Проект "Народные промыслы"
проект (старшая группа)

Мишакина Оксана Дмитриевна

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект

«Народные промыслы России»

Для детей 5-6 лет

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный, 09.03.2020-24.03.2020, две недели.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:  

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Новизна. Новизна данного проекта заключается в использовании информационно-компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в художественную изобразительную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствует развитию чувства прекрасного.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, Филимоновской, каргопольской игрушкой, хохломской и городецкой росписью, гжелью, росписью.

- Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

- Учить использовать растительные элементы.

- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать навыки художественного творчества детей.

Планируемые результаты проекта:

- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

- Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

- Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Филимоновские свистулек»

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Рисование «Филимоновские игрушки»;

3. Рисование «Дымковская барышня», «Олешек»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;

7. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

 1. Подвижные народные игры;

 2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

 3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми краеведческий музей;

Обобщающий этап

Оформление выставки рисунков детей.

Результативность проекта:

В результате проекта улучшилось знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Дети научились ориентироваться в различных видах росписи, умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.

ПЛАН ПРОЕКТА

Дата

Тема

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

9

Тема: «Веселая дымка»

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

«Роспись дымковской игрушки. Олешек»

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти и ватными палочками на объемной форме. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

- просмотр презентаций «Дымка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

10

Тема: «Филимоновские игрушки»

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ

«Знакомство с филимоновской игрушкой»

просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

- рассматривание иллюстраций, игрушек

- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».

13

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ

«Знакомство с хохломским промыслом»

Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи.

Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т.д.) особенности красок.

Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.

просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения про хохлому

14

Тема: «Яркий Полхов – Майдан»

Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

ОО «Речевое развитие» развитие речи

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки

- просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана»

- рассматривание матрешек

- раскрашивание раскрасок «Матрешки»

- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана

- игры с народными игрушками

15

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

«Рисование по мотивам Городецкой росписи»

Учить детей украшать предметы элементами декоративного узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, формы, цвета  

- чтение и заучивание стихотворении о Городце

- просмотр презентаций

- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

- практическое задание «Обведи элемент»

- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

16

Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства -  гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ

«Эта звонкая сказка - Гжель»

Учить детей украшать предметы элементами декоративного узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, формы, цвета  (   на белом фоне голубые , синие узоры ) , творческие способности. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров. гжельской росписи.

рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель

17

Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства -  гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Роспись гжельской посуды»

учить детей расписывать посуду по мотивам «гжели» познакомить с гжельским промыслом, рассказать об особенностях гжельских узоров - изменении насыщенности цвета в элементах росписи. развивать чувство формы и композиции.  воспитывать интерес к народному искусству

рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель

20

Тема: «Каргопольской игрушка»

Цель: познакомить детей с одним из видов народно-декоративного искусства – каргопольской глиняной игрушкой; учить расписывать силуэтные изделия каргопольским декоративным узором; развивать эстетическое восприятие.

  1. ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ

«Путешествие в Каргополь»

Цель: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

  1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Каргопольская игрушка – лошадка»

просмотр презентаций

- просмотр иллюстраций

- игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..»

- дидактические игры «Дорисуй», «Создай узор»

- чтение рассказов, стихов о народных игрушках

- предварительная лепка лошадок

- отрабатывание приемов последовательности рисования узоров

- украшение бумажных силуэтов

21

Тема: «Веселая дымка»

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

«Роспись дымковской игрушки. Барышня»

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти и ватными палочками на объемной форме. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании.

просмотр презентаций «Дымка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

23

«Народные промыслы России»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование по замыслу по мотивам народных промыслов

просмотр презентаций

- просмотр иллюстраций

- игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..»

- чтение рассказов, стихов о народных игрушках

24

«Народные промыслы России»

        ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ

«Народные промыслы России»

Цель. Формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка).

Задачи.

1.Расширять и закреплять представление детей о русских народных промыслах.

2. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.

3.Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений русских мастеров.

4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

5. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

6. Развивать внимание, познавательную активность.

7. Развивать логическое мышление, память.

просмотр презентаций

- просмотр иллюстраций

- игровые задания «Правильно подбери..», «Найди ошибку..»

- чтение рассказов, стихов о народных игрушках

Мониторинг  

«Народные промыслы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...