Функциональная грамотность у дошкольников: миф или реальность?
консультация

Никитенко Валентина Сергеевна

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Как обеспечить формирование функциональной грамотности дошкольника? 

Ответ содержится в одном определении – деятельность. Речь идет о детской деятельности, о деятельностном подходе к воспитательно-образовательному процессу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_vopros_diskussii.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность  у дошкольников: миф или реальность? 

Интеллектуальные предпосылки.

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Упрощенно:

Функционально грамотный человек – человек, способный использовать свои знания, умения и навыки  в практической жизни – деятельности, общении, в социуме.

Дошкольник, находясь на самой первой ступени образования, получает фундамент. 

Задача ДОУ - создание условий развития ребенка: его позитивной социализации, его личностного развития (умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества); развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. – ТЮРА, КВЕСТЫ.

 Мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Как обеспечить формирование функциональной грамотности дошкольника? 

Ответ содержится в одном определении – деятельность. Речь идет о детской деятельности, о деятельностном подходе к воспитательно-образовательному процессу. Рассмотрим обеспечение деятельностного подхода на примере планирования занятия. Ребенок не становится марионеткой в руках воспитателя. Он – союзник, равноправный партнер. 

Занятие.

Первый этап – мотивация. Дети должны понимать для чего они действуют, а педагог в свою очередь решает педагогические задачи.

Второй этап – планирование. Ребенок должен ответить КАК Я ЭТО БУДУ ДЕЛАТЬ?

Третий этап – реализация замысла Я ДЕЛАЮ ЭТО САМ

Четвертый этап – рефлексия (самоанализ) ЧТО И ПОЧЕМУ У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ? (с детской точки зрения)

Таким образом, гибкость планирования, умение педагога импровизировать, при этом четко придерживаясь педагогической цели, принятие ребенка в качестве субъекта воспитательно-образовательного процесса, демократический стиль общения — все это - способствует формированию функциональной грамотности дошкольников. Ребенок получает все шансы стать самостоятельным, инициативным, открытым к познанию, творчески активным, и при этом сохранить свою индивидуальность.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

Педагогический процесс, осуществляемый в традиционной форме, с опорой на объяснительно-демонстративный метод сейчас не эффективен. Это доказывает практика. Этот метод требует от детей воспроизведение услышанного, прочитанного, активизирует конкретно образное мышление в ущерб логическому абстракту. 

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

ОН способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. 

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Для ознакомления:

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность. Из которых формируются глобальные компетентности.

Читательская грамотность :

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;

расширять свои знания и возможности;

участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность

способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Что такое читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность, я об этом говорить не буду, т. к. об этом скажут коллеги.

Из этого вытекает глобальные компетенции.

Так что такое глобальные компетенции? Это

• Способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде;

• способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

• осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

• вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Предпосылки интеллекта — те базовые психические процессы, которые определяют общую успешность интеллектуальной деятельности: внимание, память, мышление, речь, скорость психических процессов и пр. 

Собственно интеллект - состоит из почти неограниченного ряда способностей и функций - способности к логическому мышлению, абстрагированию, комбинаторике, оригинальность мышления и т.п.

различают 

высший интеллект, характеризующийся критичностью, способностью к логическому мышлению, абстрагированию, комбинаторике;

 формальный интеллект, определяющийся знаниями, почерпнутыми в школе и в процессе жизненного опыта;

 практический интеллект, помогающий человеку разобраться в конкретных жизненных ситуациях.

Говоря об индивидуальности интеллекта А. А. Меграбян выделяет следующие его свойства :

Л о г и ч н о с т ь - свойство ума, заключающееся в умении строить умозаключения в соответствии с законами логики, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами.

Д о к а з а т е л ь н о с т ь - свойство ума, отражающее способность последовательно обосновать свое мнение и решение так, чтобы оно было принято собеседником.

Т е м п - свойство ума, определяемое качеством ассоциаций в единицу времени.

Ц е л е н а п р а в л е н о с т ь - свойство ума сохранять в течении определенного времени подчиненность мыслительного процесса определенной задаче. Прямо противоположное качество - растекаемость. Начинают с проработки одной мысли, а потом, не приняв никакого решения, не сделав вывода и даже не заметив, переходят к обсуждению другого вопроса.

Г и б к о с т ь и п о д в и ж н о с т ь - свойство ума, выражающееся в умении быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации, условиям, или найти новые.

Э к о н о м и ч н о с т ь - свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества слов, суждений и умозаключений. Экономичное мышление приобретает такое качество, как ясность. В речи экономичное мышление выражается лаконичностью, когда "словам тесно, а мыслям просторно".

Ш и р о т а - свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.

Г л у б и н а - свойство ума, отражающее способность вникать в суть явлений, искать их причину, не ограничиваясь констатацией лежащих на поверхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.

К р и т и ч н о с т ь - свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. При наличии этого свойства человек видит недостатки своих собственных суждений и их причину. В таком случае его идеи продолжают развиваться.

С а м о с т о я т е л ь н о с т ь - свойство ума, отражающее способность заметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него ответ правильный ответ. Самостоятельный ум - всегда критический ум. Противоположное самостоятельности качество - внушаемость. Внушаемые люди под влиянием сильных личностей легко меняют одни суждения на другие, при этом иным становится и стиль поведения. Отсутствие самостоятельности мышления и повышенная внушаемость являются психологической базой для распространения фашизма. Внушаемые люди легко поддаются гипнозу. На них нельзя положиться.

Л ю б о з н а т е л ь н о с т ь - свойство ума, отражающее стремление узнать новое, что встречается в жизни.

П ы т л и в о с т ь - свойство ума, отражающее стремеление дознаться до основных причин наблюдаемых явлений, хорошая союзница глубины ума.

Н а х о д ч и в о с т ь - свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Занятие логикой способствуют развитию этого свойства.

О с т р о у м и е - свойство ума, отражающее способность к неожиданным, нешаблонным решениям и умозаключениям, которые возникают на основе скрытых от других смысловых связей. Его следует отличать от острословия, где в основном ассоциации бывают поверхностными и основаны на игре слов.

О р и г и н а л ь н о с т ь - свойство ума, отражающее способность прийти к правильным выводам нешаблонным путем.

П р о д у к т и в н о с т ь - итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность сущест

Жизненные компетенции – это те навыки знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность дошкольников

laquo;Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельн...

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»

Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."

Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...