллюстраций

-Наблюдение

-Чтение        художественной литературы

-поручения

-изобразительная деятельность (конструирование, аппликация, рисование);

-Рассматривание иллюстраций;

-Наблюдение

-Беседы

-Личный пример

- Показ

-Совместный труд детей и взрослых

-Напоминание

-Объяснение

-Чтение        художественной литературы

Формирование основ        безопасного поведения        в        быту, социуме, природе»

-Показ

-Объяснение

-Обучение

-Наблюдение

-Разыгрывание        игровых ситуаций

-Рассматривание

-Дидактическая игра

-Поручения

-беседа

-Разыгрывание        игровых ситуаций

-игры

-общение

-инсценировка        с игрушками

-Беседы

-Личный пример Напоминание

-Объяснение

-Чтение        художественной литературы

иллюстраций

-инсценировка с игрушками

Формы работы педагога с участниками образовательных отношений по реализации программы «социокультурные истоки»

Книги для развития детей дошкольного возраста: «Верность родной земле»,

«Радость послушания»,

«Светлая Надежда»,

«Добрые друзья»,

«Мудрое слово».

Итоговое мероприятие

Совместная индивидуальная                и подгрупповая деятельность в        подготовленной        среде: (обсуждение, беседа, игра, наблюдение)

Совместная подгрупповая деятельность:

-Чтение художественных произведений        (сказки, рассказы, былины);

-поэтические тексты

-заучивание стихотворений

-народные игры

-хороводные игры и песни

-драматизация сказки

-совместные                игры (дидактические, театрализованные,        игры- эксперименты,                        сри, режиссерские)

-театрализованная деятельность

-развлечения и праздники

-продуктивная деятельность

-обыгрывание        этюдов, образов, эпизодов из сказок, стихотворений;

-личный пример

-рассматривание иллюстраций

Взаимодействие        и

игры        со

сверстниками; -

-взаимодействие со взрослыми        и сверстниками,

-Общение

-творческая деятельность        - трудовая деятельность

-оформление        рисунков, коллажа по темам

-оформление альбомов

-чтение в кругу семьи

-совместные праздники

-взаимодействие в быту

-личный пример

-экскурсии

-объяснения

-беседы

-творческие вечера

-участие        в        открытых мероприятиях

--ресурсный круг

-работа        в        паре,        в микрогруппе

-применение        пословиц        с объяснениями

-творческая        деятельность (дорисовать                разными изобразительными средствами)

-игры с рассуждением

-игровые ситуации

-словесные игры

-загадки

-проекты

-мастерские

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Разделы

Формы работы педагога с детьми

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность в семье

Организованная

образовательная деятельность

Образовательная

деятельность в режимных моментах

(по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство»)

«Дошкольник входит        в        мир социальных отношений»

-беседы

-общение

-чтение;        художественной литературы;

-игры, досуговые игры;

-Совместные проекты

-Показ;

-объяснение;

-обучение;

-наблюдение;

-напоминание

-общение;

-игровые        и        бытовые действиях с воспитателем;

-беседа

-чтение        художественной литературы,

-досуговые игры.

-игры (режиссѐрские, театрализованные, сюжетно        ролевые игры);

-общение; изобразительная деятельность;

-чтение;

-развлечения;

-общение

-Бытовая деятельность

-Развлечения

-Совместные проекты

-Досуги

-Личный пример

-Совместные        прогулки, экскурсии

«Развиваем

ценностное

-Показ

-Объяснение

-изобразительная

деятельность

-изобразительная

деятельность

-Беседы

-Личный пример

отношение к труду»

- Наблюдение

-Напоминание

-игры

(конструирование, аппликация, рисование);

-Напоминание

-Беседы

-Разыгрывание        игровых ситуаций

-Совместный труд

-Рассматривание иллюстраций

-Наблюдение

-Чтение        художественной литературы

-поручения

(конструирование, аппликация, рисование);

-Рассматривание иллюстраций;

-Наблюдение

- Показ

-Совместный        труд        детей        и взрослых

-Напоминание

-Объяснение

-Чтение        художественной литературы

«Формирование основ        безопасного поведения        в        быту, социуме, природе»

