Главные вкладки

    Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Наталья Александровна Трифонова

     

    С.В. БобиноваСегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. 

    Во многих художественных произведениях для  детей и молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии. Задача взрослых – помочь детям увидеть эту тему, понять и принять её.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В  литературе  для детей  множество произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности.

    О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывается еще в баснях. Знаменитый русский баснописец Крылов, не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

    В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

    В другой известной басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

    Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

    Многие ошибочно отождествляют понятие толерантности и терпения. Да, это родственные определения, но если рассмотреть понятие толерантности на практике, то различия станут очевидны.

    Если рассмотреть, например, тему толерантности в литературе, то в глаза сразу бросится это различие.

    Терпение слишком широкое понятие, а толерантность может быть его разновидностью, но своеобразной, отличной от других проявлений терпеливого отношения.

    Например, в сказке Андерсена «Русалочка», одна из дочерей морского владыки, тоже терпит, терпит боль, более того боль нечеловеческую, терпит её ради любви к земному принцу. Несмотря, на то, что каждый шаг причиняет ей боль, девушка отказывается от рыбьего хвоста и «меняет» его на возможность быть рядом с любимым, возможностью этой и является приобретение человеческих ног вместо русалочьего хвоста.

    Но терпение в данном случае является личностным качеством, не распространяющимся на окружающих. Конфликта с ними так же нет, и быть не может, так как русалка онемела, сразу, как её хвост превратился в ноги. Конфликт возникает не из-за непонимания, а из-за безответной любви. Более того, с позиции взрослого человека, становится понятно, что не так-то она была и безответна. Просто принц, испытывая благодарность по отношению к принцессе, якобы спасшей ему жизнь, считал своим долгом отплатить ей тем же, и на благодарности возникает чувство. Сумей русалочка рассказать принцу свою историю, что именно она спасла его тонущего, принц естественно женился бы скорее на ней, чем на принцессе, но русалочка онемела из-за зелья колдуньи, превратившего её в земную девушку. Тем более нелогично его поведение, когда он привел девушку в замок, окружил русалочку заботой, теплом.

    Не любя, он никогда не поступил бы так и не привел незнакомую девушку в замок.

    О терпении, как о явлении физическом, в этой сказке идет речь. Русалочка терпит боль и немоту, страдания оттого, что принц женился на другой. Терпение русалочки здесь не является терпением толерантным, так как толерантность обязательно направлена на кого-то извне.

    Более того, нельзя рассматривать толерантность и просто как терпение к кому-то, на «последней точке кипения». Человек может терпеть, просто не показывая вида, что не согласен, а внутри горя от возмущения. Толерантность подразумевает помимо спокойного, уважительного отношения к мнению другого человека, еще и поиск возможного компромисса во взглядах.

    Многие  знают, что сказка «Морозко» имела народные корни, то есть первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей.

    Имена главных героинь варьировались, но именно вариант, предложенный А.Роу, где неблагодарную дочь звали Марфута, а благодарную Настя прижился. Хотя в первоначальном варианте именно ту дочь, которая вытерпела испытания Морозко звали Марфа. Да и конец у русской народной сказки был намного более пессимистичный – неблагодарная (у А.Роу Марфуточка ) дочь погибает от холода, а вовсе не приезжает домой с ледяными украшениями.

    Но, если все же говорить об этой сказке, в аспекте толерантности, то очевидно станет, что дочь – падчерица терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.

    Аналогичным примером служит сказка «Золушка», где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение.

    В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу:

    «Князь Гвидон зовет их в гости,

    Их и кормит и поит,

    И ответ держать велит».

    Вместо того, чтобы мстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.

    В сказке Аксакова «Аленький цветочек», толерантность является, чуть ли не основным мотивом действий главных героев. Купец настолько любит и уважает своих дочерей, что их мнение для него представляет большую ценность, и поэтому он привозит именно те подарки, которые они просили, а не какие либо другие, хотя достать просимое дочерьми было очень сложно.

    Сорвав аленький цветочек, просимый младшей дочерью, купец навлекает гнев владельца дворца, на территории которого этот цветочек рос.

    Настенька – младшая дочь купца, остается во дворце, вместо отца. Её поведение по отношению к гостеприимному хозяину является примером уважительного, почтительного отношения к другому существу. Хотя точки зрения хозяина дворца и младшей дочери купца расходятся, она все равно проявляет уважение к чужому мнению. Настенька хотя и хочет вернуться домой к сестрам и отцу, но вслух говорит об этом, лишь, когда тоска её достигает такой точки, что терпеть разлуку с близкими уже невозможно: «Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров, лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных…».

    Она уважает невидимого гостеприимного хозяина за его ум, доброту, почтительное отношение к своей гостье: «С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай, целый день - во зеленом саду на гуляньях, во темных лесах на катаньях и во всех палатах высоких…». Девушка проявляет терпеливое отношение, потому что понимает одиночество и грусть этого человека: «И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет…»

    В сказке братьев Гримм «Король Дроздобород» молодой король учит свою жену уважению к себе, исправляя её своенравный характер, приучив свою нареченную упрямую королевну к труду, в том числе и судомойки. Таким образом она общается с людьми не только своего круга, но и с низшими по её представлениям слоями общества. Она лишь окунувшись в атмосферу рабочей среды прислуги начинает понимать и уважать мнение не только знати, но и людей более низкого класса. Более того, король Дроздобород женится на этой девушке, представившись ей и её отцу бедным бродячим музыкантом без гроша в кармане. Ранее упрямая нерадивая принцесса, которая презирала всех, кто бы к ней не просватался, становится покладистой и хозяйственной женой, с уважением относящийся теперь и к высокопоставленным особам и к нищим.

    В мудрой сказке «Кот в сапогах» кот видя огорчение своего хозяина по-поводу того, что ему от умершего отца не досталось в наследство ничего из того, что он бы хотел – никаких ценностей, только он, решает помочь своему хозяину обрести счастье и положение в обществе. Кот охотно прислушивается к мнению своего хозяина, терпеливо сносит его упреки в начале повествования, помогая ему стать маркизом к концу сказки, всячески ублажая его и проявляя огромную верность и преданность. В свою очередь хозяин кота пытается угодить королю, в чью дочь он влюблен, делает всё, что говорит ему кот, чтобы понравится отцу своей будущей нареченной.

    В красивой детской сказке «Белоснежка и семь гномов» главная героиня помогает маленьким гномам, сходным своими характерами с детьми, работает для них: стирает, убирает, развлекает их, то есть учит всему тому светлому и доброму, что носит в своей душе. Здесь наглядно можно проследить умение идти на компромиссы и искусство уживаться. Ведь гномы сначала настороженно отнеслись к своей гостье, затем, видя старательность Белоснежки, её хозяйственность, внимание к маленьким хозяевам лесного жилища, принимают её как родную сестру и сильно привязываются и привыкают к ней.

    Астрид Линдгрен также в своей широко известной сказке «Карлсон, который живет на крыше» не раз обращается к теме поиска компромисса между родителями и детьми, к теме настоящей дружбы и преданности.

    Малыш – самый обычный семилетний мальчик из обычной шведской семьи: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят - Боссе, Бетан и Малыша…»

    У Малыша практически нет настоящих друзей, и он мечтает о собаке, которая сгладила бы его одиночество. Родители категорически против домашних животных в доме. Уже отчаявшись найти настоящих друзей, не получив уже который раз в подарок на день рожденья щенка, Малыш встречает удивительное создание с пропеллером за спиной:

    «…мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живет на крыше. Но ведь в то время  Малыш еще не знал его…»

    Подружившись с Карлсоном, Малышу приходится мириться и с его обидчивостью, и с шалостями, и с любовью покушать. Все помнят фразу Карлсона из известного мультфильма: «А нельзя так, чтобы восемь тортов и одна свечка?», брошенную им при взгляде на торт с восемью свечками. А к тому же выясняется, что Карлсон раним и ревнив, когда Малышу все же дарят симпатичного маленького щенка на восьмилетие.

    В любимой сказке очень многих детей Алана Александра Милна «Винни Пух и все, все, все…» сосуществуют вместе, даже отличаются завидной дружелюбностью друг к другу несколько абсолютно не похожих друг на друга персонажей: добрый, толстый и глуповатый медвежонок Винни Пух, грустный задумчивый ослик Иа, хозяйственный и серьезный Кролик, маленький пугливый поросенок Пятачок, умная, умудренная опытом Сова, игривый и подвижный Тигра и т.д.

          Герои отлично ладят друг с другом, контактируют, общаются, несмотря на разность интересов. Эта сказочная история как нельзя лучше иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.

    Взять хотя бы ситуацию с походом Винни Пуха и Пятачка в гости к Кролику, когда Пух съедает там почти все запасы гостеприимного хозяина. Вместо того, чтобы возмутиться или засыпать Винни упреками, Кролик лишь тогда говорит: «Просто кто-то слишком много ест…», когда Пух упрекает его в том, что в доме Кролика слишком узкие двери, и застревает на выходе.

    Среди героинь детских сказок, безусловно, можно привести в качестве терпеливой личности, умеющей идти на компромиссы Дюймовочку.

    Прожив у мыши в норке всю зиму, крошечная девочка терпела сварливость хозяйки, помогала и выручала мышку в беде. Не повстречай девушка ласточку, кто знает, может, судьба Дюймовочки сложилась бы трагично, и ей пришлось прожить несчастную жизнь с жадным слепым кротом.

    Сказку Андерсена «Гадкий утенок» многие психологи  используют как материал для проведения занятий  по национальной терпимости, например, С.В. Бобинова предлагает задать ряд вопросов детям по данной сказке:

    1. объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

    2. кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

    3. считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

    Задача взрослого  на данном материале научить ребенка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.

    То, что человек другой, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения. Издевкам могут подвергаться часто самые достойные дети, просто иногда не нашедшие свое место в коллективе.

    Гадкий утенок даже сам себе казался гадким, лишь тогда он осознал, что просто не общался с себе подобными, когда встретил лебедей и понял, что он один из них, ведь они приняли его в свое сообщество, отнесясь с уважением и почтением к молодому лебедю, которого долго считали среди уток и кур некрасивым переростком.

    Рассматривая сказку Киплинга «Маугли» можно сказать, что образцами толерантного поведения здесь служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, пусть и не понимающую человеческий язык, но, несомненно, сильную и непреклонную. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных.

    Кровожадный тигр Шерхан служит здесь собирательным образом зла, он не уважает никого и ничего, кроме собственной силы. Лишь к нему Маугли не толерантен.

    В условиях современной цивилизации можно выделить фантастическую литературу,  которой увлекается читающая молодежь. Среди них особо выделяется волшебные сказки для всех возрастов, как «Хроники Нарнии. Лев колдунья и волшебный шкаф» и истории о Гарри Поттере.  Эти книги можно даже назвать волшебными сагами, которые читают, как маленькие дети, так и взрослые с удовольствием.

    В сказочной истории о Гарри Поттере один из преподавателей магии говорит о существовании таких заклинаний, как заклинание, насылающее страх, смерть и т.п. Применять их следует, по его объяснению, только в крайних случаях, когда остальная магия бессильна.

    Да, и друзья Гарри абсолютно разные люди, но всегда готовы выручить друг друга в беде, протянуть руку помощи в критической ситуации, крепко дружат, несмотря на различие в характерах.

    В книге для детей и взрослых «Хроники Нарнии. Лев, колдунья и волшебный шкаф» Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси уважают профессора, несмотря на то, что он им сначала кажется чудным, они толерантны по отношению к человеку старшего поколения.

    Попадая в страну по ту сторону шкафа – загадочную Нарнию, они учатся ладить с её обитателями, относятся к ним почтительно и уважительно, за исключением конечно колдуньи-королевы и её приспешников.

    Таким образом, во многих художественных произведениях для  детей и молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии. Задача взрослых – помочь детям увидеть эту тему, понять и принять её.



    Предварительный просмотр:

    Что такое толерантность? 

    Однозначно ответить на этот вопрос сложно, хотя для знающего человека это сделать довольно легко, но эта легкость при дальнейшем более глубоком рассмотрении кажется иллюзией и заблуждением. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Их масса. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: tolerancia (испанский) – cпособность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; tolerance(французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul’ (арабский) - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

    По общепринятому мнению толерантность - терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений, способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, стремление к согласию, бесконфликтность. В «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1997) оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам».

    Что же такое толерантность с позиции человека, который молод, а значит, постоянно взаимодействует с людьми различных возрастов, социального положения, характеров и взглядов, в конце концов? Толерантность в теории и на практике разнятся. Если теоретический термин рисует нам идиллию терпимости во всех областях жизни, то на практике возникает нередко много сложностей с претворением в жизнь принципов толерантности.

    Ведь люди, как нам известно, различаются. У каждого свой круг общения, и разногласия могут происходить из-за несхожести мнений, характеров, из-за различных возрастных категорий в которых прибывают контактирующие в повседневности люди, из-за различий в воспитании, в социальном статусе и по многим другим причинам. Но ведь если человек проявляет нетерпимость не в вопросах, где она необходима, а в повседневной жизни, то нередко из нетерпимости вырастают неразрешимые ссоры и конфликты. Они могут носить тяжелые психологические последствия, такие как стрессы и депрессии, и наносить непоправимый урон здоровью конфликтующих сторон. Терпение должно стать неотъемлемой частью нашей жизни, люди могут найти компромисс все же в 90% из 100%.

    Толерантность применима скорее даже не к конфликтным ситуациям, которые могут возникать из-за разжигания кем-либо напряженной ситуации или даже скандала, а скорее направлена на примирение различных точек зрения, поиска компромиссных решений, уважение к точкам зрения других людей, отличным от твоей собственной. Толерантность должна быть осознанной, не казаться со стороны пассивным безразличием, а напротив выражать точку зрения, как общества в целом, так и отдельного человека.

    Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми придерживающихся различных точек зрения. Для верующего человека толерантность, прежде всего смирение. Толерантность – часть этического воспитания человека, она открывает большие перспективы для нравственного совершенствования личности в процессе повседневного общения. Здесь можно привести массу примеров. В зависимости от стереотипов мышления, менталитета, от социальной среды, человек приобретает опыт общения, и складывается его индивидуальная точка зрения по тем или иным вопросам. Например, бывает, что люди образующие тот или иной коллектив, например, компанию друзей, придерживаются определенной точки зрения, а другие их мнения не приемлют в корне. Это неправильно, с мнением практически всех людей необходимо считаться. Ведь если вы считаете ту или иную вещь красивой, а другой человек так не считает, то это есть различия в вашем мнении, но это еще не повод для конфликта.

    Если один человек – например ваш друг любит рассуждать, а вы человек действия, то необходимо более лояльно подходить друг к другу, ведь нетерпение в такой ситуации может перерасти во взаимные обиды и ссоры. Если ваш друг в данной ситуации начнет высказывать вам, что вы мало читаете, что вас ничто не интересует в жизни, что вы прагматичен и циничен, а вы ответите тем же, назвав своего друга в ответ скучным и безнадежно отстающим от жизни мечтателем, то из этого ничего хорошего не выйдет, и всей вашей дружбе придет конец. Необходимо в данной ситуации с уважением отнестись к интересам другого, и найти решение устраивающее вас обоих. Если ни вы, ни ваш друг не пойдете, друг другу на уступки, то разрушите такую хрупкую человеческую гармонию, существующую между людьми. Ведь так легко в такой ситуации подстроиться под интересы другого, общаться, не нанося, друг другу непоправимых обид.

    Можно рассмотреть другой пример: если ваши родители пытаются вас перевоспитывать - это не повод для возмущения. Необходимо проявлять терпение и уважение к людям, давшим нам жизнь, и помнить, что они самые близкие наши люди на земле. Опыт, накопленный предыдущими поколениями необходимо учитывать, наши родители могут научить нас аккуратности, привить вкус, воспитать из нас совершенную разносторонне развитую личность.

    По мнению современных ученых, занимающихся данной проблемой: «толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды».

    О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывается еще в баснях. Знаменитый русский баснописец Крылов, не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

    В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

    В другой известной басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

    Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

    Многие ошибочно отождествляют понятие толерантности и терпения. Да, это родственные определения, но если рассмотреть понятие толерантности на практике, то различия станут очевидны.

    Если рассмотреть, например, тему толерантности в литературе, то в глаза сразу бросится это различие.

    Терпение слишком широкое понятие, а толерантность может быть его разновидностью, но своеобразной, отличной от других проявлений терпеливого отношения.

    Например, в сказке Андерсена «Русалочка», одна из дочерей морского владыки, тоже терпит, терпит боль, более того боль нечеловеческую, терпит её ради любви к земному принцу. Несмотря, на то, что каждый шаг причиняет ей боль, девушка отказывается от рыбьего хвоста и «меняет» его на возможность быть рядом с любимым, возможностью этой и является приобретение человеческих ног вместо русалочьего хвоста.

    Но терпение в данном случае является личностным качеством, не распространяющимся на окружающих. Конфликта с ними так же нет, и быть не может, так как русалка онемела, сразу, как её хвост превратился в ноги. Конфликт возникает не из-за непонимания, а из-за безответной любви. Более того, с позиции взрослого человека, становится понятно, что не так-то она была и безответна. Просто принц, испытывая благодарность по отношению к принцессе, якобы спасшей ему жизнь, считал своим долгом отплатить ей тем же, и на благодарности возникает чувство. Сумей русалочка рассказать принцу свою историю, что именно она спасла его тонущего, принц естественно женился бы скорее на ней, чем на принцессе, но русалочка онемела из-за зелья колдуньи, превратившего её в земную девушку. Тем более нелогично его поведение, когда он привел девушку в замок, окружил русалочку заботой, теплом.

    Не любя, он никогда не поступил бы так и не привел незнакомую девушку в замок.

    О терпении, как о явлении физическом, в этой сказке идет речь. Русалочка терпит боль и немоту, страдания оттого, что принц женился на другой. Терпение русалочки здесь не является терпением толерантным, так как толерантность обязательно направлена на кого-то извне.

    Более того, нельзя рассматривать толерантность и просто как терпение к кому-то, на «последней точке кипения». Человек может терпеть, просто не показывая вида, что не согласен, а внутри горя от возмущения. Толерантность подразумевает помимо спокойного, уважительного отношения к мнению другого человека, еще и поиск возможного компромисса во взглядах.

    Мало кто знает, что сказка «Морозко» имела народные корни, то есть первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей.

    Имена главных героинь варьировались, но именно вариант, предложенный А.Роу, где неблагодарную дочь звали Марфута, а благодарную Настя прижился. Хотя в первоначальном варианте именно ту дочь, которая вытерпела испытания Морозко звали Марфа. Да и конец у русской народной сказки был намного более пессимистичный – неблагодарная (у А.Роу Марфуточка ) дочь погибает от холода, а вовсе не приезжает домой с ледяными украшениями.

    Но, если все же говорить об этой сказке, в аспекте толерантности, то очевидно станет, что дочь – падчерица терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.

    Аналогичным примером служит сказка «Золушка», где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение.

    В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу:

    «Князь Гвидон зовет их в гости,

    Их и кормит и поит,

    И ответ держать велит».

    Вместо того, чтобы мстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.

    В сказке Аксакова «Аленький цветочек», толерантность является, чуть ли не основным мотивом действий главных героев. Купец настолько любит и уважает своих дочерей, что их мнение для него представляет большую ценность, и поэтому он привозит именно те подарки, которые они просили, а не какие либо другие, хотя достать просимое дочерьми было очень сложно.

    Сорвав аленький цветочек, просимый младшей дочерью, купец навлекает гнев владельца дворца, на территории которого этот цветочек рос.

    Настенька – младшая дочь купца, остается во дворце, вместо отца. Её поведение по отношению к гостеприимному хозяину является примером уважительного, почтительного отношения к другому существу. Хотя точки зрения хозяина дворца и младшей дочери купца расходятся, она все равно проявляет уважение к чужому мнению. Настенька хотя и хочет вернуться домой к сестрам и отцу, но вслух говорит об этом, лишь, когда тоска её достигает такой точки, что терпеть разлуку с близкими уже невозможно: «Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров, лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных…».

    Она уважает невидимого гостеприимного хозяина за его ум, доброту, почтительное отношение к своей гостье: «С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай, целый день - во зеленом саду на гуляньях, во темных лесах на катаньях и во всех палатах высоких…». Девушка проявляет терпеливое отношение, потому что понимает одиночество и грусть этого человека: «И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет…»

    В сказке братьев Гримм «Король Дроздобород» молодой король учит свою жену уважению к себе, исправляя её своенравный характер, приучив свою нареченную упрямую королевну к труду, в том числе и судомойки. Таким образом она общается с людьми не только своего круга, но и с низшими по её представлениям слоями общества. Она лишь окунувшись в атмосферу рабочей среды прислуги начинает понимать и уважать мнение не только знати, но и людей более низкого класса. Более того, король Дроздобород женится на этой девушке, представившись ей и её отцу бедным бродячим музыкантом без гроша в кармане. Ранее упрямая нерадивая принцесса, которая презирала всех, кто бы к ней не просватался, становится покладистой и хозяйственной женой, с уважением относящийся теперь и к высокопоставленным особам и к нищим.

    В мудрой сказке «Кот в сапогах» кот видя огорчение своего хозяина по-поводу того, что ему от умершего отца не досталось в наследство ничего из того, что он бы хотел – никаких ценностей, только он, решает помочь своему хозяину обрести счастье и положение в обществе. Кот охотно прислушивается к мнению своего хозяина, терпеливо сносит его упреки в начале повествования, помогая ему стать маркизом к концу сказки, всячески ублажая его и проявляя огромную верность и преданность. В свою очередь хозяин кота пытается угодить королю, в чью дочь он влюблен, делает всё, что говорит ему кот, чтобы понравится отцу своей будущей нареченной.

    В красивой детской сказке «Белоснежка и семь гномов» главная героиня помогает маленьким гномам, сходным своими характерами с детьми, работает для них: стирает, убирает, развлекает их, то есть учит всему тому светлому и доброму, что носит в своей душе. Здесь наглядно можно проследить умение идти на компромиссы и искусство уживаться. Ведь гномы сначала настороженно отнеслись к своей гостье, затем, видя старательность Белоснежки, её хозяйственность, внимание к маленьким хозяевам лесного жилища, принимают её как родную сестру и сильно привязываются и привыкают к ней.

    Астрид Линдгрен также в своей широко известной сказке «Карлсон, который живет на крыше» не раз обращается к теме поиска компромисса между родителями и детьми, к теме настоящей дружбы и преданности.

    Малыш – самый обычный семилетний мальчик из обычной шведской семьи: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят - Боссе, Бетан и Малыша…»

    У Малыша практически нет настоящих друзей, и он мечтает о собаке, которая сгладила бы его одиночество. Родители категорически против домашних животных в доме. Уже отчаявшись найти настоящих друзей, не получив уже который раз в подарок на день рожденья щенка, Малыш встречает удивительное создание с пропеллером за спиной:

    «…мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живет на крыше. Но ведь в то время  Малыш еще не знал его…»

    Подружившись с Карлсоном, Малышу приходится мириться и с его обидчивостью, и с шалостями, и с любовью покушать. Все помнят фразу Карлсона из известного мультфильма: «А нельзя так, чтобы восемь тортов и одна свечка?», брошенную им при взгляде на торт с восемью свечками. А к тому же выясняется, что Карлсон раним и ревнив, когда Малышу все же дарят симпатичного маленького щенка на восьмилетие.

    В любимой сказке очень многих детей Алана Александра Милна «Винни Пух и все, все, все…» сосуществуют вместе, даже отличаются завидной дружелюбностью друг к другу несколько абсолютно не похожих друг на друга персонажей: добрый, толстый и глуповатый медвежонок Винни Пух, грустный задумчивый ослик Иа, хозяйственный и серьезный Кролик, маленький пугливый поросенок Пятачок, умная, умудренная опытом Сова, игривый и подвижный Тигра и т.д.

          Герои отлично ладят друг с другом, контактируют, общаются, несмотря на разность интересов. Эта сказочная история как нельзя лучше иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.

    Взять хотя бы ситуацию с походом Винни Пуха и Пятачка в гости к Кролику, когда Пух съедает там почти все запасы гостеприимного хозяина. Вместо того, чтобы возмутиться или засыпать Винни упреками, Кролик лишь тогда говорит: «Просто кто-то слишком много ест…», когда Пух упрекает его в том, что в доме Кролика слишком узкие двери, и застревает на выходе.

    Среди героинь детских сказок, безусловно, можно привести в качестве терпеливой личности, умеющей идти на компромиссы Дюймовочку.

    Прожив у мыши в норке всю зиму, крошечная девочка терпела сварливость хозяйки, помогала и выручала мышку в беде. Не повстречай девушка ласточку, кто знает, может, судьба Дюймовочки сложилась бы трагично, и ей пришлось прожить несчастную жизнь с жадным слепым кротом.

    Сказку Андерсена «Гадкий утенок» многие психологи  используют как материал для проведения занятий  по национальной терпимости, например, С.В. Бобинова предлагает задать ряд вопросов детям по данной сказке:

    1. объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

    2. кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

    3. считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

    Задача взрослого  на данном материале научить ребенка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.

    То, что человек другой, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения. Издевкам могут подвергаться часто самые достойные дети, просто иногда не нашедшие свое место в коллективе.

    Гадкий утенок даже сам себе казался гадким, лишь тогда он осознал, что просто не общался с себе подобными, когда встретил лебедей и понял, что он один из них, ведь они приняли его в свое сообщество, отнесясь с уважением и почтением к молодому лебедю, которого долго считали среди уток и кур некрасивым переростком.

    Рассматривая сказку Киплинга «Маугли» можно сказать, что образцами толерантного поведения здесь служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, пусть и не понимающую человеческий язык, но, несомненно, сильную и непреклонную. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных.

    Кровожадный тигр Шерхан служит здесь собирательным образом зла, он не уважает никого и ничего, кроме собственной силы. Лишь к нему Маугли не толерантен.

    Рассказ Куприна «Синяя звезда» является сказкой для взрослых, напоминающей по сюжету «Гадкого утенка», но главной героиней здесь является принцесса Эрна. Ее родители считают девушку уродливой, все в королевстве считают бедняжку некрасивой, но в итоге она оказывается красивой, но не для того общества, в котором находилась многие годы. Лишь когда Эрну встречает прекрасный принц, оказывается, что существует целое королевство людей, похожих на Эрну. Но, необходимо отдать должное жителям Эрнотерры, даже считая принцессу некрасивой, все относились к ее внешности терпеливо, старались не обращать внимания на внешнее уродство девушки, зато все придворные Эрнотерры хвалят внутренний мир: ум и доброту Эрны.

    Лишь родив ребенка своему, как она считает некрасивому мужу, Эрна понимает, что младенец этот прекрасен, несмотря на то, что похож на своих родителей.

    В русской классической литературе немало произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности.

    В романе Пушкина «Евгений Онегин» толерантной личностью можно назвать Татьяну Ларину, которая являет образец верной и достойной жены. Хотя Онегин и не безразличен ей, Татьяна восклицает: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Она терпеливо относиться и к окружающему ее обществу и к людям, с которыми не совсем согласна.

    Еще одним произведением, о котором необходимо упомянуть в контексте темы толерантного поведения: роман Гончарова «Обломов». Между главным героем и его друзьями лежит пропасть различий. Практически все гости Ильи Ильича Обломова, которые приходили навестить друга и приносили различные новости, ведут светский, деятельный образ жизни в отличие от ленивого Обломова, который весь день не встает с кровати.

    За Илью Ильича все делает Захар – слуга, преданный хозяину, выполняющий основную, часто черную работу по дому, искренне сочувствующий Обломову, но бессильный помочь ему, поднять с кровати, излечить от лени, превратить в деятельного живого и подвижного, интересующегося окружающим миром. Безусловно, таким запасом терпеливости, как Захар обладают немногие герои классической русской прозы XIX века.

    Обломов же замкнут в своем мирке воспоминаний о детстве, мечтах, снах, которые заменяют ему жизнь настоящую, что вызывает непонимание друзей и знакомых.

    Практически все второстепенные герои романа, безусловно, терпимы по отношению к Илье Ильичу, но особенно следует выделить Ольгу Ильинскую.

    В современной характеристике «Ольга — безусловно, личность совершенно незаурядная. Не случайно Штольц охотно и подолгу с ней беседует. Он отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Ольга уверена в себе, и это качество выгодно отличает ее от большинства людей. Гончаров дает очень точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают читателю понять особенность ее незаурядной натуры: “Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка”. Ольга может служить за образец женщины, умеющей найти компромисс практически в любой ситуации.

    Если взять в качестве примера произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети», то здесь, безусловно, на первый план выдвинута фигура Евгения Базарова, нигилиста, отрицающего все традиции, занимающегося лишь научными опытами, забывая об уважении к старшему поколению. Но, отнюдь не Базаров являет нам пример толерантного поведения в данном произведении, а его друг Аркадий, который хотя и во многом не разделяет взгляды смелого нигилиста, но является преданным и верным его другом.

    Анна Сергеевна Одинцова, в которую главный герой влюбляется, хотя и пытается подавить в себе это чувство, является умной, чувствительной женщиной, хорошо воспитанной, потому и сдержанной в своих замечаниях. Она далеко не всегда согласна с Базаровым, но сдерживает себя, потому человек этот, несмотря на все свои недостатки, вызывает у девушки дружескую симпатию и сочувствие.

    Однако получается, что на любовь его девушка ответить не может, потому что несмотря на то, что Анна Сергеевна и проявляет к Базарову терпение и уважение, он кажется ей дикарем и варваром в проявлении своих чувств, так как она привыкла к утонченным проявлением ухаживаний, а не к импульсивным порывам, которые расценивает, как некую ненормальность, но вслух естественно не выражает своего несогласия, так как воспитание не позволяет ей этого сделать.

    Анна Сергеевна поддерживает Базарова, и на последнем издыхании, потому что он желает ее видеть, и не приехать к больному девушка просто не может, потому что приличия и сострадание велят навестить умирающего.

    Безусловно, во многих сторонах своего поведения, Анна Сергеевна старается проявлять толерантность к Базарову, и ее пример может служить показательным по вопросу терпения и уважения к людям, которые придерживаются других взглядов.

    В условиях современной технократической цивилизации можно выделить ряд направлений в литературе, которыми увлекается читающая молодежь. Среди них особо выделяется фантастическая литература, такая, как, например, «Ночной дозор» С. Лукьяненко и волшебные сказки для всех возрастов, как «Хроники Нарнии. Лев колдунья и волшебный шкаф». Книги подобные «Хроникам Нарнии» можно даже назвать волшебными сагами, которые читают, как маленькие дети, так и взрослые с удовольствием.

    В книге Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» на фоне разворачивающегося конфликта между силами зла и добра, просматривается тема толерантности. Так как книга эта может быть рассмотрена, как символическое произведение, где злое начало в человеке борется с добрым, то толерантность в книге обозначена, как необходимость поддержания баланса. Уже в начале «Ночного дозора» главный герой Антон, пытаясь выследить людей выступающих, как носители злого начала, чуть было не переходит на злую сторону, так как тому, кто познает все хитросплетения зла, с трудом может удержаться от того, чтобы самому не превратиться в злого человека. Лишь когда зло переходит все границы, к нему в книге применяется сила, как по отношению к двум вампирам, уничтоженным Антоном. Они, будучи сильными, хитрыми, изворотливыми пытаются силой превратить слабого невинного мальчика в такого же вампира как они сами. Но, даже уничтожив нечисть, Антон понимает, что даже в такой ситуации можно было бы и не уничтожать вампиров, а просто на время усыпить их и арестовать.

    У автора темные являются носителями зла, а светлые борцами со злом. Но, все-таки, компромисс даже между добром и злом необходим, по мнению С. Лукьяненко, потому что даже добрые применив необоснованно силу, могут нарушить баланс и равновесие в мире.

    В сказочной истории о Гарри Поттере один из преподавателей магии говорит о существовании таких заклинаний, как заклинание, насылающее страх, смерть и т.п. Применять их следует, по его объяснению, только в крайних случаях, когда остальная магия бессильна.

    Да, и друзья Гарри абсолютно разные люди, но всегда готовы выручить друг друга в беде, протянуть руку помощи в критической ситуации, крепко дружат, несмотря на различие в характерах.

    Тецуя Такахаси – один из главных героев книги Харуки Мураками «Послемрак» обосновывает необходимость толерантного отношения к людям так:

    «…Морали здесь, наверное, целых две. Во первых, поднимает он палец, — одинаковых людей не бывает. Будь они даже кровные братья...»

    В книге для детей и взрослых «Хроники Нарнии. Лев, колдунья и волшебный шкаф» Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси уважают профессора, несмотря на то, что он им сначала кажется чудным, они толерантны по отношению к человеку старшего поколения.

    Попадая в страну по ту сторону шкафа – загадочную Нарнию, они учатся ладить с её обитателями, относятся к ним почтительно и уважительно, за исключением конечно колдуньи-королевы и её приспешников.

    Таким образом, во многих художественных произведениях для молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии.



    Предварительный просмотр:

    Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

    "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения взрослого и ребенка, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

    На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых ранних  лет обучения.

    Одной из задач в формировании личности  дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль  чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно,  слушая чтение взрослого и читая самостоятельно, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

    Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.



    Предварительный просмотр:

                    

            



    Предварительный просмотр:

    Ежик — методика получения обратной связи

    Наблюдая детей дошкольного  возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт.  Данная методика поможет многим воспитателям и психологам получить необходимую информацию для изучения причин агрессии ребенка.

    В основе методики лежит сказка М. Пляцковского “ЁЖИК”.

    “ЁЖИК”– методика получения обратной связи.

    Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

    Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.

    Получение обратной связи от дошкольников начинается с того, что   психолог или воспитатель  предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.

    – Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!

    Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

    Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
    - Спасибо, мама!
    Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
    – Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
    А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
    – Кто тебя обидел?
    – Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
    – А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
    – Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
    – Разве тебя мама не гладит?
    – Не гладит. Никто меня не гладит.
    Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
    – Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
    – А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
    – Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
    – Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
    – Теперь я…совсем…не колючий. Правда?
    Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
    – Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

    – Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей группе  детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:

    1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
    2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
    3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
    4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
    5. Когда ты приходишь в детсад, в свою группу ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

    Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.

    А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после занятий  или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

    Обработка полученного материала.

    Для наглядности полученных данных составляется таблица в “цвете”, где по горизонтали проставляются номера вопросов, а по вертикали прописываются фамилии учащихся и на пересечении проставляется рисунок ребенка.

    Например,

    Фамилия, имя

    1

    2

    3

    4

    5

    Иванов

     

     

     

     

     

    Сидорова

     

     

     

     

     

    Петров

     

     

     

     

     

    Затем рисунки можно перевести в цветовые диаграммы, заменяя рисунок соответствующим цветом.

    В результате получается цветное поле, на котором наглядно видно, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии.

    Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.



    Предварительный просмотр:

    Русская народная сказка как средство воспитания толерантности (методические приемы работы )

    Многие из дошкольников не умеют общаться со сверстниками  и проявлять внимание к другому человеку, не умеют правильно выбирать линию поведения в той или иной ситуации. Большая роль в формировании этих качеств принадлежит родителям. Но во многих семьях, к сожалению, главным воспитателем является телевизор или компьютер. Взрослые, часто занятые решением своих проблем, пренебрегают чтением книг и прямым общением. Детей же привлекают мультики со спецэффектами, насилием и даже сквернословием. Они часто берут речь мультипликационных героев, манеры персонажей компьютерных игр за образец своего поведения.

    В решении этой проблемы эффективно  использовать русскую народную сказку. Это особый литературный жанр, в котором, как в кладовой, спрятана народная вековая мудрость. Слагая сказку, человек выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом. Именно  сказки отражают особенности русского человека, учат любить, делать добро, развивают ум. Звучен, полон жизни язык этих произведений. К сожалению, современные дети зачастую не знают  сказок.

    Беседа по иллюстрациям к сказке “Репка”

     Цель: воспитание дружбы, сотрудничества.

     - Вспомните, как начинается сказка?

    - Кто первым тянул репку? Кого позвал дед? А бабка?

    - Кого позвала внучка? Кто ещё помогал тянуть репку?

    Вывод:  даже маленькая мышка может помочь в большом и трудном деле. Дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.

    Инсценирование   сказки “Теремок”

    Цель: воспитание дружбы, трудолюбия, взаимовыручки.

     - Вспомните, кто жил в теремке?

     - По другим сказкам мы знаем, что животные часто враждуют между собой. А как они живут в одном теремке?

    Д. - Не ссорятся, помогают друг другу. Каждый для всех выполняет какую-нибудь работу.

     Вывод: так и должно быть в жизни. Разные по цвету кожи, по национальности, бедные и богатые люди общаются между собой, встречаются на праздниках, спортивных соревнованиях.

    Взрослый  распределяет роли и дети разыгрывают сказку.

    Ролевая игра “На дне рождения у Лисы и Журавля”

    Цель: воспитание дружбы, гостеприимства.

    После прочтения сказки детям предлагается ряд иллюстраций.

    В. - Как начинается сказка?

    Д. - Вот Лиса подружилась с Журавлём.

    В. - Опишите их мимику и жесты.

    Д. - Журавль, когда здоровается, снимает шляпу, наклоняет голову, а Лиса улыбается.

    В. - Что происходит на последней картинке?

    Д. - Лиса и Журавль поссорились, они отвернулись друг от друга, шагают в разные стороны. Лиса высоко подняла голову.

    В. - Как случилось, что они поссорились?

    Далее дети передают содержание разговора героев.

    В. - Ребята, а кто из вас умеет встречать гостей?

    Разыгрываются  сценки  из  сказки  на  “новый  лад”.

     Подробный пересказ сказки “Курочка Ряба” по картинкам

    Цель: учить определять настроение собеседников по их невербальным признакам, развивать выразительную речь.

    Вначале дети выполняют задание “Три портрета”.

    В. – изобразите  три портрета: сначала себя в хорошем настроении, когда радуетесь, затем, когда испытываете обиду, унижение, боль или страдаете. Третьим должен быть портрет друга с таким выражением лица, когда тебе приятно с ним общаться.

    Далее рассматриваются и обсуждаются работы, делается вывод, что доброжелательное выражение лица и улыбка всегда располагают к общению.

    В. – Давайте попробуем пересказать сказку “Курочка Ряба”, передавая голосом, мимикой и жестами настроение героев.

    В. - Рассмотрите первую картинку, каким голосом начнёте рассказывать?

    Д. - Радостно, бодро.

    В. - Рассмотрите вторую картинку. Что случилось? Что выражают жесты и мимика деда и бабы?

    Д. - Удивление.

    В. - Какие слова нужно выделить голосом?

    Д. -Не простое, а золотое.

    В. - Опишите третью картинку.

    Д. - Дед и баба огорчены, расстроены, на их лицах печаль.

    В. - А как они ведут себя в конце сказки?

    Д. - Плачут, горюют.

    В. - Что говорит курочка? Как она их успокаивает?

    Д. - Говорит ласковым, добрым голосом.

    В. - Давайте попробуем проговорить эту реплику.

    Далее детям предлагается пересказать всю сказку.

     Инсценировка сказки “Лиса и заяц”

    Цель: учить оценивать поступки людей, воспитывать храбрость, смелость, взаимопомощь, вежливость.

    Вначале взрослый выразительно читает сказку (по опыту известно, что не все дети близко знакомы с её содержанием). После этого проводится словесное рисование по серии картинок.

    В. - Что вы видите на первой картинке? Почему зайка оказался на улице?

    Д. - Лиса обманула зайчика, она хитрая и умная.

    В. - Кто помогал ему выгнать лису? У кого это получилось?

    В. - Ребята, составьте новый диалог (разговор) между лисой и зайкой. Представьте, что лиса была доброй и вежливой. Придумайте новые слова лисе. Как она могла бы проситься к зайчику?

    Д. - Пусти меня, заюшка, к себе, пожалуйста. Мне негде жить, я замёрзла. (Заюшка, пусти меня, пожалуйста, в свою избушку. Я тебе пирожков с капустой принесла. Давай вместе жить, я буду тебе по хозяйству помогать).

    В. - Как закончится ваша сказка?

    Д. - Стали они жить-поживать да добра наживать.

    Далее в парах дети проигрывают сказку: один исполняет роль лисы, а другой  - зайки.

    Групповая работа по сказке “Лиса и волк”

    Цель: воспитание вежливости, сочувствия, дружбы, взаимовыручки и внимания к другим.

    Работа начинается с чтения сказки, затем следует   обсуждение картинок.

    В. - Что вы видите на первой картинке? Что делает лиса?

    Д. - Сбрасывает рыбу по одной на дорогу.

    В. - Как она это делает?

    Д. - Потихоньку, чтобы старик не видел.

    В. - Почему он остался без рыбы?

    Д. - Был невнимательным, доверчивым, хитрая лиса смогла его обмануть.

    В. - Что происходит на следующей картинке?

    Д. - Лиса собрала всю рыбу с дороги в кучу, сидит и ест. Волк рядом стоит и просит рыбки, но лиса не даёт.

    В. - Как, по-вашему, он просил?

    Д. - Грубо, невежливо: “Лиса, дай рыбы, я тоже хочу. Не дашь – плохо будет”.

    В. - Что велела делать ему лиса?

    Д. - Самому ловить рыбу хвостом.

    В. - Что из этого вышло?

    Д. - Ничего он не поймал, только побили его, когда прогоняли с реки.

    В. - Опишите волка на последней картинке.

    Д. - У него перебинтована голова, лапы, хвост. Он хромает, еле шагает с костылями. Из глаз капают слёзы.

    В. - Что он чувствует?

    Д. - Ему больно, горестно.

    В. - Как себя ведёт лиса в это время?

    Д. - Она смеётся над волком, радуется тому, что обманула его.

    В. - Что вы чувствуете, когда смотрите на них?

    Д. - Жалко волка, хочется ему помочь. Я бы с такой лисой не стал дружить.

    В. - Что бы вы сделали, если бы встретили его на дороге?

    Д. - Помог бы дойти до дома.

    - Угостил бы чем-нибудь.

    - Пригласила бы в гости. Напоила чаем с мёдом и лекарственными травами.

    Ребятам раздаются листочки-“льдинки”, на которых нужно написать отрицательные черты характера человека( младшие дети называют, а записывает взрослый) “Льдинки” вывешиваются на доску. После этого учитель прикрепляет картинку с изображением солнышка.

    В. - Ребята, в лесу наступила весна. Снег растаял. Растаяли и льдинки.  (дети под руководством взрослого уменьшают льдинки – складывают или отрывают кусочки – капельки) Вместе с ними исчезло и зло в лесу. Вода напоила землю. Под тёплыми лучами солнца распустились на полянках красивые цветы. На лепестках цветов давайте напишем  положительные качества людей.

    Дети с помощью взрослого  вписывают слова доброта, ласка, трудолюбие, любовь, дружба, забота и т. д.

    В. - Давайте “посадим” эти цветы в лесу…

    Волк и лиса тоже изменились. Представьте, что они опять повстречались. Лиса сама наловила рыбы, и к ней подошёл волк. Как они теперь будут разговаривать? Какие слова нужно добавить? Что можно изменить в сказке, чтобы герои остались здоровыми и радостными? Как они будут называть друг друга?

    Ребята работают по группам, составляя новый диалог, распределяют роли и разыгрывают сценки. Можно предложить следующие задания:

    1-я группа: “Вежливый волк”.

    Возможный вариант разговора:

    - Здравствуй, лисонька. Как поживаешь?

    - Добрый день, волк, присаживайся.

    - Что ты делаешь, соседушка?

    - Да вот рыбу перебираю.

    -Угости меня, пожалуйста, будь так любезна.

    - Бери любую, волк.

    2-я группа: “Умный волк”.

    Дети придумали такой диалог:

    - Здравствуй, лиса, хлеб да соль.

    - Здравствуй, волк.

    - Сколько ты рыбы наловила!

    - Да.

    - Какая она у тебя свежая, большая, вкусная, наверное?

    - А ты покушай со мной, куманёк. Выбирай любую.

    - Да, замечательная, вкусная-превкусная рыбка. Спасибо за угощение. Пойду домой.

    - Сосед, а ты возьми рыбки на дорожку.

    - Благодарю, лисонька, приходи ко мне в гости.

    3-я группа: “Заботливый волк”. (Приносит лисе свои гостинцы. Она взаимно даёт волку рыбки).

    В процессе этой работы дети  учатся понимать, что общение со многими людьми может приводить к конфликтам, что не всегда и всем надо подражать. Дошкольники  определяют конфликтные ситуации и находят различные способы выхода из них.

    Дети осваивают алгоритм безопасного и толерантного поведения, получая представления о здоровом образе жизни и своём месте в окружающем мире.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы «Сундучок сказок»

    Задачи:Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).Упражнять детей в...

    Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

    В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы «Сундучок сказок»

    Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы «Сундучок сказок»...

    Проект "Сундучок русских народных сказок"

    Краткосрочный проект для детей второй младшей группы....

    Конспект занятия "Сундучок сказок"

    конспект по развитию речи...

    Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

    Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...