Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.
картотека (подготовительная группа)

Литвина Татьяна Анатольевна

 

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном возрасте развивать мышление.  Одним из эффективных способов развития мышления являются дидактические игры, логико-математические игры и упражнения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_myshleniya.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

                                                                            Подготовила педагог-психолог Литвина Т.А.

     Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

     Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

     Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

     Развитию мышления в старшем дошкольном  возрасте принадлежит особая роль.

Мышление ребенка старшего дошкольного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

      Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс (мышление связано со всеми познавательными процессами, поэтому их тоже необходимо развивать). Но именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление. 

     В своем развитии ребенок проходит последовательные ступени интеллектуального развития: 

1.Наглядно-действенное мышление

2.Наглядно-образное мышление

3.Словесно-логическое мышление.

     1 этап. Наглядно-действенное мышление.
Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им польз

     2 этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

     3 этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление.
Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

     При правильно развитом мышлении ребенок способен:
* Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
* Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
* Классифицировать — группировать предметы по признакам.
* Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
* Конкретизировать — выделять частное из общего.
* Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета  с игнорированием других.

     Также ребенку доступны такие формы мышления как:

*Умозаключения -  установление связи между предметами, на основе которого делается заключение.

*Закономерности - установление связи между предметами, основанных на действии определенных законов.                                                                                                                          *Пространственное   мышление -  способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

 В старшем дошкольном возрасте одним из эффективных способов развития мышления являются дидактические игры, логико-математические игры и упражнения.

   

Картотека

Игр и упражнений по развитию мышления у дошкольников

«Найди 10 отличий»

Цель: развитие умения сравнивать.

Игроку необходимо найти отличия на двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Различия могут быть даже в незначительных деталях, так что необходимо очень тщательно изучать рисунки.

«Чем похожи, чем отличаются?»

Цель:  развитие умения находить черты сходства и отличия, развитие внимания.                  Детям предлагается найти черты сходства и отличия при рассматривании иллюстраций с изображением различных предметов. Например: яблоко-апельсин, лопата-топор, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

«Найди два одинаковых предмета»                                                                                                   Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.                             

Ребенку предлагаются:                                                                                                                    а)      рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых;
требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух
предметов;                                                                                                                                        б)      картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо
найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть                          в)      рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из
изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или
соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем
схожесть каждой пары.

«Сделай все предметы одинаковыми» Цель: Развитие умения  сравнивать несколько предметов сравнивая предметы, начиная с существенных признаков, развитие наблюдательности.

Игроку необходимо дорисовать предметы так, чтобы все они стали одинаковыми.

«Дополни картинку»  (изд-во «Весна дизайн», г. Киров)

Цель: развитие внимания, образной, смысловой памяти, логического и пространственного мышления.

Игровые карты раздаются участникам игры. Ведущий показывает карточку с фрагментом («заплаткой») детям. Игрок, который считает, что этот  фрагмент подходит к его карте, закрывает им белое пятно. Побеждает тот, кто первым закроет все пробелы на своих картах.

«Заплатки»  (из папки «Готов ли ты к школе» изд-во «Игра «Забавы в картинках», г. Киров)

Цель: развитие умения разделять  предметы на составляющие компоненты, сопоставлять часть предмета и целое.                                                                                                                А) Ребенку на своей игрой карте необходимо подобрать к коврику заплатку, не нарушая узор.

                                                                                                                                                                                        Б) Ребенку на своей игрой карте необходимо подобрать подходящий элемент к фигуре.

В) Ребенку на своей игрой карте необходимо выбрать части фигуры, которую разрезали на несколько частей.

«Разложи предметы»                                                                                                               Цель: формирование умений выполнять классификацию.                                               Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.

Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

«Летает – не летает»

Цель: формирование умений выполнять классификацию, развитие внимания, наблюдательности.

Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

 «Будь внимательным»

Цель: формирование умений выполнять классификацию, обобщение, анализ и синтез, развитие слухового внимания.

Педагог говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д.  После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

Игра «Разложи по порядку»

Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качества и свойства предметов.