-Показ

-Объяснение

-Обучение

-Наблюдение

-Разыгрывание        игровых ситуаций

-Рассматривание иллюстраций

-инсценировка с игрушками

-Дидактическая игра

-Поручения

-беседа

-Разыгрывание        игровых ситуаций

-КВН

-экскурсии

-игры

-общение

-инсценировка        с игрушками

-Беседы

-Личный пример

-Напоминание

-Объяснение

-Чтение        художественной литературы

Формы работы педагога с участниками образовательных отношений по реализации программы «социокультурные истоки»

Книги для развития детей дошкольного возраста:

«Сказочное        слово», Напутственное слово»,        «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы»,

«Семейные традиции»

Итоговое мероприятие

Совместная индивидуальная                и подгрупповая деятельность в        подготовленной        среде: (обсуждение, беседа, игра, наблюдение)

Совместная подгрупповая деятельность:

-Чтение художественных произведений        (сказки, рассказы, былины);

-поэтические тексты

Взаимодействие        и

игры        со

сверстниками; -

-взаимодействие со взрослыми        и сверстниками,

-Общение

-творческая деятельность

-трудовая деятельность

оформление рисунков, коллажа по темам

-оформление альбомов

-чтение в кругу семьи

-совместные праздники

-взаимодействие в быту

-личный пример

-экскурсии

-объяснения

-беседы

-творческие вечера

-участие        в        открытых

-заучивание стихотворений

-народные игры

-хороводные игры и песни

-драматизация сказки

-совместные                игры (дидактические, театрализованные,        игры- эксперименты,                        сри, режиссерские)

-театрализованная деятельность

-развлечения и праздники

-продуктивная деятельность

-обыгрывание        этюдов, образов, эпизодов из сказок, стихотворений;

-личный пример

-рассматривание иллюстраций

-применение        пословиц        с объяснениями

-творческая        деятельность (дорисовать                разными изобразительными средствами)

-игры с рассуждением

-игровые ситуации

-словесные игры

-загадки

-проекты

-мастерские

мероприятиях

-ресурсный круг

-работа в паре, в микрогруппе

  1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ» И «ВОСПИТАНИЕ НА

СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»

Третий год развития  5-6 лет

Тема занятия

Цели и задачи игровой деятельности

Название игры

Вид игры (включая подвиды)

Содержание игры

1.

2.

3.

4.

5.

Занятие № 1

«Верность родной Земле»

  • Подготовить        детей        к первоначальному наполнению социокультурной категории «Вера»
  • Совершенствовать        умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр с постройками
  • Воспитывать у детей желание оберегать Родину, быть верными защитниками

«Быть отважными хотим»

«Мы военные»

Музыкальные

Выполнение движений в соответствии с содержанием песен:

-        «Быть отважными хотим» /муз. М. Красевой, сл. З. Петровой/

«Мы военные» /муз. Сидельникова,/

«Мы защитники»

Настольно- печатные игры

Выполнение        игровых        действий        с соблюдением правил

«Мы защитники»

Режиссерские

Строительно- конструктивные

Выполнение игровых действий с использованием        атрибутики, отображающей военную технику, фигурок солдат разных родов войск

«Пожарные на учении»

Подвижная

Дети        упражняются        в        лазании,        беге,

учатся        действовать        по        сигналу, выполнять правила игры

«Каша из топора»

Игра- инсценировка

Выполнение игровых действий по тексту р.н. сказки «Каша из топора»

«Будем в армии служить»

Игры- тренировки

Выполнение        команд,        заданий,

упражнений на развитие силы, ловкости, внимания, выполнения правил

1.

2.

3.

4.

5.

Занятие № 2

«Святая вера»

  • Продолжать        наполнение социокультурной категории «Вера»
  • Развивать                способность сочувствовать,        сопереживать, сострадать, выручать
  • Способствовать        развитию эмоциональной сферы ребенка
  • Побуждать детей связывать содержание                литературных произведений        с                игровой

деятельностью.

«Помощь идет»

«Обвал»

«Наводнение»

/игры по произведениям Б.Житкова и других писателей/

Сюжетно- ролевые игры

Отображение в играх действий, отношений людей друг к другу, умение прийти людям на помощь

Занятие № 3

«Радость послушания»

  • Продолжать        наполнение социокультурной                категории

«Надежда»

  • Развивать у детей самооценку, мотивацию к послушанию
  • Улучшать        реальные взаимоотношения детей, используя общепринятые нормы и правила поведения

«Выбери иллюстрацию»

Дидактическая

Выбор детьми иллюстраций, герои которых проявляют послушание

«Продолжи предложение»

Словесно- дидактическая

Подбор слов на тему послушания

«Гуси-лебеди»

Игра- драматизация

Выполнение действий в соответствии с содержанием русской народной сказки

«Гуси-лебеди»

Занятие № 4

«Светлая надежда

  • Продолжать        наполнение социокультурной                категории

«Надежда»;

  • Развивать эмоциональную сферу ребенка;
  • Способствовать развитию умения взаимодействовать с партнерами по игре;

«Два Мороза»,

«Жмурки», «Прятки»,

«Ловишки» и др.

Подвижные игры

Выполнение действий в соответствии с правилами игры.

1.

2.

3.

4.

5.

Занятие № 5

«Доброе согласие»

  • Знакомить с социокультурной категорией «Надежда»
  • Способствовать развитию умения детей договариваться, приходить к согласию
  • Развивать способность детей к развернутой ролевой игре и готовность        к        речевому взаимодействию

«Мы играем целый день, целый день играть не лень»

Сюжетно- ролевые, строительно- конструктивные игры с водой и песком

Дети играют в разные виды игр, в ходе которых необходимо обращать внимание на умение детей договариваться, приходить к согласию

Занятие № 6

«Добрые друзья»

  • Развивать                способность сочувствовать,        сопереживать, сострадать и помогать
  • Способствовать        развитию эмоциональной сферы ребенка

«Мы – спасатели»

Сюжетно- ролевая

Самостоятельное        и        творческое

применение социокультурного опыта в решении игровых проблемных ситуаций

«День рождения друга»

Сюжетно-

дидактическая игра

Выполнение        игровых        действий        в соответствии с сюжетом игры

«Два радиста»

Игры- инсценировки

Выполнение игровых действий в соответствии с содержанием рассказов

«Два радиста» Б.Житкова, «Два товарища» Л.Толстого, отображение взаимоотношений людей

«Два товарища»

Занятие № 7

«Добрые дела»

  • Продолжать        наполнение социокультурной                категории

«Любовь»

  • Развивать у детей мотивацию на совершение добрых поступков
  • Формировать у детей потребность в социальном соответствии

«Всегда найдется дело для умелых рук…»

Игра- инсценировка

Выполнение движений в соответствии с текстом песни «Всегда найдется дело для умелых рук»

«Продолжи предложение»

Словесная

Дополнение слов, фраз на тему о том. как помогаем близким

Занятие № 8

«Мудрое слово»

  • Знакомить        с        социокультурной категорией «Мудрость»;
  • Создавать условия для обогащений социокультурно опыта детей;
  • Развивать        мотивацию        на взаимодействие детей и взрослых.

«Доскажи словечко»

Речевое упражнение

Дополнение слов и фраз, пословиц и поговорок о народной мудрости.

1.

2.

3.

4.

5.

Занятие № 9

«Мудрые люди»

  • Продолжать        наполнение социокультурной                категории

«Мудрость»;

  • Актуализировать социокультурный опыт семьи;
  • Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к близким.

«Краски…»,

«Колечко…», «Третий лишний» и др.

Подвижные игры

Выполнение движений в соответствии с содержанием и правилами игры, предложенных бабушками и дедушками.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ» И «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» (для

детей 6-7 лет)

Тема занятия

Цели и задачи игровой деятельности

Название игры

Вид игры (включая подвиды)

Содержание игры

1.

2.

3.

4.

5.

Занятие № 1

«Сказочное слово»

  • Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории

«Традиции Слова»;

  • Развивать эмоциональную сферу детей;

Путешествие по сказкам

«Два Мороза»

«Царь Горох»

«Гуси-лебеди»

Игра- драматизация

Инценирование русских народных сказок

Занятие № 2

«Путь-дорога»

  • Продолжить        наполнение социокультурной категории

«Традиции Слова»;

  • Помочь        детям        в

приобретении необходимого социокультурного опыта.

Путешествие

Сюжетно- ролевая

Выполнение        игровых        действий        в соответствии с заданной темой.

Занятие № 3

«Жизненный путь»

  • Продолжить работу с детьми по освоению социокультурной категории

«Традиции Слова»

  • Развивать эмоциональную сферу ребенка

«Школа», «Детский сад»,

«Больница», «Магазин» и др.

Сюжетно- ролевые

Выполнение        игровых        действий        в соответствии с заданной темой.

Занятие № 4

«Светлый образ»

  • Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории

«Традиции Образа»;

  • Способствовать развитию умения детей договариваться, приходить к согласию во время

совместных построек и игр.

«Мы - архитекторы»

Конструирован ие

Моделирование церковной архитектуры

1.

2.

3.

4.

5.

Занятие № 5

«Великий чудотворный образ»

-        Продолжить        наполнение социокультурной категории

«Традиции Образа»

Доскажи словечко

Речевая

Дети дополняют фразы (пословицы), начатые воспитателем

Занятие № 6

«Старание и терпение»

  • Знакомство        с

социокультурной

категорией        «Традиции Дела»;

  • Способствовать повышению самооценки у каждого ребенка.

Мастера-самоделкины

Продуктивная деятельность с переходом в сюжетно- ролевую игру

Изготовление игрушек-самоделок с последующим их использованием в игровой деятельности.

Выполнение игровых действий отображающих труд взрослых, Выражение взаимоотношений

  • Продолжить наполнение социокультурной категории

«Традиции Дела»;

  • Воспитывать уважение к людям труда;
  • Развивать представления детей о деятельности взрослых, о народных умельцах;
  • Воспитывать у детей уверенность в своих возможностях;

«Ателье»

«Мастерская» /обувная, швейная, шляпная/

«Ферма»

«Стройка» и др.

Сюжетно- ролевые

Выполнение игровых действий в соответствии с выбранной темой

«Ателье»

«Мастерская»

Сюжетно- дидактические

«Кому что нужно для работы»

Дидактическая

«Уж я сеяла ленок….»

«Как сеют мак»

Хороводные

Выполнение        детьми        действий        в соответствии с текстом

«Горшки»

«Иголка, нитка, узелок»

«В короли»

Подвижные

Выполнение детьми действий в соответствии с текстом, выполнение правил

«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем»

«Семь Катерин»

Театрализован ная

Театрализация по сказке Вологодского края «Семь Катерин»

Занятие № 8

«Семейные традиции»

  • Знакомить с социокультурной

категорией «Традиции праздника»;

  • Актуализировать социокультурный опыт

семьи;

«В гостях у бабушки»

«День рождения папы»

Сюжетно- ролевая

Выполнение        игровых        действий        в соответствии с выбранной темой

1.

2.

3.

4.

5.

-        Воспитывать доброжелательные отношения ко всем членам семьи, желание продолжать

семейные традиции.

Занятие № 9

«Книга – праздник души»

  • Продолжать работу по наполнению социокультурной категории

«Традиции праздника»;

  • Стимулировать развитие интереса к книге;
  • Формировать у детей

мотивацию на учебную

деятельность.

«Книжный магазин»,

«Бибилиотека», «Читаю книгу своей дочке».

Сюжетно- ролевая

Выполнение        игровых        действий        в соответствии с выбранной ролью.

  1. Перспективное планирование реализации программы «социокультурные истоки» Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Задачи образовательной области

Режимные моменты

Организованная образовательная деятельность

Самостоятельн ая деятельность

Совместная деятельность с семьей

Итоговое мероприятие

Сентябрь – октябрь. Книга 1 «Верность родной земле»

Приобщение духовно-нравственному контексту «Верность»

-познание окружающего мира, истории через художественные произведения

Приобщение к истокам русской культуры        через        былины, рассматривание иллюстраций

Развивать умение оценивать добрые дела, поступки, умение общаться с близкими и окружающими людьми

-рассматривание репродукции

картины В.М.Васнецова

«БОГАТЫРИ» (Стр. 286

«Истоковедение»)

