Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Блокада Ленинграда».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Петровна

План-конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_peterburgovedeniyu.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ

НА ТЕМУ: «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА».

ВОЗРАСТ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА.

 Составитель:

Горбунова Ольга Петровна

        

Цель: ознакомление детей с героическим прошлым города Ленинграда.

Задачи:

– формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны  и города Ленинграда;                                                                                                        

–расширять представления детей о блокаде Ленинграда;                                    

– способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

Интеграция образовательных областей: “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Художественная литература”.

Оборудование: проектор (мультимедийное сопровождение – презентация), экран, презентация «Блокада Ленинграда», карта мира и изображение блокадного кольца, детские рисунки по теме, макет «Дорога жизни».

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, работа с родителями.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давным-давно, когда никого из нас еще не было на свете, прогремела Великая Отечественная война. Ранним утром 22 июня 1941года немецкие войска напали на нашу страну. Мирная жизнь наших людей прервалась, началась война... Враг разрушал наши города и села, убивал мирных жителей. Весь наш народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. (слайд 2)

Один из главных ударов немецких войск был нацелен на Ленинград. Немцам не удалось взять город, но они окружили его со всех сторон. Ленинград оказался блокированным с суши и с моря. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Город все время обстреливался из орудий, его бомбили самолеты. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа? (слайд 3)

Ответы детей: (круг, кольцо..)

Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда. Ребята как вы понимаете слово «блокада»?

Ответы детей:

Воспитатель: 8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады, длинной в 900 дней и ночей. Враг полностью перерезал пути подвоза продовольствия. Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Продукты жителям города выдавались по карточкам. Норма выдачи хлеба снизилась до 125гр в день. (слайд 4)

Чтение стихотворения Ника Ефимова 

«Я вспоминаю хлеб блокадных дней»

"Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали..."

– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?

Связь с городом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная “Дорогой жизни”. По этой дороге на грузовых машинах не только подвозили продовольствие, но и вывозили из города больных, раненных, стариков и детей. Дорога жизни спасла сотни тысяч ленинградцев. (слайд 5)

Ответы детей.

- Это один маленький кусочек! Люди начали умирать от голода.

ФИЗМИНУТКА «ПАРАД»

(Дети маршируют под стихотворение)

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут,

И славятся всюду их доблестный труд.

Воспитатель: Трудно было и взрослым и детям. Но город жил и сражался.  Ленинградские заводы выпускали танки, орудия, снаряды и патроны. Рабочие сутками не выходили из цехов. Они ночевали прямо у станков. (слайд7)

Всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы.

Взрослые в детских садах и больницах все делали, чтобы дети выжили, даже устраивали им праздники - Новый год, спортивные праздники.

Воспитатели где могли доставали игрушки для детей. Вот такие игрушки были в те тяжелые времена. (слайд 8)

Дети постарше вместе со взрослыми встали на защиту любимого города Они дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, разгребали завалы после бомбежек, встали к станкам на военных заводах.(слайд 9)

Многие были настолько малы, что не доставали до станков и для них были изготовлены маленькие скамеечки.

Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда» (слайд 10)

На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб (слайд 11)

Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда

На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».

Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Ленинград был полностью освобожден от блокады- 27 января 1944 года. За стойкость и героизм жителей нашему городу присвоено звание город-герой. (слайд 12)

- Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой  молчания.

Минута молчания.

- Воспитатель: Наше занятие закончилось. Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство.

Память о них мы сохраним в наших сердцах.

- Ребята что нового вы узнали на занятие?

(ответы детей)

- Есть те, у кого бабушка или дедушка пережили Блокаду Ленинграда?

(ответы детей)

- Что вам запомнилось больше всего?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности. Тема: «Блокада Ленинграда».

Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце.Что знают дети о блокадном времени? Рассказать и показать детям о жизни города во время блокады....

Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Блокада Ленинграда"

Сценарий ко Дню снятия Блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе.Для написания сценария использовался материал из сайта: http://www.maam.ru/...

Конспект занятия на тему \"Блокада Ленинграда\"

Конспект занятия на тему \"Блокада Ленинграда\"...

Конспект досуга для детей подготовительной группы (открытое мероприятие для родителей) Тема: «Блокада Ленинграда»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»

Воспитание у дошкольников патриотизма;  уважения к старшему поколению, к людям,  которых мы называем ленинградцами, блокадниками....

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»

Тема образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"...

Конспект игровой образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Блокада Ленинграда».

Обогатить знания детей о героическом прошлом Блокадного города. Формировать у детей нравственные понятия. Воспитывать чувство гордости за защитников Отечества....