Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

Ильина Ольга Викторовна

программа по развитию речи в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

Развитие речи

(наименование учебного предмета)

2013-2014 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы

«Детский сад 2100»

Примерная основная

общеобразовательная программа

дошкольного образования

__Научный руководитель А.А.Леонтьев

( наименование программы)

( автор программы)

Ильина Ольга Викторовна, воспитатель

                                                  (Ф.И.О. педагога (ов), составившего ( их) рабочую учебную программу)

г.Ртищево

2013г.

II.Пояснительная записка

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого , что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

Особое внимание необходимо уделить развитию артикуляции. Наряду с развитием мелкой моторики полезно уделять внимание развитие тактильной чувствительности. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания.

Основными целями начального курса развития речи является развитие у детей познавательной речевой активности и формирования культуры речевого общения.

На реализацию этих целей направлены задачи курса:

  1. Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
  2. Расширение словаря.
  3. Совершенствование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи ( монологической и диалогической).
  5. Усилие контроля над собственной речью.
  6. Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.
  7. Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
  8. Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
  9. Нравственное воспитание детей.

Календарно тематическое планирование

Развитие речи

раздел

                                          Коммуникация

                  доминирующая область

старшая группа

группа

Воспитатель на

Количество занятий________________________

всего в год

в неделю __________________

Плановых занятий___________        тестов __________

Планирование составлено на основе Примерной основной

общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», Москва, 2012

программа

Пособия: Кислова Т.Р. По дороге к азбуке, часть 3

Календарно – тематическое планирование

Тема, цель

Содержание НОД, пути достижения цели

Количество занятий

Форма организации НОД, продолжительность

Предметно – пространственная развивающая среда

Дата проведения

Вид контроля

1.

«Звуки и Буквы»

Диагностика

активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Назови одним словом»,

3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие  в страну Азбуку»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Страна Звуков»

4.2 Игра « Откуда берутся звуки»

4.3. Игра «Сказка о веселом Язычке»

5.Итог

1

фронтальное

Диагностический материал

03 .09.

Тест №1

2

«Игрушки»

Диагностика

активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи.

1.Игра-мотивация

«Любите ли вы путешествовать?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Назови одним словом»,

3.Проблемная ситуация беседа «Об игрушках»

4.Разрешение ситуации

4.1. Стихи об игрушках А.Барто

4.2 Игра « Обезьянка»

5.Итог

1

фронтальное

диагностический материал

05.09.

Тест №2

3.

«Слова. Звуки»

Диагностика

активизировать словарь детей, развивать речевое внимание, развивать фонетические представления, грамматический строй речи.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Назови одним словом»,

3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие  в страну Азбуку»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Длинный – короткий»

4.2 Игра « Какое слово?»

4.3. Игра «Назови картинку»

5.Итог

1

фронтальное

Диагностический материал

10.09

Тест №3

4.

Диагностика (Форма общения со взрослыми)

«Части тела»

Развивать диалогическую речь, развивать словарный запас, развивать выразительность речи путем подбора прилагательных. Закреплять тематический словарь. Развивать грамматический строй речи.

1.Игра-мотивация

«Кого спасли от Карабаса-Барабаса?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Назови одним словом»,

3.Проблемная ситуация беседа « О частях тела»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Знаю ли я себя?»

4.2 Игра « Повторяй за мной»

5.Итог

1

фронтальное

Диагностический материал

12.09.

Тест №4

3.

 «Звук «А»

Развивать диалогическую речь, развивать словарный запас, развивать выразительность речи путем подбора прилагательных. Закреплять тематический словарь. Развивать грамматический строй речи. Развивать глагольную лексику, учить узнавать звук (А) в слове и определять его  положение в начале слова.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Из чего состоят слова?»,

3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие  в город Звуков»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Хозяин дома Ани»

4.2 Игра « Где звук «А»

4.3. Игра «Отгадываем загадки»

4.4. Игра «Назови одним словом»

4.5. Игра «На что похожа буква А»

5.Итог

1.