-работа с пословицами (стр 3)

-чтение былины

«Илья Муромец» в пересказе И.А. Кузьминой, в обработке А.Н. Нечаевой(стр.4-7)

-былина

«Добрыня

Никитич» (8-11)

-прослушивание былин «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 14-15)

-задания        по былинам (стр7)

Итоговое занятие

«Верность родной земле»

-чтение былины

«Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович» (стр.16-18)

-игры задания (стр. 20-21)

-чтение стих-я

«Русь» И.С.Никитин

-Рассматривание воинов защитников

Родины        (стр.289 Истоковедение»)

Иллюстрации в книжном центре- богатырей, раскраски

проведение праздника

«Защитники Отечества»

-проведение спортивного праздника «Папа, мама,        я        – спортивная

семья»

Итоговое занятие

«Верность родной земле»

Оформление страницы альбома

«Славный могучий

богатырь» (стр19)

Ноябрь-декабрь книга 2 «Радость послушания»

Освоение социокультурной категории

«послушание»

-Чтение р.н.с. «Гуси лебеди» (стр4-6)

-Чтение сказки

«Аленький цветочек» (ред. С.Т. Акскова) стр. 7-22

-выполнение творческого задания на стр. 23

-задание на стр. 24-

25 по фрагменту р.н.с.        «Царевна лягушка»

Пополнение развивающих центров книгами, иллюстрациями, раскрасками

Выполнение задания по прочитанной сказке

«Аленький цветочек»

Оформление страницы альбома

«Радость послушания» (стр 27)

Викторина

«Мудрые сказки»

Январь-февраль Книга 3 «Светлая Надежда»

Приобщение                к        духовно        – нравственному        контексту        категории

-Чтение        рассказа

И.С.        Шмелева

«Рождество» (стр. 5-

Проект

«Рождественское

-праздничное украшение

-Оформление альбома

«Рождественское

-Проведение тематического

вечера

«надежда»

8)

-«Предание о первой Рождественской елке» Е. Ивановский (стр.9-10)

-Рассказ        К.

Лукашевич

«Рождество Христово» (стр.10)

-беседа        на        тему

«Праздник Рождества Христова»        (стр.291

«Истоковедение»))

-чтение

Стихотворения Ф.М. Достоевского

«Божий дар» (стр.12)

чудо»

Выставка

«Рождественских елок»

группы

чудо» Участие в проекте

«Рождество»

2 часть книги «Доброе согласие»

Освоение культурных категорий «мир»,

«согласие», «дружба»

-Творческое задание на стр. 23 и рассказ А.Митяева

«Дружба» (стр.240) - Рассматривание иллюстраций        по сказкам

-Драматизация

сказки «Рукавичка»

-Слушание аудиокниг

-Чтение произведения И.С.        Шмелева

«Счастье        мое миндальное» (стр.17-18)

-Выполнение творческого задания на стр. 19

-Рассказ        К.Д. Ушинского

«Четыре желания» (стр. 22)

Оформление Альбома «Мои добрые дела»

Беседы        с

родителями        о

послушании        и добром согласии

Образовательная ситуация

«Построим дом»

Март-апрель книга 4 «Добрые друзья»

Приобщение                к        духовно        – нравственному        контексту        категории

«любовь»

-Р.н.с.        «Зимовье зверей» (стр.12-14)

-Чтение сказки в обработке К.Д.

-Ушинского

«Сивка Бурка» (5-

10)

Творческое задание        по сказке на стр. 10

Оформление альбома пословицы        о дружбе

2 часть книги «Добрые дела»

-Выполнение задания на стр 32

-Работа        с

пословицами (стр. 4,

16, 32)

-Чтение        сказки П.П.Ершова

«Конек горбунок» (стр.17-32)

-Рисование любимых героев

Оформление альбома «Добрые дела»

Экскурсия        в библиотеку С.Я. Маршака

-Проведение занятия        «Добрые дела» стр. 34-35

Май книга 5 «Мудрое слово»

Освоение социокультурной категории

«мудрость»

-Чтение р.н.с. « Никита Кожемяка» (стр5-7)

«Белая уточка» (стр. 10-14)

-Разбор пословиц по сказке (стр7)

-Выполнение творческого задания на стр. 9

-Проведение занятия        «Мудрое слово»                -Чтение сказки «Пастушья дудочка»

Р.н.с. «Названный отец»

-Выполнение творческого задания на стр.26

Поиск мудрых советов:

«Сундучок мудрыми советами»

Рисование Чтение

рассматривани е

Творческий вечер: (пересказ сказок)

«Я начну, а ты продолжи»

Проведение занятия        с

родителями

«Мудрые советы»

Перспективное планирование по реализации программы «социокультурные истоки» - Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Задачи образовательной области

Режимные моменты

Организованная образовательная деятельность

Самостоятельн ая деятельность

Совместная деятельность с семьей

Итоговое мероприятие

Сентябрь – октябрь Книга 1 «Сказочное слово»

Знакомство        с        социокультурной категорией «традиции слова»

Чтение        сказки

«Царевна лягушка» (стр. 4-10)

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (стр. 11-

26)

Чтение

«путешествие        по сказке» (стр.30)

Рисование героев

Выполнение заданий на стр. 28

Совместное Чтение Выполнение

задания (стр 10)

Выполнение творческого задания на стр. 29

Итоговое занятие

«сказка правда, в ней        намек, добрым молодцам урок»

Ноябрь - Книга 2 «Напутственное слово»

Чтение сказки «Василиса Прекрасная» (стр. 6-14)

Чтение сказки К.Д. Ушинского «Ветер и

Выполнение задания стр. 5

Выполнение заданий на стр.

Занятие

«Напутственное

Солнце» (стр. 5)

Музыкальная гостиная

Рисование иллюстрации        к сказке стр. 15

16-17

слово»

«Жизненный путь»

Чтение        сказки

«ФИНИСТ        Ясный Сокол» (стр. 21-32)

Работа        с

пословицами стр. 20

Рассказывание притчи «Старик и яблоня» (стр.33)

Оформление страницы «Кем я хочу стать?» стр. 35

Творческое задание совместно с        родителями        и детьми стр.34

декабрь-январь Книга 3 «Светлый образ» - «Светлый образ» (1 часть книги)

Чтение        рассказа

«Сын        радости» стр.9-11

Презентация

«прошлое деревянной игрушки»

Чтение произведения

«Благословение» И.С. Шмелев, стр. 5-8

Рассказы        «В пустыне Преподобного

Сергия» и «Чудо об источнике» стр.12-13

Проект

«Предания деревянной игрушки»

Оформление страницы Альбома        «О преподобном

Сергии Радонежском»

Совместные размышления (стр. 8)

Участие в проекте

Мастерская

«Ярмарка Пасхальная»

«Светлый образ» (2 часть книги)

Чтение        рассказа

«Куликовская битва» стр.25

Фрагмент

«Жития»        стр.24- 25

Рассматривани е репродукций картин

«Куликовская битва»

Участие в проекте

«Прошлое деревянной игрушки»

Итоговое занятие

«Светлый        образ» стр.26-27

Февраль – март 4 книга «Мастера и рукодельницы» - 1 часть «Мастера и рукодельницы»

Освоение        и        осмысление социокультурной категории «Традиции дела»

Чтение        сказа П.П.Бажова

«Каменный цветок» стр.5-12

Обсуждение пословиц, поговорок о труде, о добре, о заботе,        о        терпении (стр. 12)

В        гостях        у

«Мастеров»                - викторина (конкурсы,        загадки, стихи) стр. 16

Создание проекта «От

зернышка до рубашки»

Чтение рассказа К.Д. Ушинского

«Как рубашка в поле выросла» стр. 13-14.

