Сундучок татарских сказок.
консультация (старшая группа)

Шишлова Наталья Ивановна

  Народные сказки – сокровищница фольклора. Волшебные приключения народных героев Поволжья – лучший способ рассказать Вашему ребёнку о добре и зле. С давних пор сказки связывали поколения, передаваясь из уст в уста.

  Польза чтения сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребёнком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности. Слушая народные сказки, ребёнок приобщается к культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Народные сказки – сокровищница фольклора. Волшебные приключения народных героев Поволжья – лучший способ рассказать Вашему ребёнку о добре и зле. С давних пор сказки связывали поколения, передаваясь из уст в уста. 

  Польза чтения сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребёнком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности. Слушая народные сказки, ребёнок приобщается к культуре своего народа.

  Сказки, автор которых не известен, значительно отличаются от авторских, дидактических сказок и произведений в стиле фэнтези. Они воплощают память, традиции и обычаи, присущие целым народностям и нациям. Лучшие народные сказки заключают в себе мудрость, которая выкристаллизовывалась тысячелетиями, и потому заслуживает того, чтобы человек изучил её как можно раньше. Воспитательный аспект в преданиях наших предков проявлен не так ярко, как в дидактических сказках, но ценен своей аутентичностью, народным духом, традиционными ценностями. Темы народных сказок, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди, и обстоятельства, в которых оказывались чаще всего.

  Герои народных сказок воплощают самые яркие черты народного характера и отношение общества к окружающему миру, порой загадочному, но всегда полному открытий, к себе самому и к своим соседям.

   Народные сказки для детей – то же самое, что почва для молодых ростков. Чем лучше почва, тем крепче и красивее будет растение. Слушая в детстве о волшебных приключениях сказочных персонажей, ребёнок приобретает нечто большее, чем знание фольклора. Он учится понимать разницу между добром и злом, ценить силу духа, предприимчивость, юмор, умение находить выход из, на первый взгляд, безвыходных ситуаций. Как известно из практики дошкольного и школьного обучения, материал, изученный перед сном, запоминается надолго, поэтому лучший способ оставить сказочные образы в памяти малыша – читать народные сказки на ночь. В сказках взрослые и юные читатели найдут истории на любой вкус: о зверях и птицах, о героях, о мудрецах, о чудаках и, конечно, о добрых и злых волшебниках.                 Шурале», «пэри», «джигиты» и «баи» - эти татарские персонажи знакомы не только татарам, но и многим другим народам России.

  Когда появилась первая сказка? Никто не знает. Но издавна сказка - любимый жанр как у детей, так и у взрослых: язык татарской народной сказки понятен всем. Они передаются из поколения в поколение, бережно сохраняя вековую народную мудрость. Несмотря на то, что изначально сказка направлена на развлечение маленького слушателя, в ней всегда присутствует мораль. Никогда злой герой не одержит победу, а глупец не станет королём.

  Все свои мечты, все надежды люди вкладывали в сказки. Переходя из уст в уста, они обрастали новыми подробностями, менялись имена героев, некоторые истории забывались. Но лучшие татарские народные сказки дошли до наших дней.

     Народные сказки – это отражение жизни, отражение нашего существования. Расскажите про татарские народные сказки своему ребёнку, почитайте их вместе. Погрузитесь в этот таинственный и волшебный мир превращений и чудес, фантазии и реальности. Отпустите себя в приключение и эти чувства останутся с вами навсегда.

      Не стоит удивляться, если вы найдете в разных сказках очень схожие между собой сюжеты или рассказы, тесно пересекающиеся с русскими народными сказками, — ведь русские и татары живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга.

Сказка по-татарски называется Экият (Хикэят). Отдельные представители старшего поколения называют эту сказку словом «хикэят» (однако смысл этого термина был гораздо шире: среди печатных текстов, названных «хикэят», встречаются кроме сказок легенды, предания, народные шутки, притчи, рассказы и другие прозаические произведения.)
В татарской фольклористике принято делить сказки обычно на три основные разновидности: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, хотя некоторые произведения не всегда вмещаются в рамки этих трех групп.

 Сказки о животных. 
В составе татарских народных сказок таких немного. Судя по количеству записей, они составляют примерно 8 % всего сказочного наследия. К тому же, и объем их невелик. В сказках о животных аллегорически изображаются общечеловеческие недостатки. В них повадки животных используются для обличения пороков, встречающихся в людях.