Игрокам раздаются карточки с рисунками и предлагается вопрос-задание. Играющий в качестве ответа на полученный вопрос долженразложить свои картинки в соответствующей последовательности.  Вопросы: кто меньше?, что тяжелее?, Что сначала?, Что вместительнее?, Кто веселее? и т.д.

«Логические цепочки»

Цель: развитие умения находить взаимосвязь между предметами и явлениями, развитие логического мышления и речи.

Ребенку предлагается собрать цепочки их 4-6 карточек, подбирая  их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинкам.

Рассказы – загадки

Цель: развитие умения  анализировать в небольшом тексте признаки и свойства предметов, понимать смысл образных выражений.

«Что было ночью?»

«В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».

«Дождливая погода»

«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».

«Не покатались»

«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».

Продолжи предложения:

  • Мы включили свет, потому что … .
  • Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
  • Дети надели теплую одежду, потому что … .
  • Щенок громко залаял ,потому что … .
  • Алеша выглянул в окно и увидел … .
  • Таня проснулась утром и … .

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Упражнение «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Педагог  предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

«Ассоциации»

Цель: развитие внимания, логики, творчества, фантазии.

Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик — нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Дети любят играть со щенком и мячиком.

Математические круги

Цель:  развитие умения  работать с пересекающимися и непересекающимися множествами

Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.

Положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые — в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие — в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого — в большом большие квадраты, в маленьком — маленькие.

Отрицалки

Цель: развитие умения делать логические выводы методом отрицания/исключения

Необходимый инвентарь: опорные картинки.

Предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.

Геометрические игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»

Цель: развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, логики, воображения, сообразительности.

Используя все  части, плотно присоединяя их друг к другу, составляются различные изображения по образцам и по собственному замыслу. Собираются всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трех элементов. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все фигуры, сравнить их по размеру.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Через несколько занятий и игр с головоломкой, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все элементы головоломки.
Более сложной и интересной для детей является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

 

«Сложи квадрат» (игра Никитина)

Цель: тренировка  в  развитии  цветоощущения и сообразительности  при   решении  проблемы  частей,  целого,  их   возможных взаимоотношений   и  взаиморасположений.  

Варианты основных задач:
1. Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
2. Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
3. Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т.д. – перемешивайте детали. 
4. Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время». 
Дополнительные задачи:
1. Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей – предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
2. Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой), разложить по холодным и теплым цветам.
3. При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
4. Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
5. Потренируйте память – постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.

Кубики Дьеныша

Цель: Формировать умение выделять в объектах разнообразные свойства, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства одновременно

Обобщать объекты по одному двум или трем свойствам. Ускорять процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений

Моделировать понятия информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Развивать внимание, память, мышление.

Некоторые варианты игр и упражнений:

«Цепочка»: от произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную  цепочку.

Варианты построения цепочки:

1. Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

2. Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру) 3. Чтобы рядом были фигуры одинакового  цвета и размера и т.д

«Второй ряд»: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура :

* другой формы (цвета, размера)

*такой же формы, но другого цвета (размера)

*не такая по форме и цвету.

«Веселые картинки»: ориентируясь на образец, сложить картинку, например: слона, человечка.

«Кто хозяин?»: необходимо разложить блоки для персонажей в соответствии с указанными свойствами:

« Лисичка не любит красные игрушки, но  хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные,…»

«Игра с обручами» В процессе игры  с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами задача классификации блоков по трем свойствам и   моделируется разбиение множества на восемь классов с помощью трех свойств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр с математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителейРоль  дидактических игр с  математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам математических- дидактических игр»( 2020)

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников- особая область познания, в ...

Аттестационный материал 2019г. Система работы по теме: "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Система работы по теме: "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

Аттестационный материал 2019г. Перспективный план работы с детьми по теме:"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры." (старшая группа)

Перспективный план проведения дидактических игр на развитие логического мышления в старшей группе на 2017-2018 учебный год....

Аттестационный материал 2019г. Перспективный план работы с детьми по теме:"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры." (подготовительная группа)

Перспективный план работы с детьми по теме:"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры." (подготовительная группа)...