Круглый стол для педагогов ""Условия успешного развития игры в детском саду"
учебно-методический материал

Лаврентьева Анна Александровна
Детство - это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому человеку. Надо помнить: отнимая у ребенка игру - мы крадем мир детских переживаний, стремлений, отношений!
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
    В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к условиям развития игровой деятельности дошкольников.
    Важнейшему виду деятельности - игре, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике, воспитании и развитии. В концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол для воспитателей

«Условия успешного развития игры в детском саду» 

Детство - это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому человеку. Надо помнить: отнимая у ребенка игру - мы крадем мир детских переживаний, стремлений, отношений!

Цель:объединить усилия коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности в ДОУ. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.

Задачи:

1. Повысить уровень педагогов по вопросам организации игры в детском саду.

2. Способствовать творческому поиску условий успешного развития игры в ДОУ.

3. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.

4. Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.

Содержание:

1. Доклад старшего воспитателя

2. Педагогическое интервью.

Высказывания воспитателей на следующие вопросы:

- "Что такое "игра" и "игрушка" и почему она нужна дошкольнику?"

- "Каково развитие игры на современном этапе? В чем причины?

- "Нудно ли учить детей играть?

3. "Во что играют наши дети?"

- опрос детей старшей и подготовительной групп

4. "Играем от души, играем вместе!"

- Просмотры фрагментов игровой деятельности. Обмен мнениями по вопросам организации игрового пространства в группе и на участке.

5. Деловая игра "Этапы развития сюжетно-ролевой игры. Условия перехода от совместной игры со взрослым к самостоятельной игре"

6. Устный журнал "Родителям об играх и игрушках"

- конкурс на лучшую информацию для родителей

7. Мозговой штурм "Условия успешного развития игры в детском саду"

Результат:

  1. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

    В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к условиям развития игровой деятельности дошкольников.

    Важнейшему виду деятельности - игре, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике, воспитании и развитии. В концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни».

   Игровая деятельность не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задается взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заменители, другие средства изображения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

   Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь -строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием. начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

   Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры 

   Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

    Таким образом, игра дошкольников будет развиваться, если педагог:

1. Организует предметную среду:

- поэтапно вводит игрушки (предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться, в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития игры);

- соотносит сюжет игры с опытом взаимодействия с внешним миром у ребенка.

2. Обеспечивает руководство игрой:

- помогает отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу;

- помогает ребенку принять роль персонажа, который задан в сюжете игры, на себя;

- играет вместе с детьми;

- обеспечивает условия для активизации самостоятельной игры дошкольников;

- ставит детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игры;

- ориентирует ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстникам;

- связь между ролью и связанными действиями должна быть раскрыта ребенку взрослыми.

3. Обеспечивает благоприятную атмосферу:

- создание доверительных отношений;

- отсутствие критики в оценке деятельности детей;

- внимание к каждому ребенку.

   Таким образом, только при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет успешным и результативным 

Результат:

Интересными ответами педагогического интервью были следующие:

"Игра и игрушка - важнейшие составляющие детства и культуры общества". Ученые сделали вывод: какова культура, таковы и игрушки. Например, на ранних ступенях развития человечества дети рано становились самостоятельными. В силу этого, игрушки были в форме орудий труда, оружия, предметов быта. С помощью таких игрушек как лук, стрелы, лодочки, сделанные в миниатюре, мальчики осваивали навыки охоты, рыболовства. Куклы и предметы быта приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

В России на протяжении веков был очень высокий уровень культуры, которая сочеталась с игровой культурой. Широкое распространение получили народные деревянные, глиняные игрушки (Гжель, Дымково). После Октябрьской революции в стране при министерстве просвещения был создан художественно-методический совет по игрушке. В Загорске был открыт техникум, подготавливающий специалистов игрушечного производства.

Игра тесно связана с временем, эпохой. Например, игре в войну не одна сотня лет. Меняется содержание игры - кто с кем воюет, каким оружием. Играли в "красных" и "белых", в "наших" и "немцев", теперь играют в Бэтманов, Человеков-пауков.

Почему нужна игра дошкольнику? Лучшие ответы

"Игра удовлетворяет потребности ребенка в движении, в общении"

"Игра способствует формированию психических процессов, в том числе воображения"

"Игра является мощным стимулом интеллектуального развития дошкольника"

"Игра - это школа произвольного поведения"

"Игра - школа морали в действии (учит нравственным нормам)"

"Игра - свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке"

"Игра является средством диагностики психического состояния ребенка"

"Во что играют наши дети?"- опрос детей старшей и подготовительной групп осуществлялся по следующим вопросам:

- Какие игры ты знаешь?

- Во что любишь играть?

- Знаешь ли ты правила своей любимой игры?

- Можно ли нарушать правила игры?

- Что будет, если играющий нарушит правила?

Полученные данные свидетельствуют о том, первое место занимают компьютерные игры. На втором - спортивные и подвижные игры. Третье место занимают настольные игры, конструкторы, пазлы. Уходят игры социальные, а именно они способствуют вхождению ребенка в окружающий мир. Не все дети понимают что такое правила игры и связывают нарушение правил не с тем, что игра не получится, а с некоторыми санкциями, запретами на игрока.

Правомерным стал вопрос: "Надо ли учить детей играть?" Конечно надо. Чтобы повысить уровень детской игры, обогатить ее, показать ее широкие возможности для развития ребенка.

"Играем от души, играем вместе!" - просмотры фрагментов игровой деятельности повысили педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации игрового пространства, в вопросах участия взрослого в той или иной игре.


Деловая игра позволила педагогам усвоить условия поэтапного перехода в сюжетно-ролевой игре действий от совместной игры со взрослым к самостоятельной игре.

Очень интересно и живо прошел Устный журнал "Родителям об играх и игрушках". Педагоги подготовили интересный материал для конкурса. Лучшие разработки в дальнейшем были представлены в Уголках для родителей.

Завершающим этапом стал Мозговой штурм, результатом которого стали следующие условия успешного развития игры в детском саду:

- Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр.

- Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через различные источники информации (экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, музыкальный репертуар, художественно-творческую деятельность, беседы, наблюдения и др.)

- Непосредственное участие взрослого в свободной игровой деятельности при помощи различных приемов (проблемных ситуаций, подсказывающих ситуаций, проблемных вопросов, принятие на себя роли, разрешение конфликтной ситуации и др.)

Вывод. Нельзя ждать от игры некоего чуда: дали детям игрушки и их развитие стало набирать обороты. Игра, как и любой вид человеческой деятельности, передается людьми умеющими играть. Не все дети это умеют. Поэтому роль умелого партнера по игре должен взять на себя воспитатель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?"

Просвещение родителей по проблемам адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению...

Круглый стол для педагогов. Тема "Условия успешного развития игры в детском саду".

Только при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет успешным и результативным....

«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...

Протокол нетрадиционного родительского собрания №3 в форме «круглый стол» во второй младшей группе «Матрешка» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».

Присутствовало: 17 чел.Отсутствовало:10чел.Повестка дня:«Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педагогических ситуаций.«Я – родитель». Разговор о правах и обязан...

Протокол нетрадиционного родительского собрания №3 в форме «круглый стол» во второй младшей группе «Матрешка» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».

Повестка дня:«Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педагогических ситуаций.«Я – родитель». Разговор о правах и обязанностях детей, родителей и воспитателей.Разн...