тематическое

17.09

4.

«Осень»

Обогащать словарный запас детей. Развивать творческое воображение. Знакомить со звуком (О). Развивать фонематический слух. Учить выполнять звуковой анализ слов. Расширять и уточнять словарный запас.

1.Игра-мотивация

«Любите ли вы путешествовать?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Назови приметы осени»,

3.Проблемная ситуация беседа «Об осени»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Доскажи слово»

4.2 Игра « Обезьянка»

5.Итог

1

тематическое

19.09.

4.

«Звук «О»

Обогащать словарный запас детей. Развивать творческое воображение. Знакомить со звуком (О). Развивать фонематический слух. Учить выполнять звуковой анализ слов. Расширять и уточнять словарный запас.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Слова со звуком «А»,

3.Проблемная ситуация беседа «В гости К Оле»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Хозяин дома Оли»

4.2 Игра « Где звук «О»

4.3. Игра «Отгадываем загадки»

4.4. Игра «На что похожа буква О»

5.Итог

1

комплексное

24.09

5.

«Дом»

Расширять словарный запас, закреплять навыки словообразования. Учить образовывать однокоренные слова. Развивать фонематический слух, знакомить со звуком (Э). Воспитывать внимание.

1.Игра-мотивация

«Любите ли вы путешествовать?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Что построил строитель?»,

3.Проблемная ситуация беседа «О доме»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Какой дом?»

4.2 Игра « Скажи ласково»

5.Итог

1

путешествие

26.09.

6.

«Звук «Э»

Расширять словарный объем, учить использовать простые предлоги в речи. Знакомить со звуком (Э). Систематизировать словарный запас детей, расширять глагольную лексику. Развивать навыки словоизменения, и фонематический строй. Учить различать звуки

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Слова со звуком О»,

3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие  в город Звуков»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Самый холодный дом»

4.2 Игра « Где звук «Э»

4.3. Игра «Отгадываем загадки»

4.4. Игра « Игры со словами»

4.5. Игра «На что похожа буква Э»

5.Итог

1

тематическое

01.10

7.

«Овощи и фрукты»

Систематизировать словарный запас. Закреплять навыки употребления предлогов, глагольной лексики, навыков образования и изменения словосочетаний

1.Игра-мотивация

«Что растет в саду и на огороде?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Подели на группы»,

3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах и фруктах»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «собираем урожай»

4.2 Игра « Овощное  - фруктовое»

5.Итог

1

тематическое

03.10.

8.

«Звук «И»

Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Знакомить со звуком (И), учить выполнять звуковой анализ. Воспитывать любознательность.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Слова со звуком Э»,

3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие  в город Звуков»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Дом Мышонка»

4.2 Игра « Где звук «И»

4.3. Игра «Отгадываем загадки»

4.4. Игра « Игры со словами»

4.5. Игра «На что похожа буква И»

5.Итог

1

путешествие

08.10.

9.

«Фрукты»

Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Знакомить со звуком (Ы), учить выполнять звуковой анализ. Воспитывать

1.Игра-мотивация

«Где растут фрукты?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Назови одним словом»,

3.Проблемная ситуация беседа «О фруктах»

4.Разрешение ситуации

4.1. Загадки

4.2 Игра « Что больше, что меньше?»

5.Итог

1

интегрированное

10.10.

10.

«Звук «Ы»

Расширять словарный запас, закреплять навыки словообразования. Учить образовывать однокоренные слова. Развивать фонематический слух, знакомить со звуком (Ы). Воспитывать внимание.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Слова со звуком И»,

3.Проблемная ситуация беседа «Путешествие  в город Звуков»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Погреб Мышонка»

4.2 Игра « Где звук «Ы»

4.3. Игра «Отгадываем загадки»

4.4. Игра « Игры со словами»

4.5. Игра «На что похожа буква Ы»

5.Итог

1

интегрированное

15.10.

11.

«Овощи и фрукты»

Систематизировать словарный запас. Закреплять навыки употребления предлогов, глагольной лексики, навыков образования и изменения словосочетаний.

1.Игра-мотивация

«Что растет в саду и на огороде?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Подели на группы»,

3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах и фруктах»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «собираем урожай»

4.2 Игра « Овощное  - фруктовое»

5.Итог

1

интегрированное

17.10.

12.

«Звуки «И» - «Ы»

Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Закреплять знания о звуках (И-Ы), учить выполнять звуковой анализ, дифференцировать данные звуки.  Воспитывать любознательность.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Слова со звуками «И – Ы»,

3.Проблемная ситуация беседа «Прогулка по улице»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Улыбка»

4.2 Игра « Где звук «И – Ы»

4.3. Игра «Соедини картинки»

4.4. Игра « Скажи ласково»

4.5. Игра «Паровозик»

5.Итог

1

обобщающее

22.10.

13.

«Овощи»

Расширять словарный объем, учить использовать простые предлоги в речи. Знакомить со звуком (У). Систематизировать словарный запас детей, расширять глагольную лексику. Развивать навыки словоизменения, и фонематический строй. Учить различать звуки

1.Игра-мотивация

«Где растут овощи?»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Назови одним словом»,

3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Скажи ласково»

4.2 Стихотворение Ю.Тувима «Овощи»

5.Итог

1

тематическое

24.10.

14.

«Звук «У»

Закреплять и уточнить словарный запас. Развивать связную речь. Знакомить со звуком (У), учить выполнять звуковой анализ. Воспитывать любознательность.

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Чем отличаются звуки И-Ы»,

3.Проблемная ситуация беседа «По реке на теплоходе»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «Что на пароходе»

4.2 Игра « Какой звук в слове?»

4.3. Игра «Отгадываем загадки»

4.4. Игра « Кто как кричит»

4.5. Игра «На что похожа буква У»

5.Итог

1

интегрированное

29.10

15.

«Гласные звуки»  

Систематизация словаря, развитие грамматического строя речи. Анализ гласных звуков, умение определять их местоположение в слове. Воспитывать внимание.                    

1.Игра-мотивация

«В гости к Ежику и Лисенку»

2.Познавательная игра, актуализация                                     знаний игра «Чем отличаются звуки И-Ы, О-У, А-О?»,

3.Проблемная ситуация беседа «Прогулка по улице Гласных звуков»

4.Разрешение ситуации

4.1. Игра «На карнавале Гласных звуков»

4.2 Игра « Песня Гласных звуков»

4.3. Игра «Какой звук?»

4.4. Игра « Назови гласный звук»

4.5. Игра «Чем различаются слова?»

5.Итог

1

на обобщение

31.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группы по развитию речи.

Конспект НОД с детьми старшей группы по развитию речи.Цель: учить детей различать признаки зимы и лета, продолжать учить составлять описательные рассказы по предложенной схеме, способствовать умению в...

Конспект НОД с детьми старшей группе по развитию речи на тему: "Путешествие по сказкам"

Конспект НОД с детьми стаошей группе по развитию речи на тему: "Путешествие по сказкам"....

Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи и фонетико-фонематического восприятия на тему: Звук [Ы]

В данной методической разработке представлен опыт работы по одному из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО «Речевое развитие». Предлож...

Конспект занятия с детьми старшей группы по развитию речи «Поможем Осени собрать урожай»

Задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «овощи и фрукты».2. Совершенствовать двигательные умения, разные виды бега и ходьбы.3. Совершенствовать знания о фор...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи"Зимушка -зима"

Конспект образовательной деятельностис детьми старшей группы по развитию речи "Зимушка -зима" Дата26.02. 2019Тема«Зимушка – зима».Программа«От рождения до школы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Профессии»

Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей.Задачи:Образовательные: закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия». Совершенствоват...