Беседа        по

иллюстрациям стр. 14

Рисование

Рассматривани е        узоров, росписи, изделий

Оформление страницы Альбома стр.15

Музыкальная гостиная

Занятие        –форма мастерская

«Мастера        и рукодельницы» стр. 17-18

2 часть – «Старание и терпение»

Чтение        сказки

«Морозко» стр.21-25

Объяснялки        и рассуждалки стр. 25

«Крошечка        –

Чтение        «Иван Крестьянский сын» стр. 26-33

Беседа «Старание и терпение»

Вышивание

Изготовление деревянных игрушек

Роспись

«Русские

Оформление страницы альбома стр.25

Мастерская

«Старание        и терпение»

Хорошечка»

«Марья Моревна» Д.Н.        Мамин-

Сибиряк        «Серая Шейка»

узоры»

Апрель-май Книга 5 «Семейные традиции» - 1 часть «Семейные традиции»

Освоение        и        осмысление социокультурной категории «традиции праздника»

Чтение сказки П.П. Бажова «Живинка в деле» стр.6-11

Чтение     фрагмента

«Лето Господне» И.С. Шмелев, стр. 12-13

Работа        с

пословицами стр.4

Чтение                рассказа О.С.        Абрамовой

«семейная радость» стр. 5

Беседа        с        отцом Алексеем

Чтение Рисование

Выполнение совместных заданий стр. 11

Занятие

«Семейные традиции» стр. 10

2 часть книги – «Книга праздник души»

Чтение        Предание

«О Первом Красном Яичке» стр.19

Заучивание стихотворения Тютчева        Ф.И.

«Весенние        воды», стр.        22,                В.А.

Жуковского

«Жаворонок» стр.23

стихотворения посвященные пасхе        А.Н. Майкова и К.М. Фофанова стр.21

чтение   сказки   о

«Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем       князе

Гвидоне      и      о

Создание книг

Составление сказок, загадок

Рисование любимых героев сказок

участие        в

музыкальной гостиной

«Книга        праздник души»

прекрасной лебеди» стр. 24-50

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Реализация рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников:

-Анкетирование родителей.

-Родительские собрания.

-Совместные занятия с родителями в ДОУ.

-Обучение родителей активным формам по системе «Моя семья».

-Создание информационного листка «Наши истоки» с рекомендациями для родителей; другие наглядные виды работ: информационные стенды, папки-передвижки и др.

-Работа в семье с книгами для развития по программе «Социокультурные истоки»

-Совместные мероприятия: конкурсы, выставки, праздники, развлечения, экскурсии.

-Вечера вопросов и ответов: «Спрашивали? Давайте подумаем вместе». (расширять педагогические знания, обсудить некоторые проблемы развития детей).

-Родительские вечера (праздники общения с родителями, поиск ответов на  вопросы; мастерские  по  изготовлению игрушек, пению колыбельных, созданию книжек, атрибутов и т.п.)).

-Родительские чтения (чтение художественной литературы, проведение рубрики «поразмышляйка»).

-Совместная деятельность родителей и детей (придумывание, сочинение, игры, рассказывание, беседы, рисование и т.п.);

-Оформление        развивающей        предметно        пространственной        среды        в        группе        и        вспомогательных        помещений,        где организуется образовательный процесс с детьми.

-Участие в проектах, конкурсах, выставках.

  1. Организационный

  1. Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Вид деятельности

Количество        образовательных ситуаций в неделю

Ситуация общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта

Ежедневно (25мин)

Беседы и разговоры с детьми

Ежедневно (25 мин)

Чтение художественной литературы

Ежедневно (25 мин)

Игровая деятельность (социально-коммуникативные, речевые и другие виды игр)        Ежедневно (25 мин)

Хороводные игры

1 раз в неделю(25мин)

Формы творческой активности

Музыкально-театрализованная гостиная

1 раз в неделю(25 мин)

Творческая        мастерская        (художественно-эстетическая        деятельность        –        (рисование,        лепка, художественный труд, ручной труд)

2 раз в неделю (50 мин)

Организация музея

3 раза в год

Проектная деятельность

3 раза в год

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

самообслуживание

Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

1 раз в неделю (25 мин)

итоговые мероприятия с детьми и родителями в месяц в виде организованной образовательной деятельности по программе «социокультурные истоки»

1

Итого в год 9

Образовательная деятельность с детьми основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Виды детской деятельности с дошкольниками педагог организуют в режимных моментах в течение дня. Изложение образовательного содержания по программе «социокультурные истоки» в течение дня позволяет педагогу организовывать итоговые мероприятия с детьми и родителями воспитанников 1 раз в месяц.

