Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
статья (средняя группа)

 Актуальность:   наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласочка»

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.

 Актуальность:   наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности. Роль логики при этом невозможно переоценить. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Особую значимость в развитии интеллекта ребенка имеют игры природоведческого содержания. К. Д. Ушинский писал, что логика природы - есть самая доступная для детей логика». В процессе таких игр у детей развиваются познавательные способности, воображение, речь.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.

Исследованием Л.А. Венгера  была также доказана эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей; ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения его воспитателем, а главное, от самостоятельности при решении задач. Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у детей седьмого года жизни.

Сначала неуверенность в решении умственной задачи, неумение логически рассуждать, потребность в помощи взрослого, затем самостоятельный поиск, нахождение разных вариантов решения, логическое рассуждение.

В процессе выполнения заданий воспитанники учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы. Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ. Воспитанники легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, так как игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

При подборе и проведении логико-математических игр   учитывались следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

Обучение приёму «Сравнение».

Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось».

«Учимся отгадывать загадки. Придумываем свои»;

Анализ – синтез.

Д/И «Дополни картинку», «Что для чего?», «Подскажи Незнайке», «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему?»;

Обобщение.

Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом», логические цепочки «Что сначала, что потом», «Найди лишнее»;

Классификация.

Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ»;

Систематизация.

Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов»;

Ограничение.

Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее», «Найди фрагменты изображений».

«Определи предмет по тени»;

Умозаключения.

Д/И «Потому, что…», «Логика», «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её»;

Установление причинно – следственных связей.

Д/И «Почему это произошло?», «Что сначала, что потом?»;

Смысловое соотнесение.

Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо», придумывание

небылиц;

-рассматривание картинок «Найди отличия», «Четвертый лишний»;

- чтение занимательных вопросов;

- задачи – шутки;

- графический диктант;

- участие в Олимпиадах по развитию математических способностей;

- КВН «Умники и умницы», математические развлечения, творческие задания «Нарисуй отгадку к придуманной загадке», «Загадай ребус и нарисуй его», «Придумай карточку -код».

Структура занятия

— Разминка

Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.

Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

— Физминутка

Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала.

Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

— Развивающая игра.

Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

  Основной задачей является  не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.  В  технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у  детей интерес к деятельности, пробудить мотив к творчеству, выстроить логическую цепочку, обобщив то, что дано в условии игры.

В   работе по применению дидактических игр используются  следующие  методы:  

1.Метод фокальных объектов Игры: «Карусель», «Маша - растеряша», «Черное - белое», «Перевертыши», «Перевирание сказки».

2.Метод противоречий Игры: «Хорошо - плохо», «На что похоже?», «Фантазии», «Чем можно заменить?», «Волшебные домики»

3.Метод морфологического анализа Игры: «Аукцион», «Фантастическое животное», «Было - стало», «Все в мире перевернулось»

4.Метод синектики Игры: «Сочини загадку», «Лото вопросов», «Логическая цепочка», «Паровозик времени», «Да - нетки»

 Таким образом: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. Участие дошкольников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ТРИЗ играх совершенствуется мышление, логика, воображение, речь, любознательность, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.  

Список использованной литературы

1. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.

3. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.

4. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»

Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...

деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....

Деловая игра для воспитателей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »

Я поделилась с коллегами опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»

laquo;Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста  через обучение игре в шахматы»...