Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки» (первая младшая группа) (Срок реализации: 1 год)
учебно-методический материал (младшая группа)

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска

 муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

Педагогический проект

Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования

«Волшебные ручки»

(первая младшая группа)

(Срок реализации: 1 год)


Заприкутенко Н.А., воспитатель,

 МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска,

первая квалификационная категория

Холмск 2021г.

Паспорт проекта

Тема проекта

Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки»

Авторы

воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Золушка»  Заприкутенко Нина Александровна

Вид

Сроки

Творческий, групповой, долгосрочный

 сентябрь 2020 – май 2021 г.

Целевая аудитория

 Участники проекта

- дети первой младшей группы

- воспитатель

-  родители

Образовательная организация

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение  детский  сад  «Золушка» г.Холмска    Ул. Крузенштерна 7    

Руководитель МБДОУ

Клоченко Жанна Августовна

Телефон МБДОУ детского сада «Золушка»

8(424 33)7-10-02

Факс МБДОУ детского сада «Золушка»:

8(424 33)7-10-02

Электронная почта  МБДОУ детского сада «Золушка»

 DOUZolushka@mail.ru

Оглавление:

1.Пояснительная записка.

1.1.  Условия формирования проекта

1.2. Актуальность проекта

1.3. Новизна проекта.

1.4. Тип проекта.

1.5. Сроки реализации проекта.

1.6. Адресность проекта.

1.7. Теоритическая база проекта.

1.8. Трудоёмкость проекта

2.Целепологание.

2.1. Цель проекта.

2.2. Задачи проекта.

3.Ожидаемые результаты проекта.

4.Стратегия реализации проектной идеи. 

4.1.Технологии.

4.2.Условия, необходимые для реализации проекта.

4.3.Основные принципы развития детского творчества.

4.4.Дополнительные стимулы.

5.Этапы реализации.

6.Мониторинг проектной деятельности

        7.Результативность проекта и его эффективность

8. Список литературы и интернет сайтов.

         9. Приложения

1.Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

 В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему свою считаю актуальной. 

1.1. Условия формирования проекта

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках районного методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

1.2. Актуальность проекта

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные,  воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д.,  Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток  собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому  важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

1.3. Новизна проекта

        Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства – и нежной хрупкой, эмоциональной отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

        Рисование – язык внутреннего мира, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились. Ребенок, рисуя, ищет как лучше достичь желаемого результата. Роль воспитателя – педагога при этом, состоит не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное помочь детям увидеть мир, пережить в месте с ними красоту, вселить в них уверенность в свои силах и зажечь огонек радости творчества.

        Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу, это несомненно ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

        Новизна проекта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.

           Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

           Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

1.4.Тип проекта Творческий, групповой, долгосрочный

1.5.Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2021 г.

1.6. Адресность проекта

 Проект адресован  на взаимодействие педагогов МБДОУ «Золушка» с   детьми раннего возраста. Данный педагогический проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

1.7. Теоретическая база проекта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.

Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.  

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка” .

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

7. Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по Художественному творчеству. Рисование (нетрадиционными способами).  (приложение№ 1).

1.8. Трудоемкость проекта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

 - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

 - подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

 - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

2.Целепологание

Вид проекта: Творческий, групповой

Сроки реализации проекта: долгосрочный   сентябрь 2020 – май 2021 г.

Участники проекта: - дети первой младшей группы, воспитатель, родители

2.1.Цель проекта:  развитие творческих способностей у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

2.2. Задачи проекта

1.Формировать умения у детей раннего возраста использовать в рисовании разнообразные материалы и технику («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», рисование ватными палочками, «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке»).

2.Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать.

3.Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4.Использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учетом особенностей детей раннего возраста.

5. Поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

6.Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми, повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития детей.

5. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи для детей:

  • освоить нетрадиционные техники рисования;
  • научиться применять их в своем творчестве.

3.Ожидаемые результаты проекта

  1. Формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  2. Владение детьми раннего возраста простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  5. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

4.Стратегия реализации проектной идеи. 

4.1.Технологии:

Работая над проектом использование нетрадиционной техники рисования  в  дошкольном  возрасте  я  старалась  создать  четкую  систему приобщения детей с дошкольного возраста к  изобразительной деятельности, которая дает широкие возможности  для экспериментирования с различными материалами.