  1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по программе «Социокультурные истоки»

Для детей дошкольного возраста (5-6 лет);

-«Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);

-«Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6        лет);

-«Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);

-«Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);

-«Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет); Для детей дошкольного возраста (6-7 лет);

-«Сказочное слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);

-«Напутственное слово». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);

-«Светлый образ». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);

-«Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста        (6-7 лет);

-«Семейные традиции». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста

(6-7 лет).

Комплект альбомов для рисования и развития детей 3–8 лет:

-«Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);

-«Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);

-«Радость послушания». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);

-«Сказочное слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).

  1. Традиции группы (старшая группа)

Месяц

проведения

Традиции группы

Праздники

Сентябрь

«День воспитателя»

-Семейные чтения*

-День Музея

День Знаний

Октябрь

-Именины

-Посещение Храма*

-Конкурс «Краски Осени»

Праздник «Осенний бал»

Ноябрь

Семейная мастерская «Подарки для мам и бабушек»*

«Богатырская сила»* - выставка (проект) Посиделки: «Почитаем, поговорим»*

«Мамин праздник»

Декабрь

«Мастерская Деда Мороза»

День Музея (экскурсия)

«Новогодние чудеса»

Январь

Святочные вечера*

-Именинный пирог

Колядки*

Рожественская звезда*

Февраль

«Книжкин день рождения»* (экскурсия в библиотеку)

-Именинный пирог

-Посещение стадиона «Динамо»

-«Защитникам Отечества посвящается» - Зарница

- Широкая Масленица*

Март

Мастерская - «Золотые руки мам»*

«Мамам теплые

Посещение Храма*

День Музея

поздравления»»

Апрель

«День Смеха»,

«День космонавтики» (12 апреля) - проект

«Пасха»*

Май

«День веселых шляп»

Проведение вечера памяти «Защитникам посвящается»

-Именинный пирог

«День Победы»

«Пусть всегда будет, солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть

всегда буду – Я»

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Мониторинг социокультурного развития и социализации ребѐнка-дошкольника описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даѐт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.

В старшей группе (5 – 6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека. Дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София;

-в подготовительной к школе группе (6 – 8 лет) осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Дети осваивают традиции Слова, Образа, Дела, Праздника.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения. В качестве показателей оценки основных характеристик развития

личности ребѐнка в мониторинге по программе «Социокультурные истоки» выделяются внешние (наблюдаемые)

проявления этих характеристик у ребѐнка в поведении, в деятельности, во взаимодействии с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного детства.

Мониторинг проводится в течение года по мере пройденных тем. Педагог проводит наблюдение, беседы и заполняет карты наблюдений. Источником для проведения наблюдений является методическое пособие

«Истоковедение. Том 15.-М.Издательский дом «Истоки», 2015.-160с.

Традиции группы        (подготовительная группа)

Месяц проведения

Традиции группы

Праздники

Сентябрь

«Ах лето-лето» - выставка рисунков

«День воспитателя»

-Семейные чтения

-День Музея

День Знаний

Октябрь

-Именинный пирог

-Конкурс «Краски Осени»

Праздник «Осенний бал»

Ноябрь

Семейная мастерская «Подарки для мам и бабушек»

День открытых дверей

«Мамин праздник»

Декабрь

«Мастерская Деда Мороза»

«Новогодние чудеса»

Январь

Рождественское чудо.

-Именинный пирог

-День музея

Колядки. Рождество.

Февраль

«Книжкин день рождения» (экскурсия в библиотеку)

-Именинный пирог

-«А мой папа самый лучший»

-«Защитникам Отечества посвящается»

- Широкая Масленица

Март

Мастерская - «Цветы для мам»

-День Музея

«Мамам теплые поздравления»»

Апрель

«День Смеха»

«День космонавтики» (12 апреля) - проект

«Пасха»

Май

«День веселых шляп»

Акция «георгиевская ленточка»

-Именинный пирог

«День Победы»

«Пусть всегда будет, солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда мама, пусть всегда буду – Я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с детьми старшей группы (целевой раздел)

Содержание     I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка …………………….……………...………… 2 1.2  Цель рабочей  программы………………………………………....….2 1.3  Задачи рабочей программы:………………...

«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год

Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...

Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Олимпийцы"

Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Олимпийцы"...