Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей
учебно-методический материал (средняя группа)

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению дет ского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для развития будущей творческой личности. Поэтому, необходимо вовремя развивать и совершенствовать уникальные способности детей.

Безусловно, особое место в столь сложной и необычайно важной работе занимает такая продуктивная деятельность как изобразительное творчество. Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Начиная уже с младшего возраста, у ребёнка возникает естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берёт в руки карандаши, кисти, краски, бумагу, и начинается процесс творчества. Но порой образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, и юный художник испытывает неудовлетворённость и разочарование. Недоразвитие мелкой моторики рук, и, как следствие, несформированность графических навыков и умений, мешают ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению дет ского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для развития будущей творческой личности. Поэтому, необходимо вовремя развивать и совершенствовать уникальные способности детей.

Безусловно, особое место в столь сложной и необычайно важной работе занимает такая продуктивная деятельность как изобразительное творчество. Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Начиная уже с младшего возраста, у ребёнка возникает естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берёт в руки карандаши, кисти, краски, бумагу, и начинается процесс творчества. Но порой образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, и юный художник испытывает неудовлетворённость и разочарование. Недоразвитие мелкой моторики рук, и, как следствие, несформированность графических навыков и умений, мешают ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

В своей практике я столкнулась с тем, что порой дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Я считаю, что главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызывают разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

В своей работе мною были определены следующие цели:

- развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- формировать познавательную и исследовательскую активность;

-воспитывать у детей веру в свои силы и в свои творческие способности;

-развивать художественные и творческие способности, художественный вкус.

Для достижения этих целей я стала использовать на занятиях по рисованию с детьми младшего возраста нетрадиционные художественно - графические техники, т. к. именно они позволяют ребёнку без особых усилий быстро достичь желаемого результата. Дети с удовольствием выполняли задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Ребятам было интересно и увлекательно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Единственный страх, который остался у детей – страх испачкать руки – исчез после первого же занятия. С тех пор, как я начала использовать на занятиях по рисованию нетрадиционные техники, я часто стала слышать от детей вопрос: «Что мы сегодня будем рисовать?»

Следует отметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому, на своих занятиях я стараюсь активизировать внимание детей при помощи таких стимулов, как:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент (любимый герой сказки приходит в гости);

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимосвязь художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому создаётся эмоциональный настрой, вызывается желание самостоятельно передать образ в своей работе. Поэтому на своих занятиях я использую отрывки из произведений художественной литературы, музыкальных произведений. Беседы на занятиях сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов. Чтобы предупредить утомляемость у детей, внести разнообразие, доставить радость и удовольствие, я подбирала к занятиям соответствующие пальчиковые игры, физкультминутки, игры малой подвижности.

Результат детского творчества обязательно должен иметь практическое значение в глазах самих детей, на мой взгляд, это способствует большей заинтересованности детей самим процессом труда. Поэтому работы, нарисованные детьми, участвуют в выставках, в качестве подарков дарятся мама, папам, используются для украшения группы.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что моя работа нацелена не на приобретение дошкольникам определённых знаний, умений и навыков, а на естественное и непринуждённое приобщение маленьких детей к миру изобразительного искусства, на развитие их активного интереса к рисованию, на развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества.

На занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь:

- вызывать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

- побуждать детей изображать доступными для них средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;

- помогать детям осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения светлых, тёмных и новых цветов и оттенков;

- сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по цвету;

- постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что моя работа нацелена не на приобретение дошкольникам определённых знаний, умений и навыков, а на естественное и непринуждённое приобщение маленьких детей к миру изобразительного искусства, на развитие их активного интереса к рисованию, на развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в развитии художественно- творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Кинетический песок."

Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе художественного творчества дошкольники испытывают целую гамму чувств: радуются созданному красивому из...

Методический час "Применение современных технологий для развития познавательной активности у детей."

Современные технологии вызывают у ребенка интерес, что способствует желанию узнавать что - то новое. В разработке предложен теоретический материал об использовании современных технологий....

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент фор...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...

Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет

Статья "Применение креативных технологий для развития музыкально-ритмических способностей детей 6-7 лет"...