Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Роль воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Сувалкина Анна Анатольевна,

 воспитатель

 ГБДОУ детский сад №3

 Калининского района Санкт-Петербурга

Роль воспитания в развитии личности ребёнка  дошкольного возраста

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание сильно влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка, хотя характерные черты личности еще особо не заметны.

Цель дошкольного воспитания — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание). В период дошкольного возраста важно обеспечить физическое здоровье, эмоциональное спокойствие и уверенность в безопасности, интеллектуальное развитие. Огромную роль в воспитании играют родители. Ведь именно такой " шаблон" отношений, ребенок будет воспроизводить уже в своей семье. Родители - это пример для ребенка.
Немаловажную роль в развитии детей дошкольного возраста имеет образовательная среда и ее психологическая безопасность. Ребенку должно нравиться ходить в детский сад или кружки. Это должно быть его собственным добровольным выбором, а не желанием родителей. Ведь часто дети " отрабатывают" то, что не получилось у родителей. Мама хотела заниматься музыкой, но не вышло и она решает, что ее ребенок наверстает упущенное и станет музыкантом. Сложно будет говорить об успешности такого ребенка в жизни, если он с детства будет исполнять чьи - то мечты вместо реализации своих собственных. А ведь формирование самооценки , уверенности в своих силах, упорство - все это уже с самого раннего детства формируются эти качества. Поэтому очень важно как педагогам, так и родителям давать ребенку больше возможностей для проявления его индивидуальности. Создавать благоприятную обстановку и условия для социализации детей.

        В каждом возрасте ребенок имеет свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастные особенности — это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Очень важно учитывать возрастные особенности ребенка. Благодаря этому можно определить наиболее благоприятный для развития ребенка распорядок дня, различные виды деятельности, формы и методы учебно-воспитательной работы.
Дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Младший возраст (3–4 года) — является важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этот период у ребенка появляется новое отношение к взрослым, сверстникам, предметному миру. Здесь необходимо выделить такой важный период в жизни ребенка, как «кризис трех лет». Он может длиться несколько месяцев и протекать с различной интенсивностью. Характерными признаками кризиса являются: – Негативизм. – Упрямство. – Деспотизм. – Обесценивание. – Строптивость. – Бунт. – Самостоятельность. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я». Ребенок трех лет начинает остро реагировать на психологическую обстановку в семье. Поэтому родителям очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи вступает в кризисный возраст.

 К 4–5 годам у детей возрастают физические возможности. Движения становятся более уверенными и разнообразными. Двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. Поэтому в этот период развития детьми необходимо как можно больше играть в подвижные игры, разучивать танцевальные движения, хороводные игры. Дети становятся более эмоционально устойчивыми, менее капризными, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. В возрасте 5–6 лет ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. Ведущее значение приобретает развитие воображения. У детей данного возраста проявляется интерес к прекрасному, эстетически ценному. В возрасте 6–7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка — характера, способностей, навыков. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье настолько важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное — любви и заботе. Дети в этом возрасте подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Поэтому родителям необходимо следить за собственной речью и действиями, не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки. Необходимо сформировать такие нравственные качества дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления: – подготовка к школе; – развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни. Умственное воспитание детей, помимо знания букв, умения читать и считать, подразумевает всестороннее развитие, способность к психологической адаптации, умения общаться. Воспитание в детском саду направлено, в первую очередь, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошкольников общение со сверстниками — является необходимым элементом гармоничного развития. Многие родители боятся процесса адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение педагогов дает возможность сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе. Во время игры и в процессе общения с другими детьми ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе. Также целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. И здесь главная задача воспитателя состоит в том, чтобы предложить детям самые разнообразные занятия. Это может быть музыка, аппликация, конструирование, рисование, физкультура. Таким образом, у ребенка развиваются пять основных личностных потенциалов -познавательный, коммуникативный, ценностный, художественный и физический. Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе. Образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

 – взаимодействие участников педагогического процесса;

 – предметно-развивающая среда;

– содержание дошкольного образования.

Психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Негативные социальные переживания создают отрицательный фон отношения к миру. Психологическая опасность в образовательной среде представляет собой неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению и нарушению психического и физического здоровья. Отсюда, можно выделить важные условия, обеспечивающие психологическую безопасность: – Доброжелательные взаимоотношения (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.); – Устойчивая позиция педагога – Гуманистическое отношение к детской личности. Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...

консультация для педагогов "Роль игр-драматизаций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Консультация рассчитана на педагогов ДОУ. В ней описана роль игр драматизаций, этапы руководства играми, особенности игр в разных возрастных группах....

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического  воспитания детей дошкольного возраста. В процессе вз...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Статья о экологическом воспитании  ребёнка дошкольного возраста.   Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее мягче, будет в нём лучшие чувства. Тагже , в про...

«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....

Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...

Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...