 Волшебные сказки. 
Судя по количеству записей, они составляют приблизительно половину татарских сказок и отличаются сравнительно большим объемом. Среди волшебных сказок особо выделяются сказки о богатырях (Камыр-батыр, Турай-батыр, Тан-батыр и др.). В число волшебных сказок также входят произведения, основанные на мифологических рассказах (бывальщинах) и легендах. Разумеется, большую часть этой разновидности составляют собственно волшебные сказки.
Среди татарских волшебных сказок особенно широко распространены следующие международные сюжеты:
В центре волшебной сказки стоит образ идеального героя. В подавляющем большинстве случаев это младший из братьев (изображение в качестве главного героя старшего брата — явление исключительное). Можно предполагать, что это происходит из дуалистических мифов древних тюрок. А в тюркской мифологии младший брат — положительный герой.

В волшебных сказках значительное место занимают мифологические персонажи. Один из часто встречающихся персонажей — див (дию). Див живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой или, чаще всего, под землей. Он обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен. Однако, где бы он ни находился, герой сказки джигит-богатырь, преодолевая неимоверные трудности, проникает в его владения. Убив дива, он освобождает девушку и, как правило, на ней женится. Див изображается, таким образом, как враждебная человеку сила. Однако, хотя и очень редко, встречаются и дивы добрые, помогающие человеку.

Сравнительно часто в волшебной сказке действует, наподобие русской бабы-яги, старуха-ведьма (убырлы карчык), т.е. буквально: старуха-упырь. В некоторых сказках она называется старухой-колдуньей (сихерле карчык), старухой-обжорой (җалмавыз). Старуха-ведьма, живущая обычно в лесу в маленькой избушке, вредит человеку и приносит несчастья. Герою сказки приходится приложить немало сил, чтобы уничтожить или заставить ее подчиниться. Вместе с тем, сохранились в некоторых сказках древние сюжеты, где старуха-ведьма оказывается доброй и помогает людям.
Относительно реже в волшебной сказке встречается образ змея (елан). У многих народов змей изображается как ярый враг человека, и сюжеты о змееборстве в сказках занимают значительное место.

 Бытовые сказки. 
Они составляют примерно 42% сказочного наследия. Основанные на социальном и бытовом конфликте, эти сказки наиболее близко стоят к реальной действительности. Они отличаются от волшебных своей непосредственной обращенностью именно к бытовым обстоятельствам, определяющим сюжетную коллизию и ее разрешение, а вместе с тем иную, чем в волшебной сказке, систему образов действующих лиц.
По своей тематике бытовые сказки очень разнообразны. Среди них есть произведения о мудрых людях, неверных и верных женах, богачах и работниках, муллах, ловких ворах и пр.

К группе назидательных относятся сказки, в которых мораль высказывается открыто. Это сказки о правде и лжи, мудрых советах и ответах, завещаниях и т.д. В числе назидательных бытует и часть притчей, что является следствием не обособленности этого жанра в самостоятельный в татарской фольклористике.
Группу авантюрных сказок составляют в основном сказки об оклеветанных женщинах, верных женах, ловких ворах и разбойниках.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное   учреждение «Детский сад №3» г. Энгельс Саратовской области        

Выступление

Тема: Сундучок татарских сказок.

В рамках муниципальной стажировочной площадки «Формирование этнокультурных компетенций детей дошкольного возраста».

Тема: Хоровод сказок народов Саратовской губернии.


                      Подготовили воспитатели МАДОУ «Детский сад №3»

Шишлова Наталья

Ивановна.

2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

картотека татарских сказок

Знакомство с татарскими народными сказками...

Проект "Сундучок добрых сказок" вторая младшая группа

Данный проект познакомит детей 3-4 лет  с потешками, прибаутками,  русскими народными сказками и их героями, через устное народное творчество поможет развить и обогатить речь ребенка, научит...

Мастер-класс "Сундучок народных сказок"(ручной труд).6-ая группа средняя

17 февраля в 6-ой средней группе прошёл мастер-класс по теме "Сундучок народных сказок" (ручной труд)Сказка-благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка.Сказка-это духо...