 Задача  взрослых  заключается  в  том,  чтобы  создать  условия  для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка.

   Сущность проекта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.  

Формы организации и проведения занятий  - это беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, прогулки, фотовыставки, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

 Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

 от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

  от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

 от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

 от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

 В работе с дошкольниками используются разные нетрадиционные техники  рисования (приложение№ 3):

«Рисование пальчиками»

«Рисование ладошкой»

«Рисование ватными палочками»

«Рисование на манной крупе или песке»

«Рисование ногами»

«Рисование методом тычка»

 «Рисование поролоновой губкой»

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить,

Изобразительная  деятельность  предоставляет  детям  широкие возможности  для  экспериментирования  с  различными  материалами. Материал,  предоставляемый  для  детей,  должен  обеспечивать  свободу  и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.

     Детей  раннего  возраста  нужно  познакомить  с  основными  приемами

работы  с  различными  материалами.  Малышам  следует  предлагать  рисовать

не  только  карандашами,  фломастерами,  мелками  и  кистью,  но  и  пальцами,

кулачками,  поролоновой  губки,  щеточками,  «печатками».  Листы бумаги, ватмана можно расположить не только на столе,но  и  на  полу,  с  тем,  чтобы  дети  имели  возможность  для  свободных разнообразных  действий,  рисуя  рядом  друг  с  другом.  Один  малыш  может выбрать  для  рисования  карандаш,  другой  –  мелок,  третий  –  губку, пропитанную  краской.  В  такой  ситуации  создаются  благоприятные  условия для  налаживания  совместной  деятельности,  подражания  действиям  друг друга  и  освоения  новых  материалов  для  изобразительной  деятельности.

Для  организация  индивидуальной  и  совместной  изобразительной

деятельности  детей  можно  использовать  заготовки  на  листах  ватмана  с

крупными  рисунками,  которые  можно  раскрасить  с  помощью  поролоновых

губок,  пропитанных  красками  или  печаток.  Печатками  могут  служить

вырезанные  из  поролона  фигурки,  катушки,  кусочки  овощей  и  любые

подходящие  предметы,  с  помощью  приема  промакивания  дети  могут

украсить  елку  разноцветными  шарами,  яблоню  –  яблоками,  клумбу  –

цветами.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую  возможность  общения  с  родителями  для  установления  доверительных отношений.  Провожу  для  родителей  консультации  и  беседы,  занятия, развлечение.  Малыш  всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет  к  развитию  речи,  умению  слушать  и  думать.  Я  сделала  вывод,  что общение  ребенка  в  семье,  с  близкими  ему  людьми  -  важнейшее  условие  его психического  развития.  Одним  из  важных  средств  поощрения  и  развития изобразительного  творчества  детей,  является  выставка  детского  рисунка.  Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя  совместная  работа  с  родителями  создает  ребенку  эмоционально-комфортное состояние.

4.2.Условия, необходимые для реализации проекта (ФГОС ДО п. 3)

Проект разработан на основе образовательной программы  дошкольного образования  МБДОУ детского сада «Золушка», учитывая положения федерального государственного образовательного стандарта ДО. Использована авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой

Ресурсное обеспечение проекта:

1.программно-методическое обеспечение;

2.развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

3.взаимодействие всех участников педагогического процесса;

4.система взаимодействия с родителями;

5.система мониторинга.

4.4.Основные принципы развития детского творчества:

* Принцип поэтапности (от простого к сложному)

* Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

* Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

* Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

4.5.Дополнительные стимулы:

1.Игра является основным видом деятельности детей.

2.Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

3.Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

4.Музыкальное сопровождение.

5.Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

  1. Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный (сентябрь  - октябрь 2020г.)

-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

-Разработка содержания проекта: Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки»

  - Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

   2 этап основной (ноябрь 2020 – апрель 2021г.)

- Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

- Формирование навыков художественной деятельности детей раннего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

- Проведение непосредственно – образовательной деятельности по данному     проекту.

  1. Этап заключительный (май 2021 )

-Организация выставки

- Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности знаний детей.

-Анализ и подведение итогов работы.

-Третий этап включает в себя презентацию проекта.

Описание проекта:

Реализация проекта строилась в три этапа:

Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы. На предварительном этапе мной была изучена методическая литература и интернет ресурсы по данной теме. Был разработан тематический план работы. Выяснила уровень развития творческих способностей детей с помощь мониторинга.

Цель второго этапа: познакомить детей с нетрадиционными техниками

рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками: поролоном, штампами, ватными палочками и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.

На втором этапе (практическом) мной проводилась непосредственная образовательная деятельность по реализации проекта. Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.      Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, рисование на манке трафаретом. На первых занятиях по каждой технике я ставила задач знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы. В связи с особенностями детей раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

При организации подобной деятельности и выборе материала, я учитывала индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с детьми.  Использовала  частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы). В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются мной,доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.

Цель третьего этапа: проследить положительную тенденцию освоения детьми техник нетрадиционного рисования. Познакомить родителей с нетрадиционным рисованием.

На заключительном этапе было проведено анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности знаний детей.  Была оформлена выставка детских рисунков. Проведён мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования. Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности. Результаты, полученные в ходе проекта, помогли решить и ряд других задач:

- Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.

-Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

6.Мониторинг проектной деятельности

Для исследования творческих способностей в первой младшей группе «Одуванчики» мною было проведено экспериментальное исследование. Количество испытуемых 16 детей.  Все 16 детей занимались в течении года по программе " От рождения до школы " под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

В начале учебного года примерно уровень детей в был низкий, так как воспитанники поступили в детский сад из дома в возрасте двух лет..

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования.

Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование (в основу, которой легла педагогическая диагностика Т.С.Комаровой) по 4 критериям:

оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;

оценка процесса деятельности.

оценка продуктов деятельности. 

оценка творческого воображения.

Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровень развития художественно-творческих способностей у детей. Результаты диагностики в начале года показали:

выше среднего 2 - 12 %

Средний    4   -  25 %

Низкий     10  -   63 %

В конце учебного года показатели значительно улучшились – только у одного ребѐнка уровень ниже среднего. Остальные дети (примерно поровну показали:

выше среднего  9  -    57 %

Средний    5  -  31 %

Низкий     2   -  12 %

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.

А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, у большинства детей сформированы сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Повысился уровень понимания речи, пополнен активный словарь, многие дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

8 .Результативность проекта  и его эффективность

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Этим  проектом я начала заниматься в 2020г.. По результатам работы к концу учебного года прослеживалась положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования.

Результаты  показали: В конце учебного года  работы детей стали более выразительные, оригинальные. Большинство детей в освоении нетрадиционных техник рисования приобрели определенные умения и навыки.

В начале этого учебного года (2021-2022 уч.год) я продолжаю обучение детей   нетрадиционным приемам  рисования .Дети, которые не достигли трехлетнего возраста остались в этой же 1 младшей группе и пришли в группу новые дети от 1,5 лет

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

Задача взрослых состоит в том, чтобы внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его; обеспечивать условия для творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу выбора; удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках – т. е. использовать различные техники и материалы; научиться взрослому, делать не за ребѐнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.

Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Мы намерены и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Заключение.

В ходе моей работы была изучена и проанализирована методическая литература по развитию нетрадиционного рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности дошкольника.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

Таким образом, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Работа была проведена в три этапа, на протяжении которого осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей второй младшей и средней группы, путем проведения диагностики по нетрадиционным видам рисования.

Диагностика показала, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество в работе с нетрадиционными материалами.

Необходимо помнить, что успешное развитие творческих способностей детей зависит от:

1.Систематической работы с использованием новых техник нетрадиционного рисования.

2.Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.

3.Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.

Результатом своей работы я считаю, не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

9. Список литературы и интернет сайтов.

1 Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010 - №18

2 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство  «Скрипторий 2003»,2013.

3 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4 Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.–    М., 2007

5 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам  и умениям. //Дошкольное   воспитание, 1991, №2.

6 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7 Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8 Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.:КАРО,2010.

9 Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

10 Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе».

Целью моей деятельности стало — формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной...

родительское собрание во второй младшей группе"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье"

Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в пр...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....