"Арт-терапия с детьми ОВЗ"
методическая разработка

Карякина Ирина Сергеевна

Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Метод арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx107.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК»

« Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ »image001

                                                 

П                                                                                                        Педагог– психолог

                                                        Карякина И.С.

2022 г.

Пояснительная записка:

Зачастую обычный ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств,что уж ту говорить о ребенке с  ОВЗ (ЗПР, РАС, ТНР). Ребенок с ОВЗ не может формировать и передавать свои эмоции,как у ребенка нормы : переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. У ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей. Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию.

Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в социум».

В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.

Одним из методов введения ребенка в социум является   арт-терапия.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Метод арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

Арт-терапия дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и

повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе.

Задачи которые решает арт-терапия в работе с детьми:

  • Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.
  • Компенсирует недостающие возможности.
  • Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.
  • Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.

Форма работы с   ребенком с ОВЗ  -  индивидуальная.  

Периодичность занятий по арт-терпаии составляет около 2-х занятий в неделю, с  продолжительностью до 15 минут младший возраст, и дошкольный возраст до 30 минут.

Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на занятие.  Важно находиться рядом и наблюдать и направлять его. Бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии? Это проблемы:

  • Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  • Снижение уровня стресса при адаптации
  • Преодоление  тревожных расстройств.
  • Преодоление возрастных кризисов.
  • Повышение навыков коммуникации.
  •  Преодоление фобий.

В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как ребенок проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Выделяются основные этапы в работе  арт-терапии:

  •  Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  • Основной этап — работа с ребенком. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
  • Завершающий этап- «продукт» творчества ребёнка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».  

В своей арт-терапевтической работе  с детьми с ОВЗ  я применяю нетрадиционные техники рисования: пальчиковое рисование. (Проведено множество исследований, которые доказывают, что наши руки взаимосвязаны с вниманием, мышлением, памятью и другими важными функциями сознания. Например, Мария Монтессори заметила, что, если у малыша проблемы с речью, скорее всего, виновата именно мелкая моторика: в нашем мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко друг к другу. Когда начинаешь заниматься и развивать эту сферу, речь нормализуется, так как активность одной зоны в мозге заставляет работать центры, расположенные рядом.)

У этого вида творчества есть много важных преимуществ:

  • сенсорное развитие;
  • изучение цветов и оттенков;
  • активация всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, прикосновений;
  • укрепление мышц рук;
  • терапевтический эффект (через рисование пальцами можно выразить свои чувства);
  • стимуляция воображения и творческих способностей;
  • много положительных эмоций.

Пальчиковое рисование имеет несколько видов рисования:

  • метод «тычка» подушечками пальцев;
  • отпечаток ладошкой;
  • отпечаток ребром ладони;
  • прокрутка кулачком;
  • отпечаток средней фаланги пальцев.

В работе могут использоваться краски специально созданные для рисования пальчиками (они гиппоаллергены), или же гуашевые краски.

Так же в арт-терапии есть техника рисования «Мандала», Цветотерапия (от 3-х лет), МАК-терапия (применения метафорических карт (от 5 лет), техника «Фототерапия» (от 3-х лет), техника «Мобильный репортаж» ( от 12-18 лет)

Сегодня на  семинаре -практикуме я хочу вам предложить  создать  новогоднюю композицию с помощью наших пальчиков. Перед вами лежат заготовки открыток,

так как наступающий Новый Год у нас год Кролика, то сегодня мы с вами воплотимся в настоящих художников, и раскрасим этих милых друзей своими пальчиками.

Мастер-класс « Снежный кролик»

Цели:   

  • Учить рисовать с помощью отпечатков пальцев;
  •  Развивать эстетическое и образное восприятие;
  •  Воспитывать любовь и уважение к животным, к природе, традиционным  праздникам.

Материал:  презентация, музыка, заготовки открыток бумаги ,гуашь белого цвета, влажные салфетки, гуашь чёрного цвета и ватные палочки, гелиевые ручки: серебристого и золотистых цветов.

Ход:

Педагог - психолог предлагает отгадать загадку:

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку .

(зайчик, кролик)

Уважаемые коллеги, скоро наступит самый сказочный и семейный праздник, правильно - Новый Год! 2023 год, год «Чёрного водяного кролика».  А вы знали, что  кролики социальные животные, то есть в дикой природе живут группами. Это отличает их от зайцев, которые больше склоняются к одиночеству. Длина кроличьих ушей может превышать 10 сантиметров, а мировой рекорд составляет без малого 80 сантиметров. Кроличьи глаза устроены очень необычно — эти создания могут видеть, что творится позади них, даже не поворачивая головы.

По мнению астрологов, характеристики года повторяют норов животного. Кролик (или Кот) – существо мягкое, ласковое и нежное. Оно не способно нанести серьёзного вреда. Год Кролика сулит добро, романтику, общение, семейное счастье. Считается, что в этот год семейные конфликты и размолвки с дорогими людьми обойдут стороной. А вот дом, напротив, станет полной чашей. 

Перед вами лежат заготовки,уже с нарисованным контуром кролика, вам необходимо только сделать его пушистым с помощью наших пальчиков.

Но для начала, уважаемые коллеги,нам нужно размять свои пальчики прежде чем приступить к работе.

Пальчиковая гимнастика

Чтоб красиво рисовать,нужно с пальцами играть:

Вот большой, вот средний палец. Безымянный и последний...

Наш мизинчик малышок!

А какой мы пальчик забыли? Верно! Указательный!

Этапы выполнения работы:

 1. Кончиком пальца раскрасить ушки, тело, хвостик, лапки.

2. Чёрным фломастером дорисовать глазки, носик и усики.

3. Внутри открытки написать пожелания себе на новый год.

Какие прекрасные работы у вас получились коллеги! Надеюсь новый символ года принесёт вам только счастье в новом году! С наступающим Новым Годом, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия с детьми дошкольного возраста...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной презентации представлена картотека игр с песком по возрастам-от года до трёх; с трёх до пяти; для старшего дошкольного возраста.Информация полезна как педагогам так и родителям....

Арт-терапия с детьми с нарушениями речи

В своей статье я рассматриваю возможности использования арт-терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции нарушений. Занимаясь творчеством, ребенок дает выход своим чувствам. Поэтому...

НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ.

Занятие посвящено ·         бесконфликтным способам поведения и взаимоотношениям со сверстниками;релаксации, самоанализу детей.Снятие эмоционального напря...

Технология клоун-терапии с детьми, находящимися на стационарном лечении в медицинских учреждениях, и с семьей онкобольного ребенка, находящегося дома.

Представленная технология является авторской разработкой арт-терапевтической работы с семьями онкобольных детей, находящихся на попечении Детского Хосписа. В данной технологии представлена структура к...

презентация "Песочная терапия с детьми дошкольного возраста"

презентация "Песочная терапия с детьми дошкольного возраста"...