СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

В дошкольном возрасте каждому ребенку должна быть предоставлена возможность приобрести необходимый культурный личный опыт, который является основой полноценного общего формирования его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.032

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В дошкольном возрасте каждому ребенку должна быть предоставлена возможность приобрести необходимый культурный личный опыт, который является основой полноценного общего формирования его личности.

Ключевые слова: образовательная деятельность, инновационные формы, культурные практики, практическая деятельность, личностное развитие.

В современном дошкольном учреждении образовательная деятельность должна формироваться так, чтобы ребенок становился субъектом собственной, чтобы его деятельность служила основным средством его личностного развития. Это предполагает использование инновационных форм реализации образовательного процесса, пересмотр взаимоотношений взрослый – ребенок. Новое представление о содержании образования приводит к изучению дошкольниками всевозможных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада № 36 «Колокольчик» содействует становлению у его воспитанников чувства уверенности в себе, позволяет им использовать свои способности, дает возможность проявить самостоятельность, инициативность, творческую активность.

Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности. [1] С помощью них дошкольник приобретает привычки, интересы и любимые занятия, а также опыт сопереживания, заботы, помощи; дополняет опыт общения со старшими, ровесниками, маленькими детьми. От того, чем именно будет заниматься ребенок, зависит его характер, система ценностей, образ жизни.

Практическая деятельность ребенка становится культурной, когда она предоставляет возможности для его собственной инициативы, осмысления его ежедневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на базе осваиваемых культурных норм. В культурных практиках дети действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, аргументировать выбор, выразить свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. Разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются в различных вариантах.

Культурные практики ребенка начинают формироваться в раннем возрасте в процессе взаимодействия с близкими взрослыми, затем развиваются и обогащаются в процессе самостоятельной деятельности. [2]

В раннем дошкольном возрасте выделяют следующие виды деятельности:

— экспериментирование с материалами и веществами;

— коммуникативная деятельность: ситуации общения со взрослыми и           сверстниками;

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— самообслуживание, элементарный бытовой труд и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка);

— восприятие художественной литературы и фольклора;

— двигательная деятельность.

 Свою педагогическую деятельность авторы осуществляют, работая во второй группе раннего возраста № 1 «Одуванчики». В работе активно используют разнообразные культурные практики, которые способствуют проявлению у детей самостоятельности, инициативности и помогают реализации их творческого потенциала.

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер и осуществляется во второй половине дня. [3]

Для формирования познавательно-исследовательского интереса в качестве культурных практик в нашей группе проводятся игры с песком, водой, природным материалом, такие как: «Почему вода прозрачная?», «Как вода меняет цвет?», «Во что превращаются снег и лёд?», «Как вода гулять отправилась», «Какой бывает песок?», «Как отделить песок?», «Почему камешки тонут в воде?»

 Для развития коммуникативной деятельности в качестве культурных практик активно используем: пальчиковые игры, например, «Сорока – белобока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Большая стирка», «Капуста», «Пряничек», «Мышки», «Цветочки», «Ладушки-ладошки», «Семья» и другие.

Игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики рук, творческого воображения, логического мышления, памяти, усидчивости. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием, существует множество игр, например, «Солнечные лучики», «Иголки для ежика», «Сними жучка с одежды», «Тучка и дождик», «Сушим одежду», «Бусы из прищепок».

Игры с крупами и сыпучим материалом интересны и полезны для детей, они способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, формированию усидчивости, помогают снять напряжение, снизить уровень тревожности и агрессии, например, «Бассейн для пальчиков», «Найди сюрприз», «Пересыпь крупу», «Узор из красной фасоли», «Просеивание крупы», «Прячем ручки», «Путаница», «Сортировка» и другие.

Игры с составными и динамическими игрушками являются значимыми для формирования познавательной активности, способствуют развитию интереса к окружающим предметам, побуждают к активным действиям с ними. К ним можно отнести: картинки-вкладыши, пирамидки, игрушки-каталки, конструкторы, вкладыши, матрешки, бусы, шнуровки, крупные паззлы, тематические кубики, разрезные картинки, мозаику.

Игры-шнуровки развивают мелкую моторику рук, помогают усваивать понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева», что способствует развитию навыков ориентировки в пространстве, формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают усидчивость. Например: «Паровозик», «Черепашка», «Мишка», «Домик», «Пуговица», «Машинка» и другие.

Конструирование позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. Они с большим интересом выполняют постройки из мягкого конструктора, конструктора-лего, блочного конструктора. В конструировании у детей проявляется самостоятельность, они учатся работать сообща, разрешать конфликты и развивают умение договариваться друг с другом.

Сюжетно-ролевые игры не только развлекают детей, но и формируют у них представления об окружающем мире, позволяют усвоить простые правила поведения, прививают уважение к труду и различным профессиям; дают возможность ребенку выступить в интересной роли, проявить фантазию, самостоятельность, способность придумать простой сюжет игры. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Моя семья», «Кукла Маша заболела», «Угощение», «Больница», «Шоферы», «Помоги Мише собрать игрушки в детском саду».

Малыши слушают коротенькие потешки, песенки, сказки, знакомятся с авторскими произведениями А. Барто, Е. Благининой, В. Сутеева, К. Чуковского, Л.Н. Толстого, С. Капутикян, Н. Саксонской, например, «Игрушки», «Мойдодыр», «Утенок и цыпленок», «Девочка чумазая» и другие.

Подвижные игры способствуют проявлению самостоятельности, развитию фантазии и творческих способностей детей. У малышей отлично развито воображение, они с удовольствием «становятся» воробышками, бабочками, медвежатами, птичками («летают», «машут крылышками», «прыгают», «рычат», «выпускают коготки» и т. д), например, «Птички летают», «Птички и кошка», «Воробышки и автомобиль», «Зайчики в домике».

Все перечисленные культурные практики позволяют ребенку приобрести огромный опыт поведения в различных ситуациях, создают условия для свободного выбора деятельности с учетом своих интересов и желаний; ребенок становится творческой личностью, развиваются его самостоятельность, инициатива.

Использование культурных практик в дошкольном учреждении позволяет  обогатить развитие ребенка-дошкольника, а взрослому соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.[4]

                       

ЛИТЕРАТУРА

1.Корепанова, М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников/ М.В. Корепанова // журнал Детский сад: теория и практика – 2015 – № 5 – С. 30-37.

2.Лыкова, И.А. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки / И.А. Лыкова, Е.Ю. Протасова // Детский сад: теория и практика. – 2015 – № 5 – С. 30-33.

3.Родина, Н.М. Культурные практики детского сада/ Н.М. Родина // Детский сад: теория и практика. – 2015 – № 5 – С. 24-29.

4.Теплова, А.Б. Культурные практики детства / А.Б. Теплова // Детский сад: теория и практика. – 2015 – № 5 – С. 45-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда»

Целевые ориентиры:·        Осуществление индивидуально – личностного подхода в обучении детей.·        Развитие мелкой и крупной м...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Яковлева О.А. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ....

"Современные подходы к внедрению культурных практик в работе с детьми раннего дошкольного возраста"

В современном дошкольном учреждении образовательная деятельность должна формироваться так, чтобы ребенок становился субъектом собственной, чтобы его деятельность служила основным средством его личност...

Педагогический совет по теме "«Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»

 «Современные подходы к внедрению культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста»...

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольного возраста. Методика и содержание работы

По содержанию все народные игры Поволжья классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В их много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождают...