Сообщение на педсовете "Сюжетно-ролевая игра как условие и средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мунгалова Вероника Сергеевна

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. Она начинает преобразовывать полученные в процессе социализации ребенка знания о профессиональной деятельности взрослых в доступный ему опыт, посредством которого ребенок присваивает их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 10 «Чебурашка»

Сообщение на педсовете

«Сюжетно-ролевая игра  

как условие и средство формирования представлений

о мире профессий у дошкольников»

Подготовила

Мунгалова В.С.

воспитатель

г. Краснокаменск 2020

             В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.         

        Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками еще не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна проходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об  ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. А в чем же собственно цель ранней профориентации?

Главная цель ранней профориентации детей-  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его  кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, допрофессиональное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому.

Допрофессиональное самоопределение ребенка происходит в старшем дошкольном возрасте. По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

            К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А. Климовым (1983) периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.) Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

               Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. По мнению  кандидата  педагогических наук Кондрашова  Вячеслава  Петровича из выделенных  подвидов сюжетно-ролевых игр целесообразно особо выделить профориентационные сюжетно-ролевые игры. Профориентационную сюжетно-ролевую игру он определяет как сюжетно-ролевую игру, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, возникает эмоциональная профессиональная идентификация, происходит присвоение на бессознательном уровне профессиональных образов-схем и моделей профессиональных межличностных отношений, профессиональных навыков общения и типов мышления. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. Она начинает преобразовывать полученные в процессе социализации ребенка знания о профессиональной деятельности взрослых в доступный ему опыт, посредством которого ребенок присваивает их.

Структура сюжетно-ролевой  игры состоит из пяти этапов. 

Кратно рассмотрим каждый этап.

1. Сюжет

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр прежде всего наличие сюжета. Сюжет игры - эта та область действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты детских игр чрезвычайно разнообразны и зависят от условий, в которых живут дети.Исследования Е.А. Аркина, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина показывают, что содержание сюжетов детских игр изменяется с возрастом. Дети 2-4 лет преимущественно отображают жизнь семьи, детского сада, старшие дошкольники -профессиональную деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события.

2. Содержание

Кроме сюжета в каждой игре присутствует содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослого. Содержание детских игр прямо зависит от глубины познания ребенком деятельности взрослого. Дети могут воспроизводить предметную сторону труда взрослого, отношения между людьми, смысл человеческой деятельности. При этом содержание детских игр будет различаться. В первом случае деятельность ребенка будет заключаться в манипулировании орудиями труда, во втором - передаче характера отношений со своими партнерами по игре, выполняющими различные роли. Таким образом, одна и та же по своему сюжету игра может иметь различное содержание.

3. Роль

Центральным элементом сюжетно - ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. Важен тот факт, что дети не только называют себя именем соответствующего взрослого человека ( «Я - моряк», «Я - врач»), но и действуют как взрослые люди, роли которых они на себя взяли. Действуя, как взрослые, дети отождествляют себя с ними. По данным А.П. Усовой, роли могут осуществляться в простом движении, мимике, речи или разговоре без всякого сопровождения действием или в действии с речевыми высказываниями. По характеру взаимосвязи выделяют два типа ролей: взаимодополнительные, требующие взаимодействия с другой ролью (капитан - матрос; библиотекарь - читатель) и независимые, имеющие опосредованную связь с другими ролями (водитель, строитель, космонавт).

4. Игровые действия

Роль выполняется ребенком посредством игровых действий с предметами и партнерами по игре. Игровые действия существенно отличаются от предметных. Основное отличие состоит в том, что они носят обобщенный и свернутый характер. Эта особенность игровых действий позволяет ребенку сосредоточить свое внимание на передаче характера отношений между людьми. Обобщению и сокращению действий в игре способствует слово, которым ребенок поясняет свои действия: «приехали», «уже сварил» ….. Именно роль и органически связанные с нею действия Д.Б. Эльконин назвал основной единицей игры.

5. Игровые правила.

В каждой игре есть свои правила. И эти правила составляются детьми, с помощью воспитателя и обговариваются в начале каждой игры.

             Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

              Руководя  профориентационной игрой  воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение. Руководство профориентационной игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

1. Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

Давайте рассмотрим некоторые приемы косвенного воздействия:

• наблюдения за трудом. Наблюдая за трудом повара, врача, полицейского и т.д. ребенок знакомится с их профессиями.

• экскурсии. Что бы поближе познакомится с некоторыми профессиями нами в д/с проводятся экскурсии. (аптека, магазин, библиотека…)

• беседы. В первой половине дня воспитатели беседуют с детьми о разных профессиях.

• чтение художественной литературы. На занятиях и в свободной деятельности воспитатели читают детям произведения о профессиях. С. Михалков «Дядя Степа», «А что у вас», ДжаниРодари «Чем пахнут ремесла»

• занятия (особенно речевые) В программе д/сесть лексическая тема «Профессии», Где воспитатели всех возрастных групп знакомят детей с профессиями.

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный  доктор».

• домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом». «Как папа чинит стул, что делает сначала, что потом»

2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Прямые педагогические приемы:

• ролевое участие в игре. При знакомстве с новой игрой воспитатель берет на себя главную роль. В игре «Пограничники» - воспитатель-командир, «Пожарная часть»-диспетчер.

• участие в сговоре детей

• показ образца игрового действия

• предложение готового сюжета игры

• предложение готовой темы игры

• совет по ходу игры

• разъяснение

• беседа о содержании предстоящей игры

• о распределении в ней ролей

• помощь в распределении ролей

• подборе игрушек, атрибутов

• обучение ролевому поведению.

       Игры, проводимые в детском саду, запланированы в основной образовательной программе МАДОУ, указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно - ролевых игр.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

            Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

         Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях разных  профессий, но и обогащают свои знания и в других областях. Например, дети решили поиграть в игру «Полиция». Сюжет игры заключается в том, что едет автобус с детьми детского сада, и их останавливает сотрудник ГИБДД и напоминает о правилах дорожного движения. Или,например, «Магазин». В этой игре дети дети не только выполняют роль продавца, но и научатся классифицировать предметы по общим признакам, «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». В с/р «Ветеринарная клиника» дети не только  становятся ветеринарами, но и выучат название животных,  расширят свои знания о том, где они

живут, чем питаются.

             На базе нашей группы  была создана предметно –развивающая  среда для проведения сюжетно – ролевых игр.  В работу были вовлечены родители воспитанников. Они  занимались  пошивом  костюмов, сбором необходимых атрибутов для игр. А также нельзя не отметить помощь родителей в проведении экскурсий в «мир профессий». Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно-развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса.

               Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таки образом сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

Проект Формирование представлений о мире профессий дошкольников.

Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распрастранненым профессиям ближайшего окружения....

«Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников»

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важ...

Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возраста

Эффективные приемы формирования представлений о мире профессией у детей дошкольного возрастаИстоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребнос...