«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
методическая разработка (старшая группа)
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 223.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №90 «Айболит»
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Подготовила: воспитатель Горшкова Е.М.
"Шахматы - логическая задача с большим количеством возможностей".
М. М. Ботвинник
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка старшего дошкольного возраста. Моя работа по шахматному образованию началась с изучения знаний детей о шахматах и диагностики по развитию логического мышления. Опрос родителей показал их заинтересованность в шахматном образовании детей, что послужило основанием разработки системы работы по обучению дошкольников игре в шахматы.
Представляю вашему вниманию модель организации педагогического процесса, которая реализуется в специально организованных формах обучения, совместной деятельности педагога и детей, а также самостоятельной деятельности.
Обучение проводится в игровой форме, дети выполняют занимательные задания, решают различные задачи, смотрят и слушают шахматные спектакли-сказки. Выполняют творческие задания – сочиняют сказки про шахматные фигуры, делают иллюстрации к задачам, придумывают свои задания.
Я рассматриваю обучение игре в шахматы, как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.
Организация моей работы по обучению детей игре в шахматы основывается на следующих принципах:
- последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;
- постепенности усложнения материала;
- индивидуально - дифференцированного подхода;
- принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.
Работа по обучению детей игре в шахматы рассчитана на два года: старшая и подготовительная группы.
- на первом подготовительном этапе интересный познавательный материал по шахматам дети получают в работе с подборкой «Умных книг». Далее я вызываю интерес к игре через представление презентаций, где знакомлю детей с историей шахмат, просмотр мультфильмов, рассматривание шахматных фигур, выполненных из разных материалов(«Черное и белое», «Кто быстрее», «Найди такую же», «Шахматная эстафета», «Ряд». Знакомлю с правилами обращения с шахматными фигурами.
- на втором этапе изучаем шахматную доску («Составь доску», «Вертикаль, горизонталь, диагональ», «Кто быстрее», «Рассеянный художник», «Игры с солдатиком», «Нарисуй доску».
- на третьем этапе знакомлю детей с фигурами, их перемещением и взаимодействием («Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Узнай по описанию», «Что изменилось?», «Шахматное лото», «Шахматное домино», «Шахматные лабиринты», «Один в поле воин», «Запретная фигура», «Что общего», «Угадай-ка», «Школа шахматных фигур». «Игра на уничтожение».
В подготовительной группе переходим к четвертому этапу, где я знакомлю детей видеть цель игры – постановка мата и самостоятельно идти к ней. На этом этапе начинаем играть с ограниченным количеством фигур. Использую такие игры как: «Захват контрольного поля», «Мат или не мат», «Шах или не шах», «Выиграй фигуру», «Атака неприятельской фигуры», «Рокировка», на этом этапе предлагаю игры-головоломки: «Перехитри часового», «Грозный ферзь», «Хитрый слон», «Ход коня», «Ограничение подвижности», «Игры без проигравших». На данном этапе важным является умение управлять своим поведением в ходе игровых действий.
- на пятом этапе закрепляются игровые навыки, и дети совершенствуются в решении шахматных задач. Дети, успешно освоившие правила игры назначаются помощниками педагога - тьютерами! Они совместно с воспитателем помогают другим детям, и очень горды своей ролью.
Здесь я детям предлагаю игры, перечисленные в четвертом этапе, но в более усложненной форме. Все используемые мною игры собраны и систематизированы в картотеку шахматных игр.
- на шестом заключительном этапе идет игра со всеми шахматными фигурами, расширяются знания о тактических приемах, активизируется логическое мышление.
Занимательный характер специально подобранных и разработанных дидактических заданий и мини-игр с шахматной тематикой способствует развитию логического мышления.
Очень важно, чтобы пройденный на занятиях материал закреплялся, поэтому помощь родителей необходима. Следовательно, участие родителей в достижении поставленной цели нельзя недооценивать. В помощь родителям в шахматном уголке создана библиотека «Шахматная страна» . Родители играют с детьми дома, находят правильное решение, дети, приходя в детский сад, обмениваются мнениями, впечатлениями. Часто вечером мамы и папы подсаживаются к играющим детям и с интересом включаются в игру.
Постепенно родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.
8.Литература
1.Веселы И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Зак В. Г., Длуголенский Я. Н. Я играю в шахматы. — Л.: Детская литература, 1985.
3. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
4. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. — М.: Педагогика, 1991.
5.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6.Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. — М.: Астрель; АСТ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста: "Зайкины игры".
Конспект образовательной деятельности....

Презентация к занятию "Дидактические игры с осенними листьями для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Целью презентации является создание картотеки дидактических игр, выполнение которых позволяет, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач....

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.
Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...

Статья "Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Статья...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игры по формированию элементарных математических представлений
Значение логических игр в ФЭМП...

«Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...


