Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"
статья ( группа) на тему

Введение.

Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.

Существует достаточно много форм труда,которые всесторонне развивают детский организм,обостряют ум,укрепляют здоровье ребёнка. Труд имеет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются,главным образом,в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте- в игре.Настоящий труд- это всегда преодоление.И малыша тоже надо учить преодолевать сопротивление материала,собственное неумение,непривлекательность работы,усталость.

У малыша всей этой системы поддержек пока ещё просто нет. Она вырабатывается постепенно,со временем. Но сделать это можно,опираясь на возможности ребёнка,которые даны ему в силу законов возрастного развития.

Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том,чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребёнку высоконравственные мотивы,побуждающие к труду. Общественные мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества,частью которого являешься и ты,оказывает благотворное влияние на формирование личности.Общественная жизнь ребёнка начинается ещё в дошкольном детстве. Поручения,которые выполняет он в детском саду,дома,связанные с интересами детского коллектива или семьи,направлены на общественную пользу.

В вопросах воспитания в наше время делается акцент на интеллектуальное развитие ребёнка и учителя первоклассников часто встречаются с таким парадоксом: дети умеют читать и писать,но не умеют самостоятельно трудиться, не выполняют поручение до конца.Многие родители считают,что желание и умение трудиться придёт одновременно с периодом взросления ребёнка,однако это не так. Встречаются старшие дошкольники,которые не убирают за собой кровать,не могут вытереть пыль или полить цветы.Следует отметить,что трудовое воспитание - залог самостоятельности,ответственности и успешного карьерного роста ребёнка в будующем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание и его значение в развитии ребёнка

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в
педагогическом процессе ДОУ.  . Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого.

Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

А.С. Макаренко говорил, что  основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно .Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.  Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников,направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.  ребенка.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива и тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.  Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу  В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения  тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребенок.

Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие   Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте.
Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали не спеша, тщательно и аккуратно и т.д.).
Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения. Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д. Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я. З.Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.). Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С. М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом  Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Роль игр-драматизаций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Консультация рассчитана на педагогов ДОУ. В ней описана роль игр драматизаций, этапы руководства играми, особенности игр в разных возрастных группах....

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе вз...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Статья о экологическом воспитании  ребёнка дошкольного возраста.   Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее мягче, будет в нём лучшие чувства. Тагже , в про...

Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...

Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста

Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста...

Роль трудового воспитания в развитии речи детей дошкольного возраста

Как развивать речь дошкольника через трудовое воспитание...