Тема: Базовые теории воспитания и развития личности
консультация

Моисеева Анна Сергеевна

Тема: Базовые теории воспитания и развития личности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moiseeva_zadanie_1.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Базовые теории воспитания и развития личности

Таблица№1

«Концепции личностно-ориентированного воспитания»

№ п/п

Автор концепции

Основные категории концепции и их содержание

Цель концепции

Пути достижения цели

1

2.

3.

4.

Формирование образа жизни, достойной человека (Н. Е. Щуркова)

Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская

Педагогическая поддержка ребенка в процессе воспитания (О. С. Газман)

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков)

Воспитание (Н. Е. Щуркова) целенаправленное, организованное педагогом вос хождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Принципы организации учебно -воспитательного процесса (Н. Е. Щуркова)

1. принцип ориентации на социально-ценностные отношения - педагогу необходимо вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, сло вами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2. принцип субъектности содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3. принцип принятия ребенка как данности  признание права на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Виды воспитания  1.Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, видения за явлением жизни закономерности, а за закономерностями - основы человеческой жизни.

 2. Диалогическое воспитание - это организация жизни воспитанника в постоянном диалоге с самим собой и со всем окружающим

3. Этическое воспитание предполагает «возвышение» педагога до ученика, восприятие ребенка «равным себе»

Воспитание Целенаправленная деятельность педагогов по со зданию условий для саморазвития личности Восхождение личности к ценностям, смыслам, обрете ние ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций

Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Обучение - передача и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности.

Содержание образовательного процесса базовая культура личности, включающая: культуру жизненного самоопределения; культуру семейных отношений; экономическую культуру и культуру труда; политическую, демократическую и правовую культуру; интеллектуальную, нравственную и коммуникативную культуру; экологическую культуру; художественную культуру; физическую культуру.

Система базовых нравственных ценностей (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков ) патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

Цель воспитания - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания -целостный человек культуры

Цель процесса дать каждому ребёнку базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности.

Цель  процесса- Развитие и воспитание функционально грамотной личности, челове ка нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Ведущий механизм воспитания – программа воспитания Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле формирование ценностного отношения к природе как дому человечества формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути -формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни - формирование образа жизни, достойной Человека

Принципы организации образовательного процесса 1 • Природосообразности 2 • Культуросообразности 3 • Индивидуально-личностного подхода

4 • Ценностно-смыслового подхода

5 • Сотрудничества

Механизм педагогической поддержки ребенка I этап – диагностический. На данном этапе осуществляется диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы

II этап – поисковый. На этом этапе педагог организует совместно с ребенком поиск причин возникновения проблемы (трудности), используя взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”). III этап – договорный. Педагог проектирует деятельность ребенка по решению проблему и собственную деятельность по сопровождению данного процесса. 

IV этап – деятельностный. Ребенок осуществляет деятельность по решению проблемы в соответствии с договором.

V этап – рефлексивный. Педагог совместно с ребенком обсуждают успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности,

Этапы духовно-нравственного воспитания и развития личности (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) 1. Усвоение ребенком ценностей семейной жизни, норм и правил семейных взаимоотношений. 2. Осознанное приятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. 3. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. 4. Ступень гражданской идентичности освоение культурных богатств своего народа, осознание их значимости и особенности.

Таблица№2

Сравнительный анализ личностно ориентированного и традиционного воспитания

п/п

Параметры анализа

Личностно ориентированное воспитание

Традиционное воспитание

1

Позиция педагога

Педагог относится к учащимся как к субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору
Педагог создает условия для целенаправленного воспитания, социализации, обогащения знаниями и опытом и управляет этим процессом с позиции интересов учащегося

Педагог принуждает к учению строгими требованиями, императивами

2

Позиция ребёнка

Активность, наличие мотивации к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Пассивность, отсутствие мотива к личностному росту.

3

Характер взаимодействия взрослого и ребёнка

Партнёрская форма организации образовательной деятельности.

Субъект-субъектные отношения.

Ребёнок является объектом обучения.

4

Формы воспитания

Равное соотношение разных форм. Преобладают: индивидуальная и фронтальная

Преобладают государственный стандартный образец и коллективный способ обучения

5

Методы воспитания

Методы выбирает педагог, исходя из возможностей детей  и целей занятия. Преобладают: проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Преобладают: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный

6

Средства воспитания

Образовательная программа педагога и индивидуальные образовательные маршруты или программы детей. Наглядные и технические средства обучения.

  Программа и методические пособия. Наглядные и технические средства обучения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...

"Значение дошкольного воспитания в развитии личности". "Воспитание дошкольников". г. Чебоксары, 2014г.

Дошкольное воспитание-это основа для развития личности ребенка....

Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...

Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...

Доклад на тему: ««Нравственно – патриотическое воспитание – основа рождения личности».

Доклад на тему: ««Нравственно – патриотическое воспитание – основа рождения личности»....

Реферат на тему: "Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"

quot;Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"...