Проект "Народные промыслы"
проект (старшая группа)
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promysly.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-творческий проект
«Народные промыслы России»
Для детей 5-6 лет
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: краткосрочный, 09.03.2020-24.03.2020, две недели.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.
Новизна. Новизна данного проекта заключается в использовании информационно-компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в художественную изобразительную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствует развитию чувства прекрасного.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, Филимоновской, каргопольской игрушкой, хохломской и городецкой росписью, гжелью, росписью.
- Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
- Учить использовать растительные элементы.
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Планируемые результаты проекта:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
- Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома? »
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Филимоновские свистулек»
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Рисование «Филимоновские игрушки»;
3. Рисование «Дымковская барышня», «Олешек»;
4. Рисование матрешек;
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;
7. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми краеведческий музей;
Обобщающий этап
Оформление выставки рисунков детей.
Результативность проекта:
В результате проекта улучшилось знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Дети научились ориентироваться в различных видах росписи, умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
ПЛАН ПРОЕКТА
Дата | Тема | ООД | Совместная деятельность педагога с детьми |
9 | Тема: «Веселая дымка» Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. | ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Роспись дымковской игрушки. Олешек» Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти и ватными палочками на объемной форме. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками). Продолжать учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании. | - просмотр презентаций «Дымка» - рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка» - раскрашивание раскрасок «Дымка» - разучивание стихотворения про дымку |
10 | Тема: «Филимоновские игрушки» Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. | ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ «Знакомство с филимоновской игрушкой» просмотр презентаций «Филимоновская игрушка» | - рассматривание иллюстраций, игрушек - используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек - дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку». |
13 | Тема: «Золотая хохлома» Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус. | ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ «Знакомство с хохломским промыслом» Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи. Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т.д.) особенности красок. Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине. | просмотр презентаций по теме - рассматривание образцов хохломской росписи - работа в раскрасках «Хохлома» - рисование хохломских узоров - разучивание стихотворения про хохлому |
14 | Тема: «Яркий Полхов – Майдан» Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус. | ОО «Речевое развитие» развитие речи Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки | - просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана» - рассматривание матрешек - раскрашивание раскрасок «Матрешки» - рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана - игры с народными игрушками |
15 | Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие. | «Рисование по мотивам Городецкой росписи» Учить детей украшать предметы элементами декоративного узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, формы, цвета | - чтение и заучивание стихотворении о Городце - просмотр презентаций - дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее» - практическое задание «Обведи элемент» - рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи - сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров» |
16 | Тема: «Голубая гжель» Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус | ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ «Эта звонкая сказка - Гжель» Учить детей украшать предметы элементами декоративного узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, формы, цвета ( на белом фоне голубые , синие узоры ) , творческие способности. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров. гжельской росписи. | рассматривание иллюстраций - просмотр презентаций - рисование элементов Гжельской росписи - раскрашивание раскрасок «Гжель |
17 | Тема: «Голубая гжель» Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус | ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Роспись гжельской посуды» учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели» познакомить с гжельским промыслом, рассказать об особенностях гжельских узоров - изменении насыщенности цвета в элементах росписи. развивать чувство формы и композиции. воспитывать интерес к народному искусству | рассматривание иллюстраций - просмотр презентаций - рисование элементов Гжельской росписи - раскрашивание раскрасок «Гжель |
20 | Тема: «Каргопольской игрушка» Цель: познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие. |
«Путешествие в Каргополь» Цель: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Рисование «Каргопольская игрушка – лошадка» | просмотр презентаций - просмотр иллюстраций - игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..» - дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор» - чтение рассказов, стихов о народных игрушках - предварительная лепка лошадок - отрабатывание приемов последовательности рисования узоров - украшение бумажных силуэтов |
21 | Тема: «Веселая дымка» Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. | «Роспись дымковской игрушки. Барышня» Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти и ватными палочками на объемной форме. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками). Продолжать учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании. | просмотр презентаций «Дымка» - рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка» - раскрашивание раскрасок «Дымка» - разучивание стихотворения про дымку |
23 | «Народные промыслы России» | ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование по замыслу по мотивам народных промыслов | просмотр презентаций - просмотр иллюстраций - игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..» - чтение рассказов, стихов о народных игрушках |
24 | «Народные промыслы России» | ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ «Народные промыслы России» Цель. Формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка). Задачи. 1.Расширять и закреплять представление детей о русских народных промыслах. 2. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи. 3.Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений русских мастеров. 4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. 5. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. 6. Развивать внимание, познавательную активность. 7. Развивать логическое мышление, память. | просмотр презентаций - просмотр иллюстраций - игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..» - чтение рассказов, стихов о народных игрушках |
Мониторинг
«Народные промыслы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...