Система формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста в работе с мультфильмами
статья

Орлова Татьяна Михайловна

Мультфильм — наиболее эффективный в условиях стационарного отделения воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия детей: зрение и слух. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разумно организованный досуг, обладая культурно-развивающим потенциалом, позволяет приобщить ребенка к духовной культуре, воспитывать эстетические чувства, стимулировать  развитие его способностей, интеллекта, воображения, активизировать его познавательную и трудовую деятельность. Одна из наиболее доступных форм досуга для детей является просмотр мультипликационных (анимационных) фильмов.

Мультфильм — наиболее эффективный в условиях стационарного отделения воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным духовно-нравственным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Необходимо отметить, что большинство мультфильмов советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Цель моей работы с детьми в данном направлении – это  создание условий для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств в работе с мультфильмами.

Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материла и слова воспитателя.

  1. Вступительное слово. Воспитатель говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о… (высказывает общую мысль сюжета), либо задает проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Самый главный» спросить у детей, какая профессия, на их взгляд, самая важная и почему.
  2. Показ мультфильма.
  3. Беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. Задача — получение детьми нового знания; игра на основе выводов, упражнения.
  4. Крайне важно после просмотра, при возникновении определенной ситуации, возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку. Например, образ лентяя Нехочухи настолько ярко входит в сознание ребенка, что его можно вспоминать, когда он начинает капризничать «не хочу — не буду». Фраза: «Молодец. Будешь, как великий Нехочуха» может привести ребенка к правильным действиям.

5. Сюжетно-ролевая игра на основе сюжета мультфильма.

К мультфильмам разработаны вопросы, направленные на овладение знаниями по целеполаганию.

Проанализировав большое количество  мультфильмов советского периода, были  отобраны наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания, такие, например, как:

«Цветик-семицветик», «Союзмультфильм», 1948 г.

Цель: показать, что цель нужно определять осознанно, предварительно подумав, что она возникает из проблемы.

Формируемые представления: выбор цели.

Вопросы:

Были ли у Жени цели, когда у нее в руках оказался цветик-семицветик?

Какое первое желание загадала Женя? Какой получила результат? С толком ли она потратила лепесток? Могла ли Женя без цветка достичь этого результата?

Какое второе желание загадала Женя? Почему она его загадала? Стоило ли тратить лепесток?

Какое было третье желание? Зачем она его загадала? Можно ли было обойтись без него?

Каково было четвертое желание? Можно ли было без него обойтись?

Каково было пятое желание? Почему Женя захотела иметь все игрушки?

Каково было шестое желание?

Стало ли что-то в ее жизни и жизни других людей лучше, когда исполнялись ее первые шесть желаний?

Что Женя загадала в седьмой раз? Какой получила результат?

Исполнение какого желания принесло Жене больше всего радости? А кому еще оно принесло радость?

Посоветуйте Жене, как можно было бы распорядиться цветиком-семицветиком? Как нужно выбирать цель?

Вывод: Женя бестолково потратила шесть лепестков, не задумываясь о своих желаниях. Лишь только когда она увидела проблему и подумала, то загадала правильное желание, и достижение цели стало ее решением. Бездумно выбранные цели не приводят к результату, да еще и приносят ненужные проблемы.

Упражнение: у каждого из вас есть один лепесток цветика-семицветика. Давайте представим, что каждый лепесток исполняет одно желание. Как вы распорядитесь своим лепестком?

 «Нехочуха», Творческое объединение «Экран», 1986 г.

Цель: показать, что лень и постоянные удовольствия не приносят никакого результата.

Формируемые представления: отрицательное отношение к лени.

Вопросы:

Что мальчик не хотел делать и не делал?

Что из этого можно делать и почему?

Понравился ли вам великий Нехочуха? Почему?

Что нужно делать, чтобы не стать таким?

Как нужно жить: по принципу «хочу — не хочу» или «надо — не надо»?

Вывод: мальчик не хотел ничего делать. Но когда увидел, что, живя так, он станет отвратительным Нехочухой, решил, что надо жить по принципу «надо — не надо», а не «хочу — не хочу».

Считаю, что просмотр мультипликационных фильмов советского периода окажут положительное влияние на стабилизацию эмоционального состояния детей, освоение воспитанниками социальных форм выражения чувств, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"

Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...

"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори

Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Так как образовательная система Марии Монтессори...

«Система работы по формированию графических навыков детей дошкольного возраста"

Наиболее, важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму....

«Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с различными материалами (аппликация)».

Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник....

Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию по теме: "Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"...

Система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"

Представлена система работы по теме "Